Свадебная мода Кёнигсберга начала ХХ века


Пережив за последние годы настоящий бум увлечения историей нашего города, мы сегодня хорошо представляем, как выглядел Кёнигсберг в начале ХХ века. Сохранившиеся здания той поры реставрируются и восстанавливаются, а о безвозвратно утраченных строениях рассказывают многочисленные фотографии и гравюры. Однако, хотя архитектуру образно и называют «музыкой в камне», эта музыка не звучит без людей, населяющих город. А о повседневной жизни кёнигсбержцев, надо признать, мы знаем не так уж и много. Свадебные фотографии начала ХХ века, предоставленные Альфредом Гёрлицем из Гамбурга, немного восполняют этот пробел.

Прошло почти сто лет, но и сегодня, увидев молодоженов в подобных свадебных нарядах, мы бы не удивились. Может, и выглядят они чуть наивно и патриархально, но вполне соответствуют современным тенденциям свадебной моды. Это лишний раз подчёркивает консервативность ритуала бракосочетания, прошедшего через века практически в неизменном виде. Однако придирчиво сравнив фото 20-х и фото 30-х годов XX века, можно заметить, как модные тенденции влияют на одежду молодоженов.


Угловатая женщина-мальчик

В 20-е годы, после Первой мировой войны, в германской моде наступил коренной перелом. Прически стали короче. Женский костюм умышленно разделили на две части - на лиф и юбку. Причем длина юбки сократилась настолько, что она едва прикрывала колени. Фасон платьев был одинаков - лиф имел глубокий вырез, а руки, спустя много десятилетий, опять обнажились. Основой ежедневных и вечерних дамских туалетов стала подчеркивающая неопределенность пола, ровная рубашка с двумя швами на боках. В моду вошел стиль, который сегодня мы бы назвали унисекс.

В 1922 году вышла в свет повесть Виктора Маргеритта «Ле гарсон» («Мальчик»), по заглавию которой и было названо новое направление в моде.

Самым вызывающим нововведением этого течения стали открытые ноги, на которых намеренно сосредотачивалось внимание. Промышленность в огромном количестве начала производить шелковые прозрачные чулки телесного цвета и элегантные остроконечные туфли с большим вырезом. Господство блондинок было свергнуто. В Германии родился образ женщины-вамп - хрупкой, бледной, с черными волосами, стриженными коротким «каре» и прямой челкой, спадающей на накрашенные глаза.

Посмотрите на свадебную фотографию Отто и Элизабет Гёрлитц, которые поженились в Кенигсберге в 1920 году. Двадцатые годы только начинаются, но платье у Элизабет уже укорочено, руки наполовину обнажены, стрижка короткая – все модные тенденции налицо. Отто одет в пальто-сюртук (Gehrock) и рубашку с жестким накрахмаленным воротничком. Такой мужской костюм выйдет из моды только к концу 20-х годов.


Акцент на женственность

Сегодня тридцатые годы ХХ века называют самым романтическим периодом в мировой моде. Прямоугольный силуэт 20-х годов ушел в прошлое. В моду вновь вошло декольте, но если спереди оно было слегка приоткрыто, то спина оголилась практически полностью.

Женственные формы, грудь, талия, бедра подчеркивались шелковыми тканями, плавно струящимися книзу. Юбки удлинились до и ниже колен. Ввиду обнищания населения стало уместным сочетать одну деталь костюма с другой и пользоваться бижутерией. Зато в вечерней моде богатых дам начал господствовать гламур – блестящие платья, сверкающие бриллианты, меховые боа и страусиные перья.

Причёски удлинились до плеч и стали тщательно укладываться. Кудри снова завоевывали мир. Десятилетие тридцатых прошло под знаком Греты Гарбо и Марлен Дитрих – они ввели в моду прически с мягкими волнами и золотистым отливом.

Благодаря этим кинодивам идеалом женщины стала голубоглазая блондинка с ярко выраженными скулами. Лоб красавицы 30-х годов был открыт, брови выщипаны и «удивленно приподняты» с помощью подводки. Агрессивный броский грим «а-ля вамп» ушел в прошлое. Теперь румяна тщательно размазывались, а губы тонко подводились карандашом.

Густав и Маргарет Гёрлитц поженились в Кёнигсберге в 1930 году. Соответствует ли свадебный наряд Маргарет заявленным модным тенденциям? Безусловно. Платье до пола, руки закрыты, причёска завита в кудри, лоб открыт – Маргарет очень похожа на Марлен Дитрих. На Густаве Гёрлице все ещё рубашка со стоящим воротником (отголосок 20-х годов) и короткий, удобный для повседневной носки сюртук.


Фетровая шляпа и смокинг

Нововведения мужской моды были не менее очевидны. Светская одежда, в традиционном её смысле, потеряла свое значение. Для торжественных случаев всё ещё надевали фрак, но все больше мужчин стали предпочитать смокинг. Цилиндр и котелок уступили место мягкой фетровой шляпе. Незаметно исчезла также белая рубашка с жестким воротником, и появилась рубашка цветная с воротником сравнительно мягким.

В начале XX века кенигсбергской женщине было невероятно трудно быть модной. Германия 30-х годов переживала экономический кризис. Мужчины не всегда были в состоянии обеспечить модные потребности своих избранниц. На помощь женщинам Кёнигсберга приходили трудолюбие и верная швейная машинка «Зингер». Женские платья, сшитые в довоенные годы, удивляют современным обликом и безупречным вкусом. Выполненные с расчётом «на годы», все вещи удобны, практичны и красивы. Купленные на рынке первыми советскими переселенцами, они прослужили много лет новым хозяйкам и при этом не поблекли.

Текст - Сергей Горшков, фото - Андрей Красников

Благодарим сотрудников музея «Фридландские ворота» за предоставленные материалы и помощь в подготовке публикации.