В ближайшее время, по мнению властей Калининграда, пробки в районе площади Василевского должны резко сократиться или даже вовсе исчезнуть. Это произойдет сразу после установки системы «умных» светофоров. Деньги на её разработку и ввод в эксплуатацию предусмотрены в бюджете на следующий год. «Новый Калининград.Ru» разбирался в истории вопроса, ответ на который тысячи автомобилистов областного центра хотят получить минимум дважды в день.
Время пробок
За время после введения кольцевого движения в районе площади Василевского пыл автомобилистов, критикующих городские власти за вечные пробки, угас. Сразу после запуска социальные сети пестрели выражениями в духе: «Что они там делали там два месяца, Черняховского как стоит, так и стоит» или
После появления новых светофоров, переноса пешеходных переходов и остановок общественного транспорта дорожная ситуация стала постепенно улучшаться. В ежедневных утренних сообщениях в социальных сетях в профильных сообществах все реже фигурирует развязка в районе площади Василевского, и все чаще — Московский проспект.
Сейчас самые большие пробки на этом перекрестке случаются даже днем, особенно на ул. Черняховского. Одна из проблем — это остановка напротив Музея янтаря. О необходимости ее переноса говорили еще в далеком 2007 году специалисты из Белоруссии, которые презентовали перед городскими властями оборудование для запуска «Зеленой волны». «Есть на улице Черняховского, как, впрочем, и на других городских дорогах, свои „занозы“ — остановки, нерегулируемые пешеходные переходы, несанкционированные стоянки. Всё это в разы снижает желаемое и предполагаемое стопроцентное улучшение обстановки на проезжей части после внедрения автоматики», — сообщал тогда представитель Белоруссии Юрий Важник.
Необходимость заезда в остановочный карман на улице Черняховского часто приводит к аварийным ситуациям. Это не скрывает и директор «
В ближайших планах городских властей переноса этой остановки нет, то есть водители и дальше с 17:00 до 18:45 будут проводить лишнее время в пробках, уворачиваясь от трамваев и потока опаздывающих муниципальных автобусов.
Скоро поедет
То, что Василевского и улицы, примыкающие к площади, должны поехать быстрее, замглавы города Сергей Мельников накануне подтвердил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», комментируя информацию о сроках проведения конкурса на закупку и наладку необходимого оборудования.
«Сейчас откорректируем проект, потому что там были предусмотрены детекторы видео, они требуют постоянного обслуживания, а у нас в этом месте достаточно частые дожди, туманы. И есть альтернатива — индуктивные петли, которые монтируются в асфальт. Но есть сложности с тем, что у нас трамвайный путь и его тоже используют автомобилисты, и будет достаточно сложно его оборудовать. Возможно, будет
По его словам, запуск этой системы в районе кольца на Василевского невозможен без регулирования движения на прилегающих улицах. «Естественно, он должен быть связан со светофорным пешеходным объектом в районе БФУ и на перекрестке
Установка интеллектуальных систем по управлению автомобильным трафиком шла бы гораздо быстрее, по мнению Сергея Мельникова, если бы городские власти могли бы направлять средства, взимаемые в виде штрафов с калининградских автомобилистов, в местный бюджет. «Сегодня этот доход мы не администрируем, его администрирует правительство области. А
По информации дирекции МКУ «Безопасный город», только за 11 месяцев в автоматическом режиме было зафиксировано 190 тысяч превышений скоростного режима. При этом общая сумма наложенных в течение этого периода штрафов составила 106 миллионов 257 тысяч 500 рублей.
При этом на покупку оборудования для кольца на площади Василевского потребуется около 18 млн рублей. Эту сумму утвердили при рассмотрении бюджета Калининграда на 2017 год и плановый период 2018–2019 годы во втором чтении. «Предлагается направить на закупку 8 остановочных павильонов, расположенных вдоль протокольных маршрутов, 20 млн рублей, оборудования для улучшения транспортной обстановки в районе площади Василевского — 18 млн рублей», — сообщила заместитель главы города Наталья Дмитриева 24 ноября на заседании горсовета.
Цена вопроса
В прошлом году при рассмотрении
Единства в мэрии не было — за день до этого тот же Сергей Мельников в эфире передачи «Главный час» заявил, что городские власти еще рассматривают вопрос об установке на новой развязке по улице 9 Апреля адаптивной системы управления светофорными объектами.
Он же в течение всего года последовательно отстаивал позицию о необходимости закупки и установки подобной системы. Дважды на горсовете: в феврале и июле. Неоднократно он, рассказывая журналистам о причинах пробок в городе, сбоях в работе общественного транспорта, указывал на отсутствие оборудования, позволяющего запускать так называемую «зеленую волну».
«В Калининграде нет никакой „зеленой волны“, потому что нет такого оборудования, которое может её регулировать. Его просто нет. Вопрос возникновения возможного адаптивного регулирования при помощи детекторов всевозможных может возникнуть на территорию города, если появится для этого финансовая возможность. Пока её нет», — заявлял Мельников в апреле 2016 года.
