Илья Хвостов, «Мысли вслух»: «Пока я такой 21-летний попугайчик»

Илья Хвостов
Илья Хвостов
В 2011 году Илья Хвостов и группа «Мысли вслух» были единственными калининградцами, которые вышли на большую сцену фестиваля «Дон Ченто Джаз». Кроме того, Илью можно услышать сейчас фактически на каждом светском мероприятии в Калининграде и даже на концертах в областной филармонии. «Афиша Нового Калининграда.Ru» поговорила с молодым и талантливым музыкантом о его впечатлениях от выступления на «Дон Ченто Джаз-2011» и самокритике.

Нам повезло встретиться с Ильёй Хвостовым за завтраком в небольшом кафе рано утром -  между его репетициями и активными путешествиями. 

- Как оцениваешь выступление на «Дон Ченто»? Самому понравилось?

- Это было интересно! Впервые я выступал именно со своей командой, с такими сильными музыкантами при такой публике. Естественно, в нашем выступлении было много минусов, я столько галочек себе поставил! Но положительные моменты затмевают всё! Это было круто, я потом ещё очень долго отходил, полчаса, наверное.  На  сцене я пытался вести себя естественно, у меня не было переживания по поводу количества публики, чем людей больше, тем мне легче. Я вообще уже не парюсь - наверное, какая-то степень профессионализма появляется. Мне всё равно, играю я на корпоративах или перед большим залом - выкладываюсь одинаково. Там я себя чувствовал очень уверенно. Правда, мы репетировали маловато, у нас было не так много времени, у всех работа, дела, а собрать такую большую команду очень сложно. Что-то получилось, что-то не получилось, но, в целом, обычно я говорю слово «прокатило», но тут оно не уместно. В данном случае нельзя сказать: «Получилось, и ладно!», просто было здорово. 

- Тебе удалось сделать всё запланированное на это выступление?

- Остались какие-то моменты. Во-первых, звук очень многое убил. Но тут и мы виноваты, музыканты долго собирались на саундчек, и еще мы со звукорежиссёром немножко друг друга не поняли. У нас была возможность взять на фестиваль своего звукорежиссёра, но я побоялся спросить у промоутера фестиваля Андрея Карачинова, можно ли это сделать. Уже потом он сам спросил: «Что вы с собой не взяли своего звукорежиссёра?  Да вы что?! Все со своими приходят!». В итоге, со звуком была беда, но лично мне было удобно, был ушной монитор, который мне дали попробовать. Я играл с ним первый раз в жизни! Я мог перемещаться по сцене, как хотел. Музыкантам же было не очень удобно, кто-то чего-то не слышал, да и рояль вышел из строя в конце, и гитара тоже. Были минусы, но энергетика мне понравилась.

- От публики ты именно такой реакции ожидал?

- Когда я спустился со сцены и пошёл к своей девушке, у меня брали автографы, многие благодарили. Хотя, я понимаю, что всё равно это не тот уровень, понимаю, что это сделано за короткий срок. Хотя, если постараться, за это время можно было такую офигенную программу сделать, чем я сейчас собираюсь заняться. Сейчас я улетаю в отпуск на юг, а когда прилечу, в начале сентября, мы будем с ребятами заниматься новым материалом, репетировать и нацеливаться на Европу.

- Я знаю, что группу в ближайшее время покинут некоторые участники?

- Покидают меня «струнные», и то не все. Но мы, может быть, пока сделаем что-нибудь без них. Да и не сложно набрать струнный состав заново. Сложность заключается в другом: в визах и в занятости музыкантов. У нас, например, в Калининграде почти нет джазовых барабанщиков. Один из них, Юра Павлюков, только на днях вернулся с моря, попробуем поработать с ним.

- А что ты имеешь в виду, когда говоришь «нацеливаться на Европу»?

- После выступления Андрей Карачинов сказал мне такую клёвую фразу: «Я не знаю, кого на следующий год «брать» из калининградцев, чтобы планка не упала». Мне это очень понравилось! Ещё Андрей добавил что-то типа, что мы уже засиделись в Калининграде, и организаторы «Дон Ченто Джаз» могут посоветовать наш коллектив организаторам джазовых фестивалей в Литве.

hvost_1.jpg
Я съездил недавно в Дрезден, узнал, что там есть просто целый парад джазовых коллективов. Я познакомился с разными музыкантами и хотел бы, чтобы они сюда приехали, пока я ещё в Калининграде и учу немецкий, ведь в дальнейшем я планирую поехать получать музыкальное образование в Германию. 

