Владимир Холстинин: «Если работа приносит удовольствие, не замечаешь трудностей»

Владимир Холстинин. Фото
Владимир Холстинин. Фото "Новый Калининград.Ru"

На следующий день после концерта в «Сити-Парке», 23 февраля, гитарист и один из основателей группы «Ария» Владимир Холстинин рассказал «Афише Нового Калининграда.Ru», как удается держать себя в форме и на протяжении 25 лет находить общий язык с коллегами, а также о том, как вежливо отказывать промоутерам, друзьям и партии власти.

- Владимир, этот год заявлен у вас как юбилейный, вы 25 лет на сцене практически с идентичной программой. Не хотелось ничего поменять?

- Был один такой период, когда мы немного отошли от обычного для нас стиля. Попробовали писать немного по-другому. Вполне сознательно. Но нам не понравилось. Некоторое время их поиграли, но это быстро отошло и всё вернулось на круги своя. У нас не было никогда желания что-то поменять, мы играем всегда одну и ту же музыку, которую мы любим. Другую не умеем и не хотим.

- В одном из интервью ваш бас-гитарист (бас-гитарист коллектива Виталий Дубинин – прим. «Нового Калининграда.Ru») посетовал на то, что с годами всё тяжелее сочинять музыку, так как музыкальные интересы все-таки расходятся, и у каждого вырабатывается свой музыкальный почерк, свои вкусы, вам всё тяжелее придти к консенсусу. Вам тоже с годами тяжелее работается в коллективе?

- Естественно, так и есть. Ведь люди развиваются и не всегда в одном направлении. С годами появляются разные пристрастия, и многие видят только один выход, они начинают заниматься сольным творчеством. А мы, несмотря на всё, продолжаем работать вместе, стараемся находить общий язык, что, конечно, не всегда получается.

- Вы ревностно относитесь к сольным проектам участников «Арии»?

- Нам, наверное, повезло, мы можем реализовать свои творческие амбиции в рамках коллектива, поэтому нашим участникам не обязательно для этого делать что-то собственное, сольное. В таком случае нам было бы тяжело. Так что наличие сторонних проектов у музыкантов мне не очень нравится.

Для Вас музыка уже стала рутиной, а музыканты превратились в коллег?

- Мы друг для друга и друзья, и коллеги, хотим мы того или нет. Мы проводим очень много времени на гастролях. И в течение года своих близких видим гораздо реже, чем друг друга.

- Близких ваших утраивает такое положение дел?

- У всех членов группы по-разному. Бывает, не очень хорошо относятся, вплоть до конфликтов, а бывает, что с пониманием. Даже некоторым жёнам нравится. Говорит, что музыкант, как капитан дальнего плавания, и отдохнуть успевают,  и соскучится.

- А какое, на ваш взгляд, должно быть идеальное отношение женщины к вашему творчеству? Некоторые вот на поклонницах женятся, а некоторые считают, что наоборот женщина должна быть максимально далека от их дел.

- На мой взгляд, не мешают, и это главное. А жена должна быть другом, помощником соратником. Но такое нечасто встречается. Музыканты обречены на не очень удачную личную жизнь, потому что гастролей много, поклонниц. Поклонницы же являются для жён раздражающим фактором. Они не могут поверить нам и представляют себе толпы девушек вокруг вас на гастролях, как будто их количество зависит от того, на гастролях мы или нет.

- Для Вас самих поклонницы раздражающим фактором являются?

- Сейчас гастроли настолько скоротечны, что не успеваешь приехать в город, как уже надо уезжать. По этой причине мы с поклонниками и поклонницами очень редко сталкиваемся. А вот в начале творческого пути мы в одном городе могли жить по пять, по шесть дней, успевали перезнакомиться со всеми таксистами, официантками, завести кучу друзей и знакомых. Потом снова приезжаешь в этот город как домой, уже всех знаешь. Сейчас по-другому - концерт заканчивается и сразу в поезд или на самолёт.

