Бельгийский режиссерский дуэт братьев Дарденн известен своими реалистичными остросоциальными фильмами, рассматривающими проблемы молодых людей и детей. Как видно из названия, их новый творческий опыт продолжает эту линию. Киноленту, получившую гран-при в Каннах, с удовольствием посмотрела «Афиша Нового Калининграда.Ru».
Не все идеально в Датском, пардон, Бельгийском королевстве. Даже в этой, одной из наиболее благополучных стран Европы, есть родители, бросающие своих детей, и мир уличной преступности, готовый распахнуть свои шершавые объятья любому молодому человеку, который считает, что жизнь обошлась с ним несправедливо.
Именно с таким парнем мы здесь имеем дело. Сирилю 12 лет, и он живет в школе-интернате. Конечно, их интернаты – не то, что наши. Там и условия получше, и персонал погуманнее, но главного – свободы - там все равно нет. Только попробуешь вылезти через забор наружу, тебя тут же за ноги стаскивают обратно. Впрочем, свобода Сирилю нужна только для того, чтобы найти отца, который давно обещал его забрать, но как-то не торопится. В редких случаях, когда ему удается вылезти наружу, поиски отца превращаются в настоящую (и действительно интригующую) детективную историю. В ходе этих поисков ему встречается парикмахер по имени Саманта – женщина поразительного терпения, которая соглашается помочь ему. Что же касается отца Сириля, то тут парня ждет неприятный, но крайне банальный сюрприз…
С «Похитителями велосипедов» Витторио Де Сика фильм связывает очень мало. Разве что ощущение реализма (куда более сильное здесь) и то, что у главного героя всё время пытаются свистнуть его байк. Но, в отличие от «Похитителей», если бы Сириль поставил на свой велосипед замок, сюжет бы ровным счетом ничего не потерял. Мотив кражи велосипедов – просто дань почтения классике неореализма, сам же фильм гораздо ближе к «400 ударам» Франсуа Трюффо. Но если шедевр Трюффо был по-хорошему сентиментален и всегда стремился заставить нас почувствовать себя в шкуре начинающего энтузиаста кино Антуана Дуанеля, то здесь мы наблюдаем за персонажами, как за кучкой лабораторных крыс. И это здорово.
Вообще радует, что фильм уважает интеллект зрителя. Закадровой музыки здесь почти нет (именно «почти» - в предыдущих картинах Дарденнов ее не было вообще, и лучше бы они обошлись без нее и здесь). Съемки ведутся с рук, монтаж в течении сцены или отсутствует, или сведен к минимуму, что позволяет достичь максимального эффекта погружения в мир кино. Наконец, здесь напрочь отсутствуют крупные планы. Благодаря этому мы, с одной стороны, смотрим на происходящее с позиции отстраненного наблюдателя, с другой – можем подробно рассмотреть окружение персонажей, которое подчас оказывается интереснее, чем они сами. Именно поэтому фильм следует обязательно посмотреть в кинотеатре, на большом экране и с грохочущими колонками. Куда больше адреналина, чем от «Гнева титанов».
Отдельно хочется отметить работу новичка Тома Доре в роли Сириля. Он отлично передает тоску, убедительно разыгрывает нервный срыв, при этом сам ездит на велосипеде с большой скоростью и выполняет трюки, в том числе падение с байка и прыжки с небольшой высоты. Возможно, что перед нами будущий Мифуне, Бельмондо или Ланкастер.
Недостатки незначительны, и придираться к ним не хочется. Как уже было сказано, внутрикадровая музыка отвлекает. Есть один случай перебора со стереотипами: лидер уличной шайки здесь показан с зализанными назад волосами и видимым загаром. Вылитый мексиканский сутенер в Америке. Но это мелочи.
Перед нами отличный фильм, заслуженно получающий самые горячие рекомендации к просмотру. 9/10.
P.S. Отдельное спасибо кинотеатру «Заря» за то, что фильм идет на оригинальном французском с русскими субтитрами. А отец Сириля чертовски похож на смесь Дольфа Лундгрена и Теда Левайна. Серьезно.