Итоги года-2010: Поп-культура

Фото "Новый Калининград.Ru".
Все новости по теме: Итоги года-2010
Замки, ставшие монастырями, будущие православные кинотеатры, кирхи, превратившиеся в ночные клубы и музыкальные учреждения и много других зданий стали в нынешнем году собственностью Русской православной церкви. Благословленный губернатор, хранящий молчание глава Калининградской епархии, негодующие интеллигенты и многое другое в обзоре "передела" культурной и исторической недвижимости "Нового Калининграда.Ru".

Вопрос о передаче исторических памятников и объектов культурного назначения неизменно находил реакцию со стороны общественности в течение всего уходящего года. Причиной повышенного внимания и не всегда поддержки позиции церкви не в последнюю очередь могло стать желание простых людей выразить свою точку зрения, которую региональные власти забыли узнать - после чудесной отмены транспортного налога возникла надежда, что можно что-то уже сделанное изменить. Но, тем не менее, решение принято - и отменять его как-то никто не спешит. Но начнем по порядку.  

Публичная предыстория вопроса уходит корнями в 2009-й, когда Патриарх Кирилл заявил, что не намерен расставаться с Калининградской областью. И в самом деле, расставания не вышло, скорее наоборот. В 2010 году глава Калининградской епархии епископ Серафим хранил сдержанное молчание касательно вопросов епархиальной собственности, в каждом отдельном случае передач, пока негодующие и не очень представители общественности высказывали свою позицию. Правда, оппонента, хоть сколько-нибудь убедительно высказавшего протест смене собственника многих памятников истории, так и не нашлось.  

Ищите да обрящете 
Весной 2009 поступило первое предложение от Церкви. Речь шла о зданиях кукольного театра, филармонии и Кафедрального собора на острове Канта. Осенью Церковь попросила и здание Калининградского симфонического оркестра. Характерный интерес именно к зданиям учреждений культуры, сильно не порадовал посетителей и сотрудников этих учреждений. Если бы речь шла о кирхах, где функционируют православные храмы, поток возмущений был бы куда короче. Как стало известно уже в 2010 году, церковь запросила в 2009 и многие кирхи-храмы, но в тот момент РПЦ почему-то об этом факте скромно умолчала. 

О том, что готовится федеральный законопроект, что он может быть уже внесен в Госдуму, широкая общественность в регионе еще не отдавала себе отчет - или делала вид, что не отдает. В старый Новый год, когда год начался и в православном смысле, Счетная палата заключила соглашение с РПЦ. Комментируя соглашение, патриарх Кирилл заметил, что Счетная палата помогает государству и обществу "ставить заслон" "бесконтрольному инстинкту накопления материальных благ". 

А в начале года тогдашний региональный министр культуры Михаил Андреев потребовал привести в порядок все исторические памятники к началу мая. Правительство области выделило немалую сумму в 53,6 млн рублей на эти цели, оговорившись, что, если бы документов подготовили на 100 млн, то регион выделил бы и эту сумму. Стоит отметить, что исторические памятники и объекты религиозного назначения - не одно и то же, но об этом часто забывали, как оппоненты, так и лоббисты решений о смене собственника объектов. Уже в апреле в Калининграде широко обсуждали решение окружного Совета, отдавшего в собственность РПЦ здание ночного клуба "Вагонка". Руководитель клуба Андрей Левченко отшучивался, что теперь наденет рясу, но довольно серьезно заметил, что клуб пока продолжит работу, а что будет потом - не известно. 

Денаследизация 
Работники искусства и науки, представив картину того, как в бывших учреждениях культуры появляются иконы, свечи, попы и богослужения, ужаснулись и заговорили о "демузеизации" страны. Опасаясь непоправимого ущерба культурному наследию, представители элитарного меньшинства написали патриарху Кириллу открытое письмо, с просьбой добиться приостановки проекта закона. Под письмом подписались директора крупных российских музеев, в том числе и директор Музеев Московского Кремля, профессора и руководители вузов и даже кинорежиссер Павел Лунгин. 