- Жалеете, что теперь все не так, как раньше?

- Немного обидно, хочется посетить какие-то места в городе, но не успеваешь. Но, кстати, бывает и наоборот,  когда, например, целый день приходится ждать самолёт.

Вот в Калининграде мы посмотрели всё что хотели. Сюда мы достаточно много раз приезжали, даже заказывали всякие экскурсии, устраивали развлечения, брали лишний выходной день специально, чтобы погулять. У вас тут и кладбища красивые, и зоопарк, архитектуры много для меня очень интересной, завод «Янтарь» даже запомнился.

- Вы в Калининграде выступали на самых разных площадках. Особенно  хорошо запомнился ваш концерт в СК «Юность» в 2002 году. А вы что можете сказать о площадках, на которых выступали? Ведь плохая площадка может испортить выступление…

- Вот «Сити Парк» у вас - отличная площадка, вместительная и по звуку хорошая. Для рок-концерта очень удачная. Мало городов могут похвастаться такой площадкой. Во всех остальных городах, чаще всего, мы выступаем во Дворцах культуры с мягкими сиденьями.  Обычно на таких концертах зрителям даже не разрешают вставать, охрана боится, что поломают кресла, как это было у вас в спорткомплексе «Юность». Поэтому нам не нравится работать в таких залах. Людям хочется быть поближе к сцене, они стоят в партере. И в конечном итоге не довольны все.

В маленьких же клубах, рассчитанных на 400-500 человек, на наши выступления набивается очень много народа. Там обычно очень плохой звук, на сцене тесно и шест с девушкой мешает (смеётся).

- Наверное, можете сравнить с заграничными площадками? Бываете на гастролях за пределами России?

- Да, но как-то случайно. Мы не играем программу на английском языке. Ездили как-то лет 15 назад в Германию, чаще бывали в Израиле и ещё в нескольких странах. Как ни странно, для эмигрантов мы играли только раз или два. Наша музыка не настолько популярна. В основном просто на крупные фестивали попадаем наравне с другими группами.

- У кого-то из участников группы была история, связанная с попыткой эмиграции в Германию. Или, может быть, у Вас возникало такое желание?

- Да, Виталик (бас-гитарист коллектива Виталий Дубинин – прим. «Нового Калининграда.Ru») у нас имел такой опыт, но достаточно быстро вернулся. А желание уехать за границу всем коллективом у нас возникало не раз. Был железный занавес, и в нашей стране мы не видели никаких перспектив для творчества. Со стороны власти было очень негативное отношение к стилю музыки, в котором мы играли. Но началась перестройка, всё изменилось. В начале своего музыкального пути, ещё будучи в группе "Альфа", я был настроен очень пессимистично и реально задумывался о том, чтобы уехать на Запад.

- Сейчас ничего не мешает работать?

- Основные проблемы были идеологического характера и со стороны власти. Сейчас они отсутствуют, хотя, на данный момент, есть свои сложности и проблемы, но они более справедливы и решаемы.

- Первые лица нашей страны позиционируют себя как любители рока и тяжёлой музыки, проводят какие-то встречи с музыкантами, фестивали. Почему вас не видно на этих встречах и концертах? Не зовут? Или сами не идёте?

- Власть таким образом зарабатывает себе очки. Лично я рад, что не зовут, так как не хотелось бы отказываться, и идти на такие встречи я тоже не хочу. Нас звали много лет назад сыграть одну песню на Красной площади. Был какой-то фестиваль, организованный «Единой Россией». Мы нашли  хороший ход и просто попросили фантастический гонорар. На нас, конечно, обиделись, но, в результате, расстались без претензий. Видимо на эти деньги у них были свои планы (смеётся).

- А ваша личная позиция? Вы так же, как и группа стараетесь не касаться политики?

