В нашем порту…

В нашем порту…
Кадр из фильма «»
28 июня на экраны кинотеатров страны вышел один из главных фильмов прошлогоднего Каннского кинофестиваля «Гавр» финского режиссера Аки Каурисмяки. В Калининграде его премьерный показ состоялся на полгода раньше: «Гавр» стал фильмом открытия VII фестиваля кино стран Европейского союза, стартовавшего в кинотеатре «Заря» 21 октября 2011 года. «Афиша Нового Калининграда.Ru» с удовольствием пересмотрела киноленту еще раз.

Свой первый фильм на французском языке финский режиссер Аки Каурисмяки снял в 1992 году. Это была «Жизнь богемы», повествующая о трех художниках — албанце Родольфо, французе Марселе и ирландце Шонаре, оказавшихся в Париже без гроша в кармане. Они занимаются чистым искусством и искренне считают себя непризнанными гениями. Жизнь в двух шагах от успеха и в шаге от пропасти не дает им расслабиться, однако в ней находится место и любви, и трогательным попыткам перехитрить судьбу.

Спустя 9 лет Каурисмяки вернулся во Францию и снял кусочек из жизни одного из них (для сомневающихся в «Гавре» припасена отсылающая к «La vie de boheme» аллюзия — в порыве ностальгии протагонист рассказывает, что в прошлом он достиг успехов на художественном поприще в Париже и вел там богемную жизнь). Марсель (Андре Вильмс) теперь — пожилой, похожий на бродягу чистильщик обуви, но нынешняя профессия, как «наиболее близкая к людям», его полностью устраивает. Однажды он встречает убежавшего от полиции мальчишку — нелегального иммигранта, который стремится попасть на другую сторону Ла-Манша, в Лондон, где живет и работает его мать. В противостоянии детективу Моне (Жан-Пьер Даруссен), стремящемуся поймать темнокожего подростка, объединяется весь квартал.

Параллельно с этой историей в «Гавре» развивается еще одна: нежная жена Марселя Арлетти, которую играет Кати Оутинен, попадает в больницу. Она смертельно больна, однако главный герой об этом, благодаря ее желанию сохранить все в тайне, даже не догадывается…

Исходя из описания, может сложиться впечатление, что новая работа Каурисмяки — пропитанная ностальгией инсайдерская драма, однако юмора и гуманизма здесь куда больше, нежели поводов для расстройства. При этом человеколюбие, которое демонстрируют персонажи «Гавра», в отличие от, например, «Мальчика с велосипедом» братьев Дарденн, выглядит ненавязчиво и совершенно не похоже на нравоучения. Более того, некоторые герои позволяют себе философствовать, признаваясь в собственных пороках. «Когда что-то случается, люди зовут на помощь полицейских, но при этом не испытывают к ним никакой благодарности, — говорит детектив Моне. — Впрочем, меня это не особенно расстраивает — я не очень-то люблю людей».

Присущие Каурисмяки юмор и невозмутимость ни в коей мере не подрывают эмоциональную силу рассказа — напротив, они добавляют ему трогательности и простодушия. «Гавр» — это светлый и удивительно милый фильм, который после выхода из кинозала заставляет улыбаться, полностью выполняя задумку режиссера — «после просмотра „Гавра“ у зрителей не должно оставаться причин для пессимизма».