Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет»

Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет» Роковая музыка: Олег Нестеров привёз в Калининград спектакль «Из жизни планет»
Все новости по теме: Культура

Спектакль «Из жизни планет» — это музыкальное посвящение неснятым фильмам 60-х, придуманное Олегом Нестеровым и группой «Мегаполис». В честь 100-летия российского кинематографа в Кафедральном соборе им решили открыть фестиваль «Орган +», который традиционно сопровождает международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. «Афиша Нового Калининграда» рассказывает, как это было.

Пожалуй, сложно себе представить что-то более органичное для здания по адресу ул. Канта, 1, чем проект «Из жизни планет», посвященный звездному небу и нравственному закону советской «оттепели» 60-х. За рекой бесновалась толпа на рок-концерте, и перед началом этот раздражающий шум вселял серьезные опасения, сможет ли публика в полной мере насладиться спектаклем. Однако грубая энергия, бьющаяся о стены собора, в итоге даже сыграла в плюс постановке, на контрасте подчеркнув тонкость и нежность творящегося на сцене.

Никаких особых декораций не было: только большой экран, на котором транслировалась черно-белая метель неснятых фильмов, кадры кинохроники и старые фото. Из видимого глазу — все. Но не стоит сбрасывать со счетов контекст: наше время, в котором уже угадываются черты больших изменений, приграничный город с драматичной неоднозначной историей, зрительские ожидания, мысли, чувства, позволившие каждому увидеть свой спектакль. Олег Нестеров и группа «Мегаполис» сделали все, чтобы зрители запомнили этот вечер. И они запомнили — в этом нет никаких сомнений.

Спектакль «Из жизни планет» представляет собой музыкальное посвящение неснятым фильмам 60-х. «Лучшие не сняли лучшее», — сказал Олег Нестеров в самом начале, тем самым сформулировав самую суть трагедии, и далее от слов перешел к делу, с археологической точностью рассказывая и показывая, какое кино мы могли бы увидеть. В этом ему помогала музыка, меланхоличная и пронзительная, искрящаяся искренностью и надеждой. Калининградская версия спектакля отличалась от версий, показанных в других городах, во многом благодаря Екатерине Мельниковой, сидящей за органом, как за штурвалом космического корабля, и уносящей слушателей вслед за собой, сквозь пространство и время.

           

Олег Нестеров — изумительный рассказчик; когда он говорил, что в тех советских фильмах 60-х был не только воздух, символизирующий свободу, но и настоящая, еще не омраченная расчетом, человеческая солидарность, ему невозможно было не поверить. Его голос завораживал, гипнотизировал, убеждал. Говорил о Москве в «Причале» по сценарию Геннадия Шпаликова — невозможной, сказочной столице идеального государства, в которое до 1968 года Шпаликов верил так, как иные верят в Бога. Говорил о неснятом шедевре Владимира Мотыля «Семь пар нечистых» — советском истерне, в котором герои показывали лучшее, на что способны. Это потом Мотыль снимет «Белое солнце пустыни» и навсегда войдет в историю отечественного кинематографа, но прежде ему пришлось пройти через безумие и принятие того факта, что его гениальность в СССР никому не нужна. Говорил про «Предчувствие» Андрея Смирнова, режиссера «Белорусского вокзала», поссорившегося с партийными бонзами и на 30 лет отлученного от профессии. И, наконец, Шпаликов. Еще один неснятый фильм по его сценарию завершил спектакль. «Прыг-скок, обвалился потолок» — картина о всех ужасах и прелестях пьянства, о котором знаменитый сценарист знал не понаслышке. «Не хочу быть рабом!» — по воспоминаниям коллег, кричал Шпаликов, получая очередной возвращенный на переделку сценарий. Однако что-то ему все-таки удалось. Главную героиню, 11-летнюю девочку, он списал со своей дочери, которую любил больше всего на свете и считал своим самым важным достижением.

«Из жизни планет» — спектакль не про кино, «оттепель» и советское руководство. То есть и про это тоже, но не совсем. Он про семью. Про взаимоотношения родителей, чья молодость пришлась на это прекрасное, почти весеннее время, и их повзрослевших детей, пытающихся их понять сквозь время и расстояние сродни космическому.

Текст — Елена Саморядова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]