«Как получается, так и едем»: 10 вопросов к муниципальному «ГорТрансу»

Новая транспортная схема вовсю работает уже 4 месяца. Привыкнуть к ней получилось далеко не у всех пассажиров, пришлось смириться. Вернуть прямые маршруты главному муниципальному перевозчику, конечно, не под силу — этим заведуют горвласти. Но многие вопросы элементарного удобства пассажиров все же напрямую зависят от работы «ГорТранса». Почему водители хамят, не соблюдают расписание и лихачат: глава предприятия Анатолий Мухомор ответил на 10 основных претензий горожан.

Некоторые водители и кондукторы муниципального транспорта считают нормой хамить пассажирам. Штат «ГорТранса» был существенно расширен. У нас сейчас 425 водителей, а было 136. Около 300 новых водителей пришли к нам кто откуда — кто-то песок возил в карьеры на фурах, кто-то работал на микроавтобусе, кто-то работал у «БалтАвтоЛайна», кто-то у других перевозчиков. Есть люди, которым дано ездить, и есть те, кому не дано. Много пришло людей, которые не работали никогда водителями автобусов. Просто имели категорию, но ездили на фурах. И понятно, что с ними не проводилась работа воспитательная в части этики и поведения. И они, может быть, еще не совсем адаптировались к этим требованиям. Я думаю, по большей части из-за этого все происходит. Сейчас мы ведем селекционную, воспитательную работу, у нас постоянные инструктажи. Все жалобы, которые от людей поступают, фиксируются и разбираются с каждым водителем индивидуально. Вплоть до того, что мы звоним человеку, который жаловался. В ближайшее время мы от тех, кто явно хамит и не поддается воспитанию, избавимся, потому что нельзя это терпеть и культивировать дальше.

Водители часто едят и курят прямо в автобусах. Насчет еды, конечно, мы запретить не можем. Потому что нет там оборудованных мест для еды. То, что курят — они наказываются. Если видите — можете сразу звонить диспетчеру на любой телефон, и они будут наказаны. Потому что курение запрещено не только во время движения, но и на стоянке, в салоне, в кабине — неважно где. Поэтому если есть такие случаи — сообщайте. Гарантированно первый раз 50% премии лишаем, второй раз — 100% премии. И у нас в последнее время практически таких случаев зафиксировано не было. Раньше много было, но тогда мы их уговаривали, по 5% премии лишали, и люди все равно курили. Сейчас у них даже в положении об оплате прописано, что именно за это деяние они лишаются в первый раз 50% премии, во второй раз — 100% премии.

_NEV2914.jpg

На «конечных» людей не пускают в теплый салон, и приходится ждать на улице, даже в непогоду. Эти 5–10 минут «отстоя» даются кондуктору для того, чтобы он привел в порядок салон. Люди выбрасывают билетики ненужные, а когда приходит контроль, кондуктора за это будут штрафовать, если увидят, что на полу валяются какие-то билетики. Будут подозревать, что он реализовывает эти билетики. Поэтому ему нужно привести в порядок автобус, подмести, прибраться, осмотреться. Но я думаю, что в холодные дни мы дадим команду водителям, чтобы они все-таки запускали людей — пускай сидят и греются, автобус все равно стоит в холодное время с работающим двигателем. Поэтому чисто по-человечески мы этот вопрос решим.

Придерживаться расписания у муниципального транспорта все никак не выходит. Город расположен на двух частях реки. И у нас получается, что основной трафик идет по старой эстакаде. Например, идет с «Балтрайона» все тот же злополучный 11-й маршрут, мы сколько уже бьемся, а ничего сделать не можем. Пробка как на той стороне, в «Балтрайоне», и на этой. И автобусы там останавливаются, сбиваются в кучу в этой пробке, а потом вырываются из нее и по центру города вместе идут. Пролетели Ленинский проспект — и залетают в другую часть города, где тоже пробка. И там тоже тормозят. И с этим ты ничего не сделаешь.

«Частники» ходили чаще, даже в часы «пик» у них таких проблем не возникало. Частные перевозчики в часы пик выпускали больше автобусов, чем их по факту должно быть. Мы же себе позволить это не можем. Мы работаем по расписанию. Водители действительно иногда «нагон» делают, догоняют следующий автобус, потому что несовершенна сама навигационная система. Старая уже морально устарела. Там у водителя было видно на мониторе его передвижение. Сейчас стыкуется несколько программ — у нас новые приборы, у частников старые, нет возможности водителю дать эту информацию. Прибор у него стоит, но он не видит время своего прохождения. У него только на бумажном носителе есть контрольные точки, где нанесено время. И он по ним только ориентируется. Я думаю, что в ближайшее время эта проблема решится и уже будет видно: красненькая точка — он опаздывает, синенькая — нагон в рамках трех минут, например. Но и люди постоянно жалуются, что вот, должен в 7:02 быть, а пришел в 7:07. Опоздал. А я тут пять минут стою, бедолага! Ну, я не знаю, когда у нас частные перевозчики ходили с таким вот точным интервалом? Тем более что надо учитывать дорожную обстановку. Это не из-за того, что водители плохо работают, а из-за того, что они проехать не могут. А летать, к сожалению, толком пока не научились.