Летом премьер-министр Владимир Путин подписал два указа, передавшие РПЦ бывшие федеральными кирхи в Калининградской области. Первый указ касался двух зданий, второй - 26, причем, в список попали не только кирхи, но и костелы, капеллы, монастырский комплекс, старые церкви и многие другие здания. В формулировке распоряжения, подписанного Путиным, сказано: "Для использования в функциональных целях". Впрочем, большинство зданий находятся в весьма плачевном состоянии, и иные историки прямо говорили, что передача культурного наследия Церкви вполне полезная тенденция, если при этом речь идет и об обременениях: с божьей помощью хоть кто-то позаботится о разрушающихся памятниках. 
 
Многие же калининградцы даже не подозревали о существовании, назначении, истории многих немецких религиозных и не очень сооружений. Оно и понятно: когда общество позволяет историческому наследию разрушаться на собственных глазах, вряд ли широкие массы отличают кирху 13-го века в одном поселке от костела 19-го в другом. Обывателем подобные архитектурные вкрапления воспринимаются, скорее, как привычный ландшафт, а вот появление в нем православных функциональных целей может подпортить привычную картину мира. Да и продолжать гордо именовать себя европейцами (пусть и живущим в разрухе), если вокруг массовое православие, становится сложнее. Кстати, осенью Путин подписал еще одно распоряжение, о 10 зданиях, которое как-то прошло совсем уже незамеченным. Позднее в документах регионального Агентства по имуществу фигурировали уже 23 объекта. 

Блажен, кто верует
В начале октября Калининград посетил патриарх Кирилл, которого в аэропорту лично встретил новый губернатор области Николай Цуканов. Владыка освятил новые здания и памятник Николаю Чудотворцу на набережной в 
* http-equiv="Content-Type" content="text/html;charset=UTF-8">
Калининграде, отвел серию богослужений и, благословив Цуканова на руководство областью, отбыл в Москву. Благословленный губернатор тут же внес с областную Думу законопроект о кирхе Арнау. Региональный же парламент идею не оценил - на заседание явился замглавы Ассоциации гидов и переводчиков Владимир Рыжков, внесший смуту в ряды депутатов, заявив, что в Арнау находятся редкие фрески, в восстановление которых одна немецкая организация вложила энную сумму денег. Сыграло роль и то, что отдельные представители "Единой России" благополучно пропустили внеочередное заседание, где рассматривался проект закона главы регионального отделения партии.
  
Чтобы народные избранники сознательнее подходили к вопросу дисциплины, их повезли в автобусе посмотреть на кирху и поговорить с главой отдела имущества Калининградской епархии Виктором Васильевым и тогдашним руководителем государственной службы охраны памятников Владимиром Ярошем, так несвоевременно покинувшим свой пост с утверждением нового кабинета министров. Виктор Васильев пообещал, что фрески трогать не будут, аккуратно повесят иконы, потихоньку продолжат вести службы, уже с несколько месяцев как там проходящие. Одну из служб, кстати, в кирхе успел отвести вездесущий и невероятно быстро перемещавшийся по дорогам предстоятель РПЦ, во время вышеозначенного визита в область. Это было чуть ли не первое более или менее отчетливое заявление Православной церкви за все время накопившихся вопросов и ответов. Спикер Думы Сергей Булычев заметил от лица депутатов, что они находят позицию РПЦ здравой, а после того, как депутатов погрузили в автобус подошел к Васильеву, и по-свойски хлопнув его по плечу поздравил: "Все нормально, мы победили!". 

Дальше темпы только нарастали. На следующем заседании Думы депутаты решали судьбу и Арнау, и закона о еще 15 зданиях, в том числе - филармонии, кукольного театра, музея Донелайтиса и многих других известных и не очень объектов различной степени религиозного назначения. На заседании присутствовал губернатор, снявший с повестки вопрос музея Донелайтиса, который приобрел невиданную доселе известность после письма литовского сейма к спикеру Облдумы. Кстати, проект закона о 15 зданиях возник из недр регионального правительства совершенно внезапно – о нем стало известно только за три дня до решения областного парламента о документе, а подробности инициативы выдавливались из властей по капле в течение оставшихся до решения суток. Накануне же заседания Облдумы никто не мог отчетливо назвать список передаваемых зданий. Вся ситуация в целом высокого авторитета ни правительству, ни Думе, разумеется, не добавила. Литовцы же еще долго и на разных уровнях протестовали, против передачи во владение РПЦ музея Донелайтиса в поселке Чистые Пруды Нестеровского района.  

Плач Ярославны 
А потом началась русская народная забава - размахивание кулаками после драки. Последовательность действий и заявлений вышла перевернутой с ног на голову: сначала парламентарии приняли закон, потом о нем стало известно, потом свою позицию пояснила церковь, потом - те, кто против передачи ей зданий, а потом представители учреждений культуры, которые оказались в зданиях, принадлежащих РПЦ. О том, что РПЦ потеряет здания, если не сохранит в них учреждения, тоже заранее не говорилось. В документах, правда, сказано, что если учреждениям предоставят равноценные здания, то их могут и "попросить". Пояснения о том, что такое "равноценные здания" в законе тоже не сказано. Как они должны быть равноценны? Как памятники? Или по площади? Или по функционалу? Подобного уточнения нет. Через месяц, объясняя причины поспешности и активной поддержки церкви со стороны региональных властей, Николай Цуканов сказал редакторам интернет-порталов, что конфессии, которые владели зданиями раньше, могут не оставить в них учреждения культуры. Губернатор пообещал, что власти будут следить за восстановлением каждого объекта и отслеживать "каждое учреждение, которое там находится". 

Несмотря на то, что в приложениях к проекту закона, где фигурировали 15 зданий, были поставлены все подписи руководителей учреждений их занимающих, представители музейной и культурной общественности вышли на улицы с пикетами. Правда, сориентироваться несогласные успели только через две недели после решения Думы. Но на протяжении октября несколько сотен представителей неформальной Группы по сохранению культурного наследия региона, с переменным успехом получая разрешение от городских властей на свои акции, выходили в центр города на пикеты и собирали подписи в Госдуму, президенту и Общественную палату РФ.  

Все тот же Владимир Рыжков, теперь возглавивший это неформальное движение, попросил прокуратуру отменить региональные законы, поскольку в них фигурировали здания не очень религиозного назначения, например, замки, исторически обладавшие смыслом стратегическим. В Калининграде также выступил председатель немецкого общества "Кураториум Арнау", восстанавливавшего фрески, доктор Вальтер Рикс. Он заявил, что редкие фрески повредились за время использования помещений церковью в Арнау, но в день подписания с Агентством по имуществу договора о передаче кирхи РПЦ заявление опровергла. Пикет 19 декабря, проводимый Группой по сохранению культурного наследия региона поддержали другие города России, например, Челябинск и Рязань. Все это время пикетирующие призывали к отмене законов и широкому обсуждению каждого объекта в отдельности, иногда, между делом, раздавая мандарины - символ калининградской оппозиции. 

Еще одним трендом сезона стали коллективные письма. Калининградские представители науки, искусства и СМИ региона написали президенту Дмитрию Медведеву. 50 подписантов просили пересмотреть вопрос о передаче культурного наследия в собственность религиозным организациям и приостановить ее в Калининградской области. В коллективном письме также предлагалось провести общественные слушания по каждому объекту имущества. После чего 600 православных калининградцев тоже подписались под открытым письмом, в котором обвиняли католическую общину в переманивании верующих. К слову, католики довольно резко высказались в отношении "церковной приватизации": Архиепископ римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве Павел Пецци назвал "глубоко ошибочной" передачу православным католических кирх. В ответ РПЦ осудила католиков, отметив, что стремится удовлетворить "реальные нужды верующих". 

