«Можно закачаться»: Диана Арбенина о рейсе на «Крузенштерне» и не только

Диана Арбенина. Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Диана Арбенина. Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

В этом году группа «Ночные снайперы» отмечает солидную дату — 25 лет с момента основания. Накануне юбилейного концерта в Калининграде лидер коллектива Диана Арбенина встретилась с журналистами и рассказала о недавнем 10-дневном рейсе на «Крузенштерне», карабканье на верхушку мачты и песнях, спетых на носу парусника. А ещё о том, почему она не будет препятствовать дочери, если вдруг та решит «уйти с цыганами в поле». «Афиша Нового Калининграда» записала самые интересные фрагменты беседы.

О «Крузенштерне», концерте на палубе и жизни по-настоящему

— Два дня назад я сошла на берег Дании с барка «Крузенштерн», и для меня это громадное событие в жизни. Мне моряки рассказывали, что Калининград — порт приписки этого легендарного судна, что вы им гордитесь. И, конечно, гордиться есть чем: 92 года — и корабль в таком прекрасном состоянии. А ведь парусников остаётся все меньше и меньше. Я нахожусь под большим впечатлением от той экспедиции, в которую я попала. Это была действительно экспедиция, не круиз. Это не лайнер с туристами на борту, а учебное парусное судно, где 119 курсантов-пацанов и 6 девчонок. И там, конечно, всё по-настоящему. То, что я оправдала и ожидания команды, и свои ожидания, мне очень приятно.

Я сыграла на борту акустический концерт. Мне было, конечно, колоссально тяжело, потому что палубу постоянно качало, мы были в Бискайском заливе в этот момент. И я, кстати, залезла на верхушку мачты. Это было преодоление. Мне кажется, каждый человек должен позволять себе делать подобные вещи, так ещё раз узнаёшь себе цену.

В море я ходила на двух круизных лайнерах, но это не сравнимо [с рейсом на «Крузенштерне»] . Это то же самое, что по турпутевке поехать в Париж и увидеть Триумфальную арку либо взять машину и «прочесать» Францию самому.

Я доходила на Южного полюса, благодаря чему была написана песня «Южный полюс», но это всё меркнет по сравнению с авралом, когда поднимаются 34 паруса. Это нереально. Когда ты поешь на бушприте (брус, выступающий вперёд с носа корабля — прим. «Афиши Нового Калининграда») песню «А я пишу свою историю», можно закачаться. Понимаете?


О семидневном шторме, морской болезни и песнях о Калининграде

— Меня пропитала эта история так сильно, что-нибудь [из песен], конечно, появится. Единственное, я не конъюнктурщица, у меня нет песен на злобу дня. Вероятно, не ждите, слова «Калининград» или «Крузенштерн» напрямую в песне. Я не пишу по лекалу газеты «Правда», но могу сказать, что если я влюбляюсь в ту же команду, тех людей, которые были со мной 10 дней, это навсегда.

Более целостных людей, чем моряки, я не встречала за последние годы нигде. Они так преданы морю, что вообще не думают о ежедневной опасности.

Мы попали в семидневный шторм. Вследствие этого шторма я некоторых людей видела только к концу путешествия. Приходишь на завтрак, смотришь — новый человек. Это кто? А это вот плохо ему было [всё это время]. Меня, слава богу, миновала морская болезнь. Было тяжело, но без крайних моментов. А во время шторма не было страшно. Я была абсолютно уверена, что ничего не случится. Командир настолько опытный, команда настолько крутая, что я не погибну. К тому же у меня впереди концерт, у меня двое детей, о чём разговор?

В море самое главное — понять его законы. Без качки моря нет. Получается лужа. Что такое качка? Это волна. Представляете себе океан без волны? Это штиль. Но штиль, по большому счету, это нонсенс, как и в жизни. Во всяком случае, в моей.

В этом апреле я поняла, что всё-таки есть место, куда я могу в любой момент вернуться. Они, [моряки], сказали, что для тех людей, которые проходят испытание морем, «Крузенштерн» такой же дом, как и для них. А они слов на ветер не бросают.

О 25-летии «Ночных снайперов»

— Удержаться на плаву (видите, я теперь постоянно говорю морскими терминами) четверть века в том стиле музыки, который в наше время непопулярен в этой стране <…>, это большое дело. Но как показывает практика, и в коллективе на корабле, и в музыкальном коллективе в первую очередь нужна дисциплина. Если есть дисциплина, есть коллектив. В группе «Ночные снайперы» благодаря моим личным усилиям она железная.

Об участии в телешоу

— Когда мне что-то предлагают, я на всё, понятно, не соглашаюсь. Не потому что я такая вся из себя, а потому что у меня нет времени или мне неинтересно. Когда мне предлагают спеть песню, прийти в «ящик», то я соглашаюсь, потому что хочу, чтобы наши песни слышали люди. А люди всё-таки смотрят телевизор, и те, что говорят «Ой, я не смотрю», потом, оказывается, в курсе всех новостей. Странно, правда? Но больше всего мне нравится отдавать то, чему я научилась за это время. Иными словами, мне нравятся молодые ребята, которые поют, играют, которые хотят этим заниматься. Во-первых, мне не жалко. Во-вторых, мне кажется, что я чему-то уже всё-таки могу научить. Поэтому в наставнические проекты я бы, конечно, пошла.

О том, что стоит прочитать прямо сейчас

— Я взяла с собой [на «Крузенштерн»] книгу «Люди среди деревьев» Янагихары, это её дебютный роман, но он у меня почему-то в море не пошёл. Наверное, потому что о деревьях, я не знаю. Очень хорошо помогает Бродский. В этом году на меня свалилось огромнейшее счастье, меня пригласил фонд Бродского, который находится в Нью-Йорке, сыграть у них «квартирник». В частности, мне написала сама вдова Иосифа Александровича, что она читала мои стихи, ей они нравятся. Для меня это огромная честь. Это для меня практически то же самое, что премия «Триумф» (негосударственная российская премия в области высших достижений литературы и искусства — прим. «Афиши Нового Калининграда»), которую мне дали уже 100 лет назад. И когда меня оценили лучшие люди искусства в нашей стране, мне стало понятно, что нужно хвалить детей, хвалить людей. Это даёт новые силы. Что ещё касается книг, я вас удивлю, я сейчас читаю очень классного американца, его зовут Огилви (Дэвид Огилви — прим. «Афиши Нового Калининграда»). [Он пишет] о рекламе. Классная книжечка.

О музыке, поэзии и прозе

— Я выпустила сборник-двойник. Первый том называется «Бег». Там стихи и тексты песен. Это разные вещи для меня. Вторая книга называется «Тильда». Там только проза. Это ещё одна победа, потому что раньше прозы катастрофически не хватало для одного сборника, а теперь её накопилось такое количество, что я доросла до полноценной книги. Это здорово, мне нравится писать.

Когда мне задают вопрос «Вы кто в первую очередь — музыкант или поэт?», я всегда говорю, что музыкант, а про себя думаю: «А может, и поэт».

О «нифига не банальных» человеческих ценностях

— В любви, конечно [черпаю вдохновение]. Ничто ещё этот пьедестал не заняло и, наверное, не займёт, потому что, мне кажется, для женщины самое главное — это не состояться в профессии, в каких-то испытаниях, прыжках с парашютом, гонках, нет. Это в первую очередь семья и дети. И я хочу сказать, что в море, когда тебе плохо из-за морской болезни, когда ты в таких условиях, в которых никогда не был, помогает семья. Больше всего помогает семья. Не то, что ты сделал в этой жизни, не сколько у тебя денег, не твои планы — это всё сразу обнуляется.

Ты вспоминаешь своих родных. Кстати, там всё это время не было связи. Когда вдруг она появляется <…>, ты ловишь сеть для того, чтобы позвонить домой, но это невозможно. И эти незыблемые человеческие ценности могут быть банальными, но они нифига не банальные, потому что именно они нас спасают. Когда проходит кураж молодости и наступает пора длинной-длинной зрелости, которая потом переходит в старость, ты понимаешь, что для тебя главное.

Посмотрела бы я на человека, который тащится от того, что он одинок в 80 лет. Таких нет, мне кажется. А те, кто так говорит, врут. Сто процентов.


О татуировках и «нашпиговке» детей любовью

— Я очень похожа на человека, который пойдёт и от балды себе что-нибудь напишет на теле? Мне кажется, нет. Каждая из татуировок — это свидетельство того момента, когда мне было очень тяжело. Знаете, кто-то пускается в крайности, начинает горькую пить, а я спасаюсь другим образом. Но это больно, не делайте татуировок.

[Если мои дети захотят татуировки?]. Послушайте, ну, а если мои дети захотят играть рок-н-ролл, что я буду делать? А если Марта захочет уйти с цыганами в поле? Что я должна делать? Сломать шею лошади, которая её повезёт туда? У каждого свой путь. Всё, что можно сделать для детей, — дать им образование, но это во-вторых. А во-первых — «нашпиговать» их таким количеством любви, которое бы их защитило, но не надо их ломать, не надо пытаться сделать из них то, что хочешь ты.

Единственное — я думаю, что музыкальная школа — это обязательный момент. <…> Мои дети ходят в музыкальную школу. Из-под палки, конечно. Я прихожу к выводу, что редкие люди в детстве любят музыкальную школу. Но потом все благодарны, поэтому я их не заберу, они её закончат.

А чем они займутся дальше, это их проблемы. Я бы очень хотела, чтобы они быстро определились, потому что я очень боюсь двора, наркотиков и компании. Это то, что губит много молодых людей.

Почему мне, кстати, было приятно на паруснике находиться, там курсантам 15–17 лет, и они уже зрелые ребята, они уже при деле. Они понимают, чем будут заниматься. Я смотрела на них и думала: «Боже, отдать Тёму в мореходку или нет?».

О бессознательном состоянии и Володе из Астрахани

— Нет никакой дедовщины на корабле. Есть дисциплина. Если про жёсткость говорить, то она только в работе. При том, что это мнение не моё. Я познакомилась с курсантами, говорю: «Ну что, прессуют вас?». «Да нет, нормально, всё хорошо», — отвечают. Они такие реальные пацаны, не цветочные. <…> Хорошие ребята. Очень скромные, мужественные. Я в 15 лет была в бессознательном состоянии. Когда мне пацан из Астрахани, которого зовут Володя, в 15 лет рассказывает, что он будет делать в жизни (и он точно это будет делать!), я кайфую от этого.

Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар, Денис Туголуков, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]