У меня есть нацеленность на Европу, но пока я понимаю, что до нового года не готов уехать отсюда, у меня ещё нет уверенности в себе. Пока я ещё здесь, можно подготовить некий фундамент, завязать какие-то знакомства там. И я хочу воплотить свою мечту, завязать музыкальные молодёжные отношения с Европой, не привозить сюда матёрых звёзд, а хотя бы на уровне обмена ездить друг к другу выступать,  найти спонсорство, если возможно. Таким образом, мне уже будет гораздо легче поступить туда, имея в Германии друзей и знакомых. Мне было бы интересно сам Калининград показать немецким гостям, а потом, может быть, из этого завяжется нечто большее, какое-то региональное сотрудничество.

- То есть после выступления на фестивале «Дон Ченто Джаз» больше никаких конкретных предложений пока не поступало?

- Я люблю всё делать сам и ни на кого не полагаться. Кто-то может помочь - я помощь приму. Я лучше буду сам пробиваться, это сложно, но…

- А что за материал ты видишь в своей новой программе? Каверы также будут?

- Да, я по-прежнему буду переигрывать некоторые песни, на данный момент я не ощущаю себя композитором, больше - аранжировщиком и исполнителем. Пока я такой 21-летний попугайчик. Что касается своего материала, то недавно сочинил две песни, но не решился сыграть их на «Дон Ченто», так как они ещё сырые. 

В моих планах сделать осенью программу и ближе к зиме в Калининграде её сыграть. Может быть, в каком-нибудь клубе, например, с группой «Jazz-тетик», которая  фактически вся со мной играла уже: барабанщик, басист и саксофонист. 

- А на «Дон Ченто Джазе» сколько вас всего на сцене было? Кто ещё с тобой играл?

- Нас на сцене было 11 человек. 4 человека – барабаны, бас, труба и сакс были приглашённые, хотя мы с басистом и барабанщиком уже работали раньше, более менее сыграны. Для джазового концерта я специально пригласил Вячеслава Худякова и Ивана Шевцова. Это труба и саксофон. Я ещё хотел, чтобы был бэк-вокал. Я бы хотел таким составом работать дальше, хотя струнные меня и покидают, но одна виолончель и еще скрипка всё равно остаются здесь.  

- Мы виделись перед фестивалем, и ты говорил, что планируешь что-то очень особенное  в «дончентовской» программе, о чём шла речь?

- Там все песни были известные и популярные, единственной авторской вещью была композиция моего гитариста, Александра Чуркина, она называлась «Анапа». Они съездили на конкурс военно-патриотической песни, и на основе впечатлений от поездки родилась эта инструментальная вещь. Она мне показалась неким саундтреком к фильму. 

Все остальные популярные вещи мы играли в джазовых стандартах. Джазовый стандарт для Cry Me A River мы позаимствовали из концерта Jamie Сullum (популярный английский джазовый исполнитель Jamie Сullum – прим. «Нового Калининграда.Ru»), добавили туда струнных, и получилось очень клёво. Ритм идёт от Джастина Тимберлейка, а сама песня – джазовый стандарт, её много кто перепевал. Народ,  вроде, оценил. Fly Me To The Moon сыграли с текстом. Также взяли три композиции Jamie Сullum и две композиции The Beatles - Yesterday и Eleanor Rigby. Yesterday, мне кажется, не прокатила, я её поставил в начало. Она получилась в стиле лаунж, мы её переделали настолько, что от песни ничего не осталось. Кто-то говорил, что очень скучно было, кто-то, что очень интересно вышло. А для Eleanor Rigby мы также использовали джазовый стандарт. Она очень многим понравилась: если у The Beatles в этой песне только струнные и голос, то мы добавили туда баса, а вначале песни я сделал такое, немного комическое, вступление на клавишах. 

Hvostov 2.jpg
- А то, что ты исполнял одну из песен, сидя на краю сцены, было таким порывом или запланировано?

- Я знал, что буду бегать, ходить во время выступления. А это была песня Cry Me A River, она такая грустная, смысл там такой: «Плачь по мне, как я плакал по тебе, наплачь мне реку». Я хотел даже спуститься в зал, но потом подумал, что люди только пришли, куража ещё нет, не темно. Был бы на сцене стул – я бы на него сел, а так сел на край сцены. Я не нервничал, был совершенно расслаблен, хотя мне люди говорят, что я был какой-то не в себе. На самом деле, я просто себя не очень хорошо чувствовал из-за того, что было очень жарко, а я был в шляпе, пиджаке. После одной из песен в паузе я даже сказал: «Давайте я немного передохну и о чём-нибудь с вами поболтаю, вы же не хотите увидеть смерть на сцене?». 

- А сам «Дон Ченто Джаз» каждый год посещаешь, как зритель?

