Руководитель танцевальной студии: мы занимаемся даже с детьми 1,5 — 2 лет

Руководитель студии современного танца «Экзерсис» Сергей Бобров
Руководитель студии современного танца «Экзерсис» Сергей Бобров
Все новости по теме: Культура

В ближайшую среду, 16 декабря, в Доме искусств в рамках танцевального фестиваля состоится юбилейное шоу студии современного танца «Экзерсис», которой в этом году исполняется 15 лет. В преддверии выступления один из руководителей студии Сергей Бобров рассказал «Афише Нового Калиниграда.Ru» о том, с какого возраста можно начинать заниматься танцами, как не потерять мотивацию в процессе обучения и почему наличие таланта вовсе не всегда приводит к успеху.

 — Сергей, в Калининграде немало танцевальных студий. Существует ли у вас какое-то профессиональное сообщество?

 — Да, конечно, есть профессиональное сообщество. На мой взгляд, все танцевальные коллективы, студии, кружки условно делятся на несколько, скажем так, подкатегорий. Есть коллективы, похожие на наш, которые занимаются этим делом профессионально, а есть, к примеру, те, кто просто собирается вместе и получает от этого удовольствие — я называю это «худсамом» (художественной самодеятельностью — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»). Надеюсь, это никого не обидит, но, тем не менее, есть коллективы, которые ориентированы в первую очередь на необходимость обеспечения занятости детей и каких-то высоких достижений по прошествии многих лет работы не демонстрируют. Группу студий — их достаточно много, — которые действительно развиваются, двигаются вперед и двигают танцевальную культуру в городе, я выделяю отдельно — с ними мы очень плотно общаемся, дружим.

 — Если сравнивать средний уровень танцевальных групп в нашем городе с другими городами России, за исключением столицы и Санкт-Петербурга, в чью пользу будет сравнение?

 — Все зависит от того, с каким городом сравнивать. В средней части России есть очень-очень сильные коллективы — например из Ставрополя и Ростова, которые много лет подряд являются чемпионами мира по различным танцевальным направлениям, связанным со сценическими дисциплинами (джаз, модерн, танцевальное шоу). Можно сказать, они находятся в глубинке, но при этом на них равