Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино»

Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино» Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино» Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино» Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино» Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино» Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино» Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино» Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино» Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино» Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино» Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино» Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино» Триумф немого и черно-белого: как прошло открытие фестиваля «Территория кино»
Все новости по теме: Культура

В прошлом году немецко-российскому фестивалю неигровых фильмов «Территория кино» пришлось ютиться в балтрайоновском «Киноленде», пока привычная «Заря» была закрыта на ремонт. На этот раз кинофорум получил новую прописку. Ни много ни мало в Кафедральном соборе. На открытие международного фестиваля отправилась и «Афиша Нового Калининграда».

Мужчины в твидовых пиджаках и женщины с аккуратными причёсками идут на «Территорию кино» под раскаты тяжёлой музыки — недалеко от острова Канта гремит «K!nRock». По плану в первый день киносмотра — легендарный немой фильм советского режиссёра Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» под аккомпанемент калининградской группы Mudotronik. Но сначала — затянувшиеся почти на час приветственные слова организаторов и благодарности хозяйке Кафедрального собора Вере Таривердиевой, а также короткая увертюра органиста Евгения Авраменко. Московский киновед Наум Клейман приехать на открытие не смог.

По словам Веры Таривердиевой, она рада видеть в Кафедральном соборе «разного рода замечательные территории». «У нас на днях закончился международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, часть которого проходит в Гамбурге. У нас закончился фестиваль „Территория мира — территория музыки“. И сегодня мы объявляем „Территорию кино“», — так анонсировала она фестиваль на пресс-конференции.

1002.jpg1003.jpg1005.jpg1006.jpg1007.jpg1001.jpg1009.jpg

Тем временем на сцену поднимаются музыканты Mudotronik — Вадим Чалый, Андрей Коломыйцев и Данил Акимов. Появляются первые кадры киноленты 1929 года: «Настоящий фильм представляет собой опыт кинопередачи видимых явлений. Без помощи надписей (фильм без надписей). Без помощи сценария (фильм без сценария). Без помощи театра (фильм без декораций, актёров и т. д.). Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы». Далее — 68 минут документальных фрагментов, изображающих хаотичную городскую жизнь: бег трамваев, броуновское движение пешеходов, хихикающие посетительницы парикмахерских, компании в пивных, больницы, заводы, родильные залы, кладбища, пляжи, фонтаны, свадьбы, разводы…

Порой музыкальное сопровождение калининградской группы похоже на типичные урбанистические звуки — нервное тиканье часов, клаксон автомобиля, но чаще оно с трудом поддается какому-либо описанию и уж точно существует вне жанров и категорий. «Жанровое деление имеет отношение к полкам музыкальных магазинов, к тегам каким-то, к ссылкам. Но музыку нельзя тегировать», — уверен ответственный за клавишные в Mudotronik Андрей Коломыйцев.

Как ни странно, но минималистичная музыка, о которой создатели фильма в 1929 году не могли даже пофантазировать, удивительно точно «вписалась» в киноленту. Создавалась она калининградцами по запискам самого Дзиги Вертова, представляющим собой некий музыкальный сценарий или, иначе говоря, конспект. Безусловно, рекомендации режиссера преломились сквозь видение «Mudotronik». «Плюс многое было сымпровизировано», — подчеркнул Вадим Чалый. Финальные титры фильма Дзиги Вертова и аккорды Mudotronik быстро перетекли в зрительские аплодисменты.

Кажется, организаторам «Территории кино» удалось сделать невозможное — не просто собрать аншлаг в Кафедральном соборе на черно-белом, немом, да еще и документальном фильме, но и заставить кричать публику «Браво!» после его просмотра. Впрочем, окончательный зрительский вердикт станет понятен позже — впереди два чуть более скромных по масштабу дня фестиваля.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]