- На нескольких был, а на прошлом даже выступал (подыгрывал Вячеславу Худякову на клавишных – прим. «Нового Калининграда.Ru»). В этом году, к сожалению, послушал только один день, так как на следующий был у друга на свадьбе. Я знаю, что «Земля, ветер и огонь» (The Earth, Wind & Fire Experience feat. The Al McKay Allstars - прим. «Нового Калининграда.Ru») круто отыграли, мой перкуссионист даже получил лично в руки палочки от их барабанщика. Из того, что мне удалось послушать, очень понравился Jazzkantine. Но итог такой: круче «Инкогнито» и Кэнди Далфер (голландская саксофонистка и певица, выступала на «Дон Ченто Джаз» в 2010 году – прим. «Нового Калининграда.Ru») я не слышал. Кэнди Далфер такая изумительная, это был лучший концерт, который я видел! Даже Стинг меня так не поразил, когда я ездил на него. Далфер так играет! С такой подачей! Я её слушал очень давно, фанател ещё со школы, слушал дома на дисках. В тот раз это было чудесное закрытие фестиваля, оно должно быть именно таким. Для меня ещё более лучшим закрытием фестиваля было бы выступление Jamie Сullum. Говорят, что это возможно. В какой бы точке света я ни был, я обязательно приеду посмотреть на его концерт, чтобы пообщаться. Я очень надеюсь, что такая возможность будет. 

- А родители были на твоем выступлении на «Дон Ченто Джазе»? И вообще, посещают твои концерты?

- На «Дон Ченто Джаз» мама не попала. Она приходит на выступления, но редко. А я, на самом деле, не люблю, когда родственники приходят на мои концерты. У них другое отношение ко мне, они переживают за моё здоровье: как же, вот он на сцене, он же волнуется?! «Я же вижу, что ты устал!». Мне кажется, что они могут чуть ли не встать посреди концерта, взять меня за руку и сказать: «Пойдём домой!». Пусть они приходят, но чтобы я их не видел перед выступлением. Друзья же, когда приходят, часто прикалываются, пока я на сцене.

- А мама не считает, что музыка - это не серьёзно? Не хочет, чтобы ты чем-то другим занимался?

- Нет, она прекрасно понимает, что всё это моё. И хочет, чтобы я продолжал этим заниматься. Меня со старших классов никто не контролировал, школу с медалью, конечно, не закончил, но учился хорошо. Вообще, считаю, что оценки - это не показатель, главное - есть ли знания. Музыка, для меня, - это всё. Я год проучился на маркетинге, и мама не понимала, зачем мне это надо. Я всегда делал свой выбор, мама очень редко могла меня в чём-то остановить, да и финансово я давно независим. Кроме того, я редко вижу близких, мама с бабушкой живут в Багратионовске. 

- Как ты считаешь, у нас можно нормально зарабатывать благодаря музыке?

- Я могу честно сказать, что в моем возрасте мало кто так самостоятельно зарабатывает. Но всё равно, я благодарен маме, что она при сложной жизненной ситуации нам с сестрой очень помогала, отказывала себе во всём, чтобы нас вырастить.

- Так получается, ты вырос в области, а в Калининград приехал только когда поступал в музыкальный колледж?

- Да, школу я закончил в Багратионовске. То есть, можно считать, что я парень из деревни, который приехал в большой город (смеётся). Но я люблю свой родной город, когда приезжаю, отдыхаю на озере, машин там практически нет, расслабляешься. 

- А родители никак не были связаны с музыкой?

- Мама когда-то занималась музыкой, закончила музыкальную школу по классу фортепиано, до этого играла на скрипке несколько лет. Музыкальную школу закончила экстерном, то есть, видимо, у неё есть какие-то музыкальные способности, но она их не стала развивать. Может быть, она воплощает свои мечты во мне. Я в семье единственный музыкант. Если задуматься о будущем, то совсем не обязательно, что я буду своих детей отдавать на музыку. Это такое дело - либо хочешь, либо нет. Заставлять не стоит. У меня был такой переломный период, когда я понял, что это нужно мне самому. В любом случае, я считаю, что музыку не брошу никогда. В третьем классе музыкальной школы я хотел бросить, но родители и педагоги меня отговорили.

- Было тяжело учиться?

- Заниматься всегда очень тяжело - это труд, который никто не видит. Сейчас август, и я немного расслабился, хочу отдохнуть. А то даже заниматься некогда было, так как делали программу, репетировали, выступали, куда-то ехали, и всё в такой суете. А заниматься хочется. 
Когда я учился в колледже (Калининградский областной музыкальный колледж имени С.В. Рахманинова – прим. «Нового Калининграда.Ru»), там была систематизация. Надо было сдать экзамен или программу, и я к этому поэтапно шёл. А сейчас я никому не должен, всё делаю для себя, учу и играю то, что хочу.