В сводках ДТП особенно часто начали появляться сообщения о падении пассажиров. Прискорбно и трагично это все бывает, но водители легковых автомобилей очень агрессивно ездят в последнее время. И они не понимают, что в автобусе люди сидят непристегнутые, что кто-то стоит. И когда авто перед носом у автобуса выныривает — естественно, у водителей разная реакция. Кто-то может немного притормозить, чтобы избежать ДТП, кто-то бьет по тормозам сильно. Пожилые люди же очень ответственные, чтобы не задерживать никого, встают за две остановки до места выхода. Когда они начинают двигаться и не держатся, все и происходит. Ну представьте — 83 года. Даже при не очень резком торможении взрослые падают, а что уже говорить про пожилых людей. Поэтому мы приносим свои искренние извинения, но автобус — объект повышенной опасности, и нужно соблюдать меры предосторожности. Рассматриваем тоже каждый такой случай в отдельности. Видео есть на новых автобусах. Мы смотрим, была ли необходимость экстренного торможения. Это ДТП, штраф водителю грозит. Если он уедет, не сообщит о падении пассажира — вплоть до лишения прав. Я думаю, нужно какое-то время для того, чтобы заставить людей по городу ездить правильно, и наших водителей тоже. Я думаю, что поборем эту ситуацию.

_NEV2975.jpg

Дело не только в падениях пассажиров, муниципальные автобусы вообще очень часто попадают в ДТП. В 30% вина наша. Остальные — нет. Автомобили начинают «щемиться» и цепляют борта автобусов. То есть царапают их и все. «Наши» ДТП в основном не на линии происходят, а в депо, на конечной станции, еще где-то. Новая техника, а люди привыкли работать на механике. Зачастую не ставят на «ручник», и автобус через какое-то время с электродинамического тормоза снимается, начинает катиться и бьется о другой автобус. Вот таких случаев у нас раньше было очень много. Мы все их фиксировали, потому что автобусы застрахованы по КАСКО и страховая компания покрывает все убытки. Если бы не КАСКО, аварии на территории депо можно было бы вообще не фиксировать — сами бы ремонтировали за счет водителя и все.

У водителей автобусов есть привычка перестраиваться к остановке из крайнего левого ряда в крайний правый, полностью блокируя дорогу. Так водители пытаются не выбиться из графика движения. Если он будет в правой полосе идти, он не сможет этого сделать. Иногда это случается, и с этим мы категорически боремся. Бывали случаи, но у наших я не видел, а что по трамвайным путям на Ленинском проспекте идут — мы такого не допускаем, там уже жестоко наказываем.

В заездной карман на остановочных комплексах заезжают далеко не все. Порой даже смотришь сам и думаешь — наказывать его или не наказывать. Вот он идет в пробке, заходит в карман. И никто его потом не выпустит из кармана. На Горького такое часто бывает. В одном кармане простоял пять минут, не мог выехать, в другом. Ну трудно пропустить, что ли? Ты едешь один, а там сидят 50 человек, 60 человек. И они «стоят» из-за того, что вы каждый спешите проехать. И водитель что делает? Раз так — он напротив кармана останавливается, открывает двери и не заходит в карман. Есть такие нарушения? Есть. Но с другой стороны — как ему успеть в графике, если он по 5 минут на каждой остановке стоит? А у него на все прохождение Горького в расписании 15 минут.

Гонки среди автобусов тоже никуда не делись. Не может быть тех, старых «гонок» между автобусами, потому что водитель зарплату получает не от количества пассажиров, он на тарифной ставке. Эти «гонки» — именно из-за того, что если город «встал», мы не ходим уже по расписанию, мы ходим по пробегу — как получается, так и едем. Когда поступает информация к диспетчеру, диспетчер ее анализирует и говорит — да, действительно, график никто выполнить не может. Если этой команды не поступало, а он где-то застрял в какой-то пробке — понятно, что потом он начинает «нагон» делать. Потому что мы выбраковываем рейсы — если он опоздал или с «нагоном» пришел — премия за этот рейс водителю не платится. И если они с одного места где-то вынырнули, разные маршруты пересеклись — они просто входят в график. Потому что сейчас отсчет идет только по контрольным точкам — конечным остановкам. Поэтому он может где-то на маршруте застрять, а потом последние моменты прогнать — и это вроде как пока засчитано, и он графике. Но это временно, пока не решили с программным продуктом. И потом будет видна вся схема движения полностью.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Алла Сумарокова

Комментарии к новости

Что осталось по наследству

Главный редактор «Нового Калининграда» Денис Туголуков о крахе надежд в отношении «Балтики».