Кровь на рулеточном столе

Кровь на рулеточном столе
Кадр из фильма «»
Перед нами — очередная попытка кинопродюсеров сделать из Джастина Тимберлейка респектабельную кинозвезду. Пока что из этих попыток действительно удачной оказалась только «Социальная сеть» Дэвида Финчера. Теперь же Тимберлейк оказался хедлайнером кинокартины с пистолетами, мордобоем, азартными играми и экзотическими местами — со всеми атрибутами жанрового кино, даже и не думающего хватать звезды с неба. Насколько «Va-банк» справился с этой скромной задачей, и приблизился ли Тимберлейк к желанному статусу кинозвезды, выяснял Николай Кириченко.

В «Va-банке», триллере, посвященном тематике азартных игр и криминала, стоящего за ними, Тимберлейк играет Ричи Фурста, которого мы должны воспринимать как некоего математического гения — и здесь сразу возникает определенная проблема: Тимберлейк просто не похож на человека, у которого достаточно мысли в глазах для такой роли. Посмотрите на любую фотографию Бобби Фишера, человека, близкого к персонажу Тимберлейка здесь: независимо от выражения лица, вы неизбежно увидите на нем интеллектуальную активность, попытку осмыслить хаос окружающего мира, некоторую болезненность, свойственную просвещенному сознанию. Тимберлейк — не тот актер, который способен передать такие эмоции. Примеры актеров, которые могли бы его удачно заменить: Райан Гослинг, Джеймс МакЭвой.

Завязка: Ричи учится в Принстоне и зарабатывает деньги на учебу азартными играми по интернету. Он получает нагоняй от профессора, плюет на него, продолжает играть, ставит на кон все, что было, выигрывает, легкая нажива дурманит голову, он остается без всего. Схватившись за голову и приведя ее в синхронизацию («N’Sync») со здравым смыслом, Ричи в ходе сложных математических вычислений, оставленных за кадром, определяет, что его надули, прыгает на самолет и отправляется в Коста-Рику. Там его ждет владелец казино с очаровательным именем Иван (Бен Аффлек), который извиняется, потом возвращает деньги, потом добавляет еще, потом с помощью тонкой психологической манипуляции нанимает Ричи к себе в помощники. Отныне задача нашего протагониста — использовать свои математические таланты, чтобы облапошивать незадачливых посетителей. Другие важные персонажи — это подруга Ивана, которая по законам жанра обречена стать подругой Ричи (Джемма Артертон), а также проигравшийся вдрызг и всем задолжавший отец протагониста (Джон Хёрд, не путать с Хёртом). Начинается его быстрый подъем по карьерной лестнице, и зритель интуитивно (и справедливо) ожидает, что этот подъем сменится падением.

Первое и последнее достоинство фильма — то, что смотрится он достаточно увлекательно, и, при всей предсказуемости (найдите 10 принципиальных отличий от сюжета «Славных парней»), неплохо справляется со своей задачей: помочь зрителю неплохо провести время за просмотром совершенно стандартной, но прилично сделанной жанровой картины. Впрочем, на этом позитив заканчивается, и приходится перейти к недостаткам.

Во-первых, та же предсказуемость может быть иногда слишком вопиющей — периодически возникают ситуации, когда зритель легко угадывает, что будет в следующей сцене, и ему остается только про себя посмеяться над фильмом. Во-вторых, несмотря на уже упомянутое копирование сюжета «Славных парней», присутствующий в «Va-банке»хэппи-энд низводит любую потенциальную мораль фильма до нулевого уровня.

Во-вторых, актеры. Тимберлейк, как уже было сказано, фундаментально не подходит на роль, но, по крайней мере, нельзя сказать, что за ним совсем уж скучно наблюдать. Другое дело — Джемма Артертон, которая, как и в «Византии», играет грудью, а не лицом; и Бен Аффлек, талантливый сценарист-режиссер, который, однако, абсолютно беспомощен как актер.

В-третьих, стилистика. Красивое пляжно-тропическое место для съемки вроде Коста-Рики — это всегда преимущество, но манера, в которой снят фильм — из рук, с дрожащей камерой, не прекращающей двигаться ни на секунду, с избытком крупных планов и непрерывной эмбиентной музыкой — сводит это преимущество почти на нет, убивая чувство пространства. Впрочем, ситуация со стилистикой все же не так ужасна, как в фильмах Криса Нолана про Бэтмэна, и полюбоваться красивыми видами таки получится.

В целом же, мы имеем посредственный фильм, который полностью согласен быть посредственным, но не может достичь относительно высокого уровня в своей весовой категории из-за недостатков сценария, актеров и стилистики. Но он неплох; посмотрите его один раз, и выкиньте из головы навсегда. 5,5/10.

Фильмы-компаньоны: «Рай и ад» (1963, реж. Акира Куросава), «Славные парни» (1990, реж. Мартин Скорсезе).