Артем Рыжков о фестивале кино стран ЕС: мы заведем в фойе «Зари» единорога

Артем Рыжков. Фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград.Ru»
Артем Рыжков. Фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград.Ru»
Все новости по теме: Культура

В следующую пятницу, 9 декабря, в кинотеатре «Заря» откроется одно из главных культурных событий года в Калининграде, Фестиваль кино стран Европейского Союза, в рамках которого в течении двух недель зрители смогут посмотреть четыре десятка фильмов из 25 стран. В преддверии кинофорума Денис Туголуков встретился с его программным директором Артемом Рыжковым и поговорил с ним о ситуации вокруг кинотеатра, фестивальном репертуаре и его гостях, а также выяснил, откуда в «Заре» возьмется сказочное животное и чем оно будет питаться.

 — Артем, несмотря на то, что многие рады предстоящему фестивалю, есть ощущение, что в «Заре» он будет проходить вопреки сложившимся вокруг кинотеатра обстоятельствам. Насколько оно верно?

 — В судьбе «Зари» сейчас участвует достаточно много интересантов с разных сторон, и у каждого, как мне кажется, свои интересы. Мой интерес довольно простой, он заключается в том, чтобы «Заря» работала, и работала всегда. Есть желание сохранить кинозал, причем с отдельным входом, чтобы люди туда попадали не через торговые площади, а напрямую — это моя основная, глобальная задача. А так, если это здание будет расти, увеличиваться в объеме, для меня это только хорошо, потому что людям туда будет проще прийти.

Что касается самой ситуации, то согласно предписанию МЧС мы работаем одним большим залом, а это крайне сложно. Сейчас можно по пальцам пересчитать все однозальные кинотеатры в стране. Почему один зал — это так сложно? Прежде всего, наверное, потому, что люди привыкли даже не узнавать расписание: они знают, какие фильмы идут, и приходят, зная, что сядут в каком-то из залов через 15 минут. Когда у нас было три зала, сеансы начинались каждые 30–40 минут, теперь у нас сеансы начинаются каждые 2,5 часа. Поэтому мы оказываемся в ситуации, когда расписание «Зари» нужно узнавать заранее.

Второе — сложности с маневрами в репертуаре. В октябре мы взяли прекрасный фильм «Коллектор». Беда заключается в том, что его можно было взять только на месяц, а на две недели, к примеру, нельзя. Первую неделю месяца мы его отработали нормально. На вторую неделю я бы его перекинул в «Артишок» или «Гардероб», но вынужден был работать этим фильмом в большом зале даже в третью-четвертую неделю проката, когда на него приходит один человек, или не приходит ни одного. Более того, я не мог взять какой-то новый фильм, потому что существует определенный регламент по количеству сеансов. По этой причине за прошедший месяц масса интересных фильмов не вместилась в наш репертуар, и это, конечно, крайне грустно.


Выхода из ситуации с пожарной безопасностью наших нижних залов практически нет — бюджеты для устранения этой проблемы, которые нам озвучили, колоссальные, этим бизнесом невозможно заработать таки деньги. Есть, конечно, потенция, что собственники могут вложить сюда деньги из другого бизнеса, но у них есть другая перспектива — перспектива реконструкции. Понятно, что они больше думают о будущем, о перспективе, которая кажется им более привлекательной. Можно с этим соглашаться или нет, но это их мнение. Поэтому «Заря» сейчас каждый месяц висит на волоске.

Мы отработали октябрь, заплатили зарплаты, коммунальные платежи, и у нас получился ноль. Нам сказали: если будет ноль, то, в принципе, вы работаете, но если надо докладывать деньги, то вы больше не работаете. Поэтому мы каждый месяц должны выходить к определенной сумме. В октябре получилось, в ноябре «Фантастические твари» нас вроде как спасают, в декабре я очень надеюсь на фестиваль кино стран Евросоюза.

 — То есть существовала теоретическая вероятность, что фестиваль будет перенесен в другое место?

 — Конечно, в какой-то момент, когда я понял, что ситуация назревает — а она проявилась впервые где-то в апреле, — я предупредил представителей Европейского Союза о ней. И сразу же рассказал о возможностях, которые есть для того, чтобы фестиваль все-таки состоялся. Мы понимали, что у нас в городе есть «Синема Парк», есть арт-пространство «Ворота», есть Кафедральный собор, в котором сказали, что им тоже интересно сделать несколько показов, и есть кинотеатры в области. Возможности были, но, конечно, это был бы уже другой фестиваль — мы это очень хорошо понимаем.

«Заря» всей своей историей из этого фестиваля делает культурное событие. В любом другом кинотеатре он затеряется среди одежды и продуктов, которыми торгуют по соседству, и коммерческого репертуара, который там идет намного лучше, чем фильмы из Словении или Греции с русскими субтитрами.