Спустя три месяца Мельников на одном из заседаний транспортной комиссии представил компьютерную модель транспортных потоков в районе кольцевой развязки на площади Василевского до и после установки необходимых датчиков и специальных светофоров. Проводил саму презентацию генеральный директор компании «Итекс» Олег Петренко.
«Что касается конкретных данных, то согласно расчетам сегодня время ожидания транспорта на въезд на кольцо составляет 80 секунд в час пик, а средняя скорость составляет 21 км/ч. После введения адаптивной системы время ожидания будет сокращено до 46 секунд, а скорость увеличится до 30 км/ч. Кроме того, снизится время ожидания для пешеходов. Вместо 55 секунд ожидания с новой системой людям придется стоять в ожидании зеленого сигнала лишь 30 секунд», — сообщил тогда Петренко.
Единственным негативным последствием, по его словам, станет проезд через перекресток трамвая. Если сейчас он проезжает с ожиданием в 20 секунд, то с адаптивной системой это время увеличится в два раза.
«Кроме того, результаты моделирования показали, что время задержки автомобилей снизится более чем в 2 раза, средняя скорость вырастет более чем в полтора раза, маневры станут безопасными, что приведет к снижению количества ДТП, а также количество остановок транспорта снизится в 3–5 раз (автомобилям не придется много раз трогаться и останавливаться), что приведет к снижению выхлопов и шума», — отметил Олег Петренко.
«Мы выслушали, была презентация проекта интеллектуального светофора, который бы в реальном времени видел образующиеся пробки и регулировал траффик. Мы поддержали администрацию, главу города, чтобы в самое ближайшее время такая работа была начата», — отмечал тогда по итогам заседания глава комиссии Олег Мигунов.
Сразу после этого депутаты действительно обратились к властям областного центра с просьбой принять меры по обустройству кольца на площади Василевского. «Решений пока никаких, есть рекомендация администрации Калининграда разработать меры по обустройству этого перекрестка в связи с тем, что сегодня это место является большой городской пробкой. И не только мы это видим, граждане к нам обращаются. И мы выходим с обращением к администрации, чтобы в ближайшее время были приняты меры», — сообщил председатель горсовета Андрей Кропоткин.
В ответ власти города ограничились переносом пешеходных переходов, а также изменением графика работы уже установленных светофоров.
Предупреждали все
О том, что калининградские автомобилисты встанут в утренних и вечерних пробках после появления кольцевой развязки в районе площади Василевского, предупреждали многие. Об этом, например, говорили городским властям представители регионального управления ГИБДД.
«Мы знали, что так будет, и предупреждали городские власти еще до начала всех работ, на этапе проектирования подавали свои предложения и рекомендации. Нас заверили, что все будет учтено, что установят необходимое количество светофоров, и не только на улице Невского — и в других местах все будут отрегулировано», — рассказал летом 2016 года рассказал начальник отдела надзора управления ГИБДД Николай Потапчук.
О том, что мэрии нужно повременить со строительством круговой развязки, сообщали и ученые из БФУ им. И.Канта. В конце апреля прошлого года и сам Александр Ярошук признавался , что решение вводить круговое движение на площади Василевского было необдуманным.
«Только товарищи из ГИБДД, общественность 2 года назад ставили свои подписи за его введение, а сейчас их осенило. Где они были раньше, я задаю им вопрос. Когда мы 2 года переделывали этот проект. Я говорю: чего вы подписи свои ставили? Чего у вас сейчас произошло за эти 1,5 года, помутнение какое?» — возмущался градоначальник. Он пояснил, что остановить этот проект сейчас — значит потерять федеральное финансирование.
Строительство, которым занималась компания депутата горсовета Сергея Григоренко, власти замораживать не стали, корректировать проект тогда тоже никто не взялся.
Тем не менее средства на исправление последствий неудачного проектного решения были найдены. В мае при перераспределении дополнительных доходов бюджета депутаты горсовета предусмотрели выделение 15 млн рублей на светофоры в районе будущей кольцевой развязки на площади Василевского.
«Конкурс разыгрывался таким образом, что, к сожалению, регулирование этого не было учтено в конкурсной документации. Вы же знаете, это у нас два „горлышка“ на въезд в город — со стороны Гагарина и со стороны Александра Невского, и если не поставить эту систему регулирования, то само кольцо без регулирования, оно может
Те же депутаты горсовета в конце 2015 года по рекомендации главы города переголосовали за перераспределение этих средств в пользу ремонта дворов и тротуаров. Чтобы спустя год снова согласиться с администрацией и согласовать выделение тех же 18 млн рублей на установку «умных» светофоров в районе площади Василевского. Есть ощущение, что пробка нынче расположена не только в окрестностях площади, но и в головах городских чиновников. И от дополнительных миллионов она вряд ли рассосётся.
Текст — Станислав Пахотин, фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter