10 рублей не пойдет: почему автоперевозчики боятся единого электронного билета

Все новости по теме: Транспортные проблемы
Что такое электронный билет на проезд и с чем его едят, калининградские власти объясняли уже не раз. Равно как и то, что решительно настроены его внедрить. Перевозчики не то что бы совсем против, но ждут от новой системы подвохов. За очередным раундом переговоров в среду наблюдал корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Плюсы

Характерно, что круглый стол (так называлось это мероприятие) прошел в горсовете под председательством главы транспортной комиссии депутата Сергея Донских. Который, как известно, и сам имеет отношение к перевозкам (его «БалтАвтоЛайн» обслуживает почти треть городских маршрутов), и заместителем у него значится коллега Владимир Савенко (директор «Балттрансавто»). Какое-то время тянули, ожидая руководителя комитета городского хозяйства (для тех, кто запутался: это «мэрская», а не депутатская структура) Сергея Мельникова.

Докладывать начали, как водится в таких случаях, разработчики аналогичных систем в других городах — «московские» и «питерские». Показали пластиковую карточку с магнитной лентой, которой мановением руки расплачиваются в автобусах жители прогрессивных муниципалитетов. В очередной раз перечислили плюсы: льготникам не нужно стоять в очередях, остальным — пересчитывать мелочь в ожидании кондуктора (деньги на карточку можно класть хоть через интернет, хоть на остановке, хоть тысячу рублей); горвласти смогут легко контролировать процесс от начала до конца, потому что все данные будут попадать к ним. Наконец, с одной карточкой можно будет ездить на разных видах транспорта по разным маршрутам разных перевозчиков — в течение определенного времени (условно, час) за одну и ту же стоимость, несмотря на пересадки.

Рассказали о том, что вводить систему придется в три этапа. Сначала не обойтись без кондукторов, которые будут ходить с ручными валидаторами (считывающими устройствами для магнитных карт) и одновременно продавать все те же бумажные билетики консерваторам. Дальше уже кондукторы исчезнут, и граждане станут оплачивать проезд самостоятельно, поскольку валидаторы будут прикреплены к поручням и превратятся в современный вариант компостера. Третий этап — когда оплачивать проезд можно будет с помощью мобильных приложений, смс или банковских карт.

Минусы

Ну, а потом перешли к минусам, главный из которых — недобросовестность пассажиров: как признались гости, в других городах это стало причиной снижения выручки. Впрочем, как известно, у горвластей есть данные, что 10–15% денег водители и кондукторы обычно себе присваивают. А контролерам (они должны будут периодически останавливать автобусы и проверять уже через свои валидаторы карточки пассажиров на предмет оплаты) мешает закон, из-за которого самостоятельно оштрафовать «зайца» они не могут — это разрешено делать только полицейским. Так что первым шагом по внедрению новой системы, по словам Донских, станет обращение в облдуму с просьбой изменить региональный КоАП.

Рецепт, как стимулировать горожан перейти на электронные билеты, по словам гостей, прост: разница в тарифе в 1–2 рубля дает волшебный 10-процентный прирост в месяц. Впрочем, в тех городах, которые застряли на первом этапе внедрения системы, каждый четвертый пассажир остался приверженцем бумаги. «Наверное, ждут счастливого билетика», — подумалось в этот момент.

tram_17.jpgХакеры и теракты

Потом перешли к вопросам. Руководитель отдела пассажирского транспорта и организации дорожного движения мэрии Анатолий Кисиленко поинтересовался тем, во что будет обходиться комплект оборудования на каждом автобусе. Ему ответили, что с кондукторами это будет 15–21 тыс рублей, без — от 70 тыс (отечественный, но некачественный) до 250 (чешский, но хороший). Можно, кстати, поставить такие валидаторы, которые печатают чек, но организаторы этого действа советуют от них отказаться, поскольку в морозы больше шансов остаться без таких устройств вообще.

Директор ООО «ВестЛайн» Виктор Сизенко спросил, что делать, если пошутят хакеры, и сколько придется тратить перевозчику на обслуживание оборудования (ходят слухи, что это 7% выручки — «колоссальные деньги»). Хакеры исключены, потому что система не подключается к интернету, ответили ему (в конце рейса водитель будет передавать все данные в диспетчерскую). За обслуживание придется платить в зависимости от многих факторов, в том числе — получил ли перевозчик оборудование даром (такой вариант тоже не исключается), но вполне реальны и 4%. Спрашивал Сизенко и о том, как новая система согласуется с антитеррористическими мерами (по его мнению, без кондукторов с учетом этой угрозы не обойтись), но на этот вопрос ему никто не ответил. Зато сообщили, что внедрение электронных билетов в Москве — это 1,5 года, но у нас может быть меньше.

Наконец, прозвучал вопрос о том, как перевозчики будут делить деньги, если пассажир заплатил 20 рублей и сделал пересадку. «Что, мы будем по 10 рублей получать, если человек пересел?» — недоумевал кто-то, видимо, попавший на подобное заседание впервые, либо проспавший предыдущие. Сергей Мельников терпеливо стал пояснять, что оплата за проезд будет стекаться единому оператору перевозок (его еще предстоит создать), а каждый перевозчик станет получать ежемесячно определенную фиксированную сумму, его забота — лишь соблюдать график движения. Не вышел автобус на линию после 21:00 — это тут же показала система, и прощай, часть денежек. Уличили его в гонках — то же самое.

donskih_sergey_3.jpgИ шантаж на закуску

Тут в разговор вступил бывший глава областного «дорожного» департамента Владимир Гренц (как известно, он имеет непосредственное отношение к компании «КенигТрансАвто»), поднявший «болезненный вопрос тарифов», что уже который год увязывается перевозчиками с обновлением автопарка. Сейчас тема стала актуальной в связи с требованиями горвластей сделать это на 100% — в преддверии ЧМ-2018. Покупать новые автобусы за свой счет перевозчики не хотят, а потому предлагают коррелировать тариф со стоимостью «километропробега», в которую вроде как и намерены «вложить» обновление автопарка. Ну или вовсе получить субсидию из бюджета.

В итоге Донских попытался было зачитать «решение круглого стола», но его прервал Мельников, напомнив, что это не комиссия горсовета. «Если выхотите депутатским корпусом поддержать перевозчиков, пригласите Юткина (глава областного агентства потарифам— прим. „Нового Калининграда.Ru“), будетли онэти рекомендации учитывать, или нет», — сказал председатель комитета городского хозяйства. Речь о рекомендациях Минтранса «закладывать» новые автобусы в тариф. «Это обсуждение потеряет всякий смысл без повышения тарифов», — в сердцах бросил Сизенко. Предполагается, что система электронных билетов станет внедряться, когда по городским улицам будет бегать исключительно прекрасный общественный транспорт.

По завершении круглого стола Сергей Донских заявил журналистам, что «мы стремимся сохранить общественный транспорт в Калининграде». Судя по тому, что до этого он отстаивал необходимость повысить тариф, намек совершенно понятен.

Текст — Оксана ОШЕВСКАЯ, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Оксана Ошевская

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.