 — Насколько, кстати, сложно совмещать фестивальные показы с текущим репертуаром?

 — Очень сложно. Если внимательно посмотреть на программу фестиваля, то можно обратить внимание, что в этом году очень много показов в «Квартире». Такого раньше не было — мы делали буквально два-три показа, потому что у нас была возможность показать эти фильмы в «Артишоке» и «Гардеробе», либо перенести туда блокбастеры из большого зала. Теперь у меня такой возможности нет, и единственный шанс сочетать тех же «Союзников», «Плохого Санту» и «Звездные войны» с фестивалем — отправлять часть показов в «Квартиру», естественно выбирая для нее те фильмы, которые могут собрать наименьшее количество зрителей. Не потому, что они плохие, а просто реально оценивая, что на комедии, к примеру, ходит больше людей, чем на драмы.

 — Раз уж мы подошли вплотную к картинам, логично спросить про фильм открытия. Это будет обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля?

 — Да, это фильм режиссера Кена Лоуча «Я, Дэниел Блейк». Режиссер — не то, чтобы самый известный в Калининграде, но тем не менее его фильмы мы показываем на протяжении последних десяти лет. Он уже не в первый раз становится обладателем «Золотой пальмовой ветви» и получал призы, наверное, всех кинофестивалей. Это, по большому счету, близкий Советскому Союзу режиссер, потому что он создавал социальные трагикомедии еще в 60-е годы. Я не уверен, что в СССР выходили в прокат фильмы Кена Лоуча, но они запросто, как мне кажется, могли бы выходить, потому что это был один из дружественных нам режиссеров.

Одно из самых ценных качеств в его работах — гуманизм, он просто очень любит людей. Самых разных. Героями могут быть совершенно непривлекательные личности на первый взгляд — беспомощные, крикливые, драчливые, отвратительные, но он умеет найти в них какое-то зерно, за которое ты начинаешь их в конечном итоге любить. Таких режиссеров по пальцам можно пересчитать, потому что в основном вокруг условные Ларсы фон Триеры, которые наоборот всех ненавидят. Здесь Лоуч тоже выбирает Дэниеля Блейка — совершено ординарного, на первый взгляд, человека, который оказывается в сложнейшей жизненной ситуации и находит в себе силы из нее выбраться.

Это было долгое решение — выбрать именно этот фильм, потому что фильм открытия всегда в конечном итоге утверждает представительство ЕС, но я очень рад. Я сделал предложение из трех лент. В какой-то момент я предполагал, что выбор падет на «Это всего лишь конец света» Ксавье Долана, потому что на него у нас было право двух показов. Это довольно важно, когда ты имеешь возможность показать фильм на открытии, а затем еще один раз, по той простой причине, что на открытие люди попадают по приглашениям, а в свободную продажу поступает совсем небольшое количество билетов. Но к этому фильму были вопросы. Во-первых, это нелегкая история человека, который приходит и своей семье объявляет, что умрет. Во-вторых, режиссер — не европеец, а канадец. Хотя всем ивестно, что это вундеркинд, который снимает кино с 14 лет, с 16 показывает свои фильмы на Каннском кинофестивале, сейчас он получил Гран-при за эту картину, и ему пророчат «Оскара», а на фестивалях по всему миру это прямо суперзвезда. При этом сам фильм снят совместно с французами и с участием звезд французского кино.

Третий вариант — фильм «Зоология», но к нему тоже были некоторые претензии, потому что это скорее российский фильм, чем европейский. Несмотря на ко-продакшн, основная часть актеров и режиссер там — россияне. Мы при этом данный фильм тоже показываем, в заключительный день фестиваля в рамках блока, который мы назвали «Вместе» и считаем крайне важным, потому что 2016-й — год российского кино. Понятно, что у нас фестиваль Евросоюза, и российское кино туда вроде бы не попадает, но оказалось, что наши режиссеры на протянии последних лет очень активно делают ко-продакшн. Собственно говоря, одними из первых и очень удачливых в этом отношении режиссеров были Андрей Звягинцев и Александр Сокуров. По их следам пошли другие, и в программе фестиваля этого года у нас четыре или пять таких фильмов. Думаю, что если у этого блока будет успех, мы постараемся его продолжить.

 — Кого из известных персон мы вправе ожидать увидеть на фестивале в этом году?

