Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС

Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС Леди и «Донжуаны»: как открывался Фестиваль кино стран ЕС
Все новости по теме: Культура

В пятницу, 23 октября, в кинотеатре «Заря» открылся одиннадцатый Фестиваль кино стран Европейского союза. В течение двух недель в рамках кинофорума калининградским зрителям будет показано более трех десятков картин европейских режиссеров. Фильмом открытия же стала работа обладателя «Оскара» Иржи Менцеля «Донжуаны», которую известный режиссер представил публике лично.

Первое чувство, которое испытываешь при входе в фойе кинотеатра в вечер открытия фестиваля — это удивление. Если в предыдущие годы у входа в саму «Зарю» собирались очень нарядные и торжественные люди — смокинги, бабочки, вечерние платья в пол, блестящие украшения и меха — то теперь кажется, что гостям словно надоело бесконечно устраивать из, по сути, простого похода в кино модное дефиле. Что сбило провинциальный лоск, все же открытые границы или пресловутый кризис — непонятно. Но есть ощущение, что все успокоились, оделись по принципу «и в пир, и в мир», встретились, по традиции чокнулись шампанским, светски между собой поговорили и организованно пошли смотреть фильм. По первому же звонку.

Арт-директор кинофестиваля Артем Рыжков шутит со сцены, что 11-й фестиваль — вроде как «выпускной класс в школе»: отчасти подведение итогов. Если пользоваться предложенной метафорой, тот это и в самом деле выпускной, и не только для организаторов, но и для зрителей. Просмотр фильма — как экзамен: проверка на насмотренность, на узнавание, на усидчивость, на чувство юмора, в конце концов. И кажется, что с этим у зрителей пока ещё все в порядке.

Фестиваль открывает лента чешского режиссера Иржи Менцеля — обаятельная и уморительная комедия «Донжуаны». Один из фильмов Менцеля, «Я обслуживал английского короля», уже показывали на фестивале, тогда он получил приз зрительских симпатий. Перед началом «Донжуанов» на экране идет нарезка из фрагментов картин режиссера: сперва совершенно гашевские по атмосфере и интонации «Поезда под пристальным наблюдением», потом, как раз «Я обслуживал английского короля». Зрители смеются, хлопают. Свой первый фильм — «Поезда под пристальным наблюдением» — Менцель снял во время Пражской весны, получил за него «Оскара» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». И, если добавлять от себя, наверное, и первую премию в номинации «терпение и мужество», потому что без этих качеств снять в той политической ситуации на самом деле блестящую комедию, которая говорит об очень серьезных вещах, было бы невозможно.

«Донжуаны» — это последний фильм Менцеля, небольшая история об оперной труппе, которая ставит «Дона Жуана», и главную роль примеряют на себя и пытаются ей соответствовать абсолютно все мужчины — и директор труппы, и тот солист, который может исполнить одинаково хорошо все партии, и тот солист, который мог бы сыграть Дон Жуана на сцене, но не подходит фактурой. Актерские интриги, любовь, страсть, жизнь за кулисами и смерть главного героя на сцене — все это, на самом деле, очень смешно и тонко, и в конце — такая легкая дымка грусти. И все улыбаются, хлопают, некоторые женщины утирают слезы — то ли от безудержного смеха, то ли о того, что им становится жалко героя-любовника.

Сам Иржи Менцель — седой суховатый старик в красной стеганой куртке, отчего-то очень похожий на нахохлившегося воробья, всем своим видом показывает, что ему не нравится, когда его хвалят: он пытается остановить овации взмахом руки, мол, хватит, он говорит, что не хотел снимать этот фильм и его просто заставили, что оперу он не всегда любит. И в конце концов произносит очень важную вещь — «Я снял обыкновенное, а не фестивальное кино, для обыкновенных людей». И кажется, что этот фильм был идеальным для того, чтобы начать фестиваль, с такой легкой ноты, не давя на эмоции, не перегружая.

Последние вопросы из зала Иржи задает женщина в вязаной шапочке, она чем-то неуловимо похожа на одну из главных героинь «Дона Жуана» — пенсионного возраста руководительницу детского кружка для пения: «А вы приедете сюда еще раз? Может быть, вы снимете здесь свой фильм?». Режиссер впервые за десять минут встречи улыбается: «Только если вы найдете красивых девушек с отличным сопрано». Все снова аплодируют, но на этот раз он даже не пытается остановить восторженные овации.

В фойе кто-то для бодрости или в ожидании окончания очереди в гардероб пьет кофе. Двое молодых людей пытаются купить билеты на следующий фильм фестивальной программы. В кассе им объясняют, что все билеты раскуплены.

Текст — Александра Артамонова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]