Послевкусие 
Было бы несправедливо не заметить, что, несмотря на бурный отклик со стороны общественности на взаимодействие властей всех уровней с РПЦ в уходящем году, статистика говорит о весьма неоднозначных цифрах. Калининградская мониторинговая группа под конец года распространила результаты социологического исследования, где нет сколько-нибудь единого мнения. Первые считают, что действия властей вызваны их желанием не допустить возможную передачу зданий бывшим владельцам. Другие думают, что причина в адаптации федерального закона к условиям региона. Третьи уверены, что решение властей - результат "давления" со стороны церкви. Четвертые же вообще затруднились что-либо ответить по этому поводу. И в этих четырех группах - примерно поровну респондентов.

В течение года решения принимали и депутатские Советы, причем, иногда речь шла о партиях по несколько объектов и далеко не всегда публично. А назвать все здания, с заявлениями о которых к муниципальным властям обратилась епархия, не смогли даже в самой епархии. Руководитель отдела коммуникаций Михаил Селезнев заявлял, что "подобных запросов было много". Например, в ноябре окружной Совет Калининграда передал РПЦ кассу филармонии и лабораторию поликлиники №4. Тогда же стало известно, что еще в мае Калининград передал в собственность церкви здание кинотеатра "Баррикады", где епархия планирует показывать фильмы православной молодежи

В декабре стало известно, что две кирхи в Зеленоградске, использующиеся для православных богослужений, были ранее переданы РПЦ решением Совета депутатов Зеленоградского района. В середине декабря на Куршской косе, вопреки желанию местных жителей, поселковый Совет депутатов отдал в собственность церкви здание дома культуры в поселке Лесное. Под конец года окружной Совет Калининграда передал в безвозмездное пользование Церкви здание Калининградского симфонического оркестра, также музыкальной школы им. Гофмана и детского сада №40. В епархии, комментируя решение депутатов, отметили, что не инициировали подобных решений, но намекнули, что возможно, депутатов подтолкнули "другие инициативы".  

Еще позднее стало известно, что 10 декабря католики обращались в Совет депутатов Полесского района, с просьбой передать им капеллу в Полесске для "восстановления в кратчайшие сроки и использования по прямому назначению". Это означало, что католическая община музыкальную школу и библиотеку из здания бы выселила. Но, по счастливой случайности, оказалось, что здание уже было передано в ноябре в собственность православной церкви, на условиях сохранения учреждения, разумеется. Кроме того, калининградские католики сами утверждали, что обращались в Агентство по имуществу касательно здания филармонии, но не пообещали сохранить в ней учреждение культуры, о чем публично пожалели.  

Вероятно, в новом году то там, то тут будут "всплывать" уже внезапно принадлежащие церкви здания. И, вероятно, каждое подобное обнаружение будет оказываться счастливой случайностью, сохранившей учреждения культуры, традиционно находящиеся в исторических зданиях. Может быть, православная церковь, действительно, поможет Калининградской области сохранить многие здания, которые раньше были "бесхозными". Православные приходы систематически выезжают на субботники, восстанавливая вновь обретенные здания: люди молятся, потом, одухотворенные, работают, делают добрые дела. В иных случаях епархия планирует помогать учреждениям-арендаторам. Хотя сложно представить, что будет с учреждениями культуры, которым могут и подыскать "равноценные здания", через несколько лет. В ноябре Государственная Дума приняла закон, который вступит в силу с начала следующего года. О том, что из этого получится, какие "бесхозные" здания еще обнаружат представители различных конфессий, мы с вами узнаем довольно скоро. 

Текст - Наталья КАЛУГИНА, фото - архив "Нового Калининграда.Ru".

* Meta Platforms Inc. — Запрещенная в России организация. Организация признана экстремистской Тверским судом города Москвы.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.