 — Каких-то известных звезд у нас не будет. Это были скорее случайности, когда нам удавалось пригласить звезду уровня Жан-Жака Анно или Майкла Фасбендера. Это довольно сложно, ведь это не фестиваль класса «А», куда эти звезды ездят, не фестиваль, на котором проходят мировые премьеры — это фестиваль, который при помощи кино рассказывает жителям нашего города о тех странах, которые нас окружают. Тем не менее, к нам приедет режиссер Файт Хельмер, он будет на открытии. Это немецкий режиссер, который одним из первых начал снимать российских актеров. В фильме «Тувалу» он снял Чулпан Хаматову. В общем-то, как мне кажется сейчас, он запустил её карьеру в немецком кино.

Кроме того, по ходу фестиваля, к нам приедут режиссер из Чехии и режиссер из Эстонии, и так получается, что оба они представляют детский репертуар, поэтому мы сейчас ведем переговоры по организации каких-нибудьмастер-классов. Первый из них, Радек Беран, привозит кукольный фильм «Маленький человечек» — это сейчас абсолютно уникальный жанр, в котором практически никто не работает. Второй, Маргус Пайу, привезет «Тайное общество Супилинна». Оба фильма — для детей, но желательно, конечно, приходить с родителями, потому что режиссеры, которые снимают семейное кино — от них свет идет. Я встречался с этим неоднократно. Например, на Венецианском кинофестивале был Хаяо Миядзаки — он ничего не говорил, просто встал, и весь зал поднялся на ноги и стал аплодировать. При этом рядом с ним стояли Такеши Китано, кто-то еще — все они смотрели на режиссера, и у всех была улыбка до ушей, потому что это просто волшебник.

Оба наших гостя — люди, которых мы на данный момент не знаем, но надеюсь, что узнаем. А это — задача любого фестиваля. Здесь есть масса фильмов, снятых известными режиссерами или с участием звезд, но на самом деле фестиваль — это все равно открытие. То есть надо узнавать новые имена, новые страны, где тоже производится кино, которое по каким-то причинам до нас пока не доходит.

И у нас будет еще один гость, Матейс Илсинк — один из экспертов международного уровня по Иерониму Босху. Будет фильм «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом», который мы уже как-то показывали, но в 2016-м исполнилось 500 лет со дня смерти Босха, это культурный герой Европы этого года — везде проходят выставки. Матейс Илсинк выступит перед фильмом, а на следующий день после показа прочитает лекцию в «Воротах», и это тоже стоит послушать. Когда человек умно рассуждает о картинах, которым по 500 лет, ты просто по-другому начинаешь смотреть на всю визуальность.

 — Насколько я знаю, у вас еще есть планы по превращению фойе кинотеатра в подобие живого музея.

 — На самом деле этим занимается моя жена, она лучше знает всех, кто ей помогает. Есть Сергей Любкин, который предоставил выставку, посвященную 125-летию Кандинского и составленную из работ калининградских художников — такой своего рода трибют творчества Кандинского. «Фридландские ворота» тоже помогли — они дают нам выставку «К3: Кино. Культура. Калининград», которая у них заканчивается. С помощью Александра Быченко мы попытаемся представить, что такое Новый год в СССР.

С другой стороны в фойе будет и абсолютно детская история. Когда мы разговаривали со своими детьми и спросили дочку о том, что она хочет, она сказала: «Единорога!». И мы вспомнили, что у нас от ресторана «Универсал» остался огромный конь, купленный за какие-то несусветные деньги. Тот проект как-то не особенно сработал, и мы решили этого коня правильным образом раскрасить и вместо лампы, которая была к нему приделана, приделать рог. Более того, не просто поставить его в таком виде, а представить, что единорог, хоть и сказочное животное, должен есть. Мы подумали, что он все-таки ближе к коню, чем к носорогу, и должен питаться сеном. Поэтому на следующей неделе мы привезем целый тюк сена, сделаем стойло единорога в «Заре», где он будет обитать, и я надеюсь, что детям будет интересно приходить и этого единорога время от времени подкармливать.

 — Будут ли еще какие-то неожиданности, о которых ты еще не упомянул?

 — Будет, во-первых, вечеринка. 9 декабря, прямо после фильма можно будет переодеть свои вечерние платья и бабочки во что-то более casual и прийти к нам на вечеринку «Enjoy Update», которая начнется прямо в фойе кинотеатра. Плюс будут два важных для нас события — мы в первый раз попробуем сделать в фойе подобие маркетов. 11 декабря вместе с Данилом Акимовым сделаем виниловый диско-маркет, который обычно проходит на ул. Озерова. А второй маркет, рождественский рынок, будет 18 декабря. Пока мы планируем один день, но желающих принять участие в нем так много, что может понадобиться два. Мы задействуем свою летнюю террасу, которая станет зимней, потому что там будет, видимо, глинтвейн и какие-то теплые согревающие вещи, и будет много людей, которые умеют что-то делать своими руками.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]