- Как и многие, я интересуюсь, слежу за какими-то новостями, формирую своё мнение, но музыканту нужно быть очень осторожным в своих заявлениях. Ведь, по сути, я сейчас буду высказывать позицию музыканта группы «Ария», а потом напишут, что позиция группы «Ария» не совпадает с позицией «Единой России». Я хочу подчеркнуть, что говорю всё исключительно от своего лица. Моя позиция никогда не совпадёт с позицией партии. Более того, я не вижу адекватных политических партий из числа тех, которым разрешено существовать на нашем политическом небосклоне. Я не вижу тех, за кого я пошёл бы голосовать. Эти партии антинародные, за них я голосовать не буду.

- А в 90-х, когда шло активное противостояние, и в эти процессы вмешивались все - и музыканты, и актёры, вы тоже оставались в стороне?

- Мы всегда старались не участвовать в каких-либо политических играх, и у нас это получалось. Не обходилось без обмана. Например, мы приехали на какой-то фестиваль, организаторы сказали, что это просто музыкальное мероприятие. Ну что ещё музыкантам надо? Приезжаем, а там везде висят плакаты одного политического деятеля. Если помните, был у нас такой Лебедь? Оказывается, фестиваль устраивался в его поддержку.  Если заранее нас предупреждают, что это кто-то устраивает, то мы стараемся не участвовать.

Надо быть честными, не стоит искать себе поклонников из какой-то политической тусовки, нужно абстрагироваться от этого. Мне кажется, что многие музыканты, которые активно примыкают к какому-то политическому движении, испытывают  творческий кризис. В итоге они не могу привлечь к себе внимание ничем, кроме как какими-то выходками: вот такой-то пришёл на демонстрацию и сказал такую-то чушь, а все газеты об этом написали. Зачем песни писать, альбомы, силы и деньги вкладывать? Можно только ходить по этим тусовкам и митингам.

- Конфуций сказал: «Найди себе дело по душе, и не будешь ни один день работать». Занимаясь музыкой более 25 лет, вы можете к себе это отнести?

- Когда работа приносит удовольствие, ты не замечаешь её трудностей. Иногда с нами на гастроли отправляется кто-нибудь из близких или друзей. Через 2-3 дня они начинают буквально вешаться: «Как вы всё это выдерживаете? Зачем вам это надо?». Каждый день переезд, по 500-600 км, время часто хватает только на то, чтобы поспать, и снова на сцену. Если гастроли длинные, по 15 дней, то через неделю все уже становятся как зомби, всё делают «на автомате». Для гастролей требуется большая концентрация, чтобы не выскочить из этого ритма и не сорваться. Если, например, выпил накануне лишнего или не спал всю ночь, то на следующий день ты уже не сможешь как следует работать и отдать  ту энергию, которую от тебя ждут. А публика всегда это замечает. И приходится очень часто объяснять нашим друзьям и организаторам, что мы после концерта не пойдём в баню или в ресторан, потому что завтра у нас концерт в другом городе. Вот вы ведь не хотите, чтобы мы к вам в следующий раз приехали никакие?

И при всём при этом мы не чувствуем усталости, ведь занимаемся любимым делом. Было время, когда нам и денег не платили, а мы продолжали этим заниматься.

Лет 10 перед тем, как выйти на большую сцену, приходится проводить время с инструментом один на один без надежды на успех и каких-то гарантий. Здесь, как и в спорте, очень мало шансов на удачную карьеру. Нужно быть очень сильно убеждённым в том, что без этого ты мне можешь, иначе не выдержишь. А в середине жизни менять профессию очень трудно. Если не уверен, то лучше этим не заниматься. Я так сразу, когда услышал Ричи Блекмора, в 13 лет, понял, кем хочу быть, только играть ещё тогда не умел.  

И ни в чём, кроме музыки я себя не вижу, книг я писать не буду, ведь мне нужно ещё многое успеть в жизни.

Текст - Александра Марченко, фото - Кирилл Клейковaria-kipelov.ru

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]