- Сейчас ты не продолжаешь заниматься у педагогов?

- Иногда к Наталье Владимировне Доманицкой захожу на распевку, но очень редко. Перед «Дон Ченто» несколько раз подошёл, поболтали, позанимались.

- Твои бывшие педагоги тобой довольны?

- Я думаю, да. Я не хочу звездиться, не люблю, когда меня сильно хвалят.

Hvostov 1.jpg
- Так ты не тщеславный?

- Это нормально, когда человека хвалят за его заслуги, за его труд. Но у меня всегда остаётся осадок, будто бы я не достоин, потому что мало работал для этого. Даже с тем же «Дон Ченто»: хоть я дни и ночи проводил в Немецко-Русском доме, где мы репетируем, с утра я играл, придумывал партии, к вечеру приходили ребята, мы репетировали вместе на протяжении недели. Я выкладывался, но всё равно недостаточно. Мне всегда недостаточно, мне хочется всё больше. Я знаю свои способности. Не хочу хвастаться, но знаю, что у меня очень большой потенциал. Меня ужасно раздражает моя лень! Я вижу свою цель, я вижу эту извилистую дорогу к этой цели, но я всё не могу сделать первый шаг. Я очень самокритичный, не самодостаточный, мне постоянно нужно что-то новое и всё больше.

- Мама критично к тебе относится?

- Да, она всегда говорит мне правду, как и моя девушка. Особенно, по поводу моего английского произношения, что я где-то слова забыл или перепутал. Но потом добавляет, что в целом неплохо. Так она меня критикует даже в одежде. Я, например, очень люблю серый цвет. Мои любимые цвета - серый, белый, чёрный. Я не люблю броскость. Это как в одежде, так и в музыке. Если ты идёшь в темном, то не бросаешься людям в глаза. Но вещь, которая на тебе, отличная! Она просто тёмная, а ты выглядишь в ней замечательно. И именно это заставляет людей присматриваться к тебе более внимательно. Если ты изначально в ярком, то тебя сразу видно за несколько километров, ты просто бросаешься им в глаза. Люди должны присматриваться и прислушиваться сами, не надо их заставлять!

- В студии время не проводишь совсем? На запись время не тратите?

- Если запись нужна, то мы делаем это в живую. Когда-то на один микрофон меня записывал Костя Бекрев (калининградский музыкант из группы «Индия» и клавишник группы «Агата Кристи» – прим. «Нового Калининграда.Ru»)

- И не планируешь заниматься студийной работой?

- Я хочу сейчас заниматься самосовершенствованием и музыкой, играть по утрам на гитаре, сочинять. Не хочу сейчас тратить время на аренду студии и запись того, что есть. Но если бы у меня была своя студия, я бы там ночевал. Рабочее место у музыканта должно быть обязательно, приходишь, а тебя там всё ждёт.

- А как ты отдыхаешь?

- Я отдыхаю путешествиями, хотя часто - это отдых, от которого ещё потом нужно отдыхать. Я съездил в Дрезден на днях благодаря Немецко-Русскому дому, когда вернулся в Калининград, сразу вечером поехал на репетицию. И было такое ощущение, что вообще никуда не ездил. Никогда такого не было, хотя всё было супер: и познакомился с новыми людьми, и отдохнул, и играли, общались, столько встреч, эмоций. Приехал, а ничего не осталось, всё спокойно, впервые, как само собой разумеющееся. Взрослею? А раньше это было событие! Смысл жизни я вижу в самореализации и путешествиях, всё надо делать здесь и сейчас. А так, я, как и все, сижу в интернете, смотрю фильмы, гуляю. 

- Можно сказать, что это лето со всеми его событиями, поездками и «Дон Ченто» стало для тебя каким-то переломным моментом?

- Это меня очень завело, направило на какую-то дорогу, дало энергию, показало мне, что я талантлив, что я что-то могу, и надо действовать, а не сидеть. Я сделал для себя выводы. И теперь уверен, что надо реализовывать свои мысли. Может быть, поэтому я и назвал коллектив «Мысли вслух», потому что я говорю то, что думаю.

Сейчас мне очень хочется сделать всё новое, старое уже очень надоело, с чистого листа всё начать. Для меня сейчас важнее всего самореализация и самосовершенствование, а не пробиваться и привлекать кого-то. Пока я не почувствую себя хорошим музыкантом, я не буду этого делать.

Группа «Мысли вслух», Илья Хвостов, а также организаторы фестиваля «Дон Ченто Джаз» выражают благодарность Немецко-Русскому дому за предоставленный для концертов рояль.

Текст - Александра Марченко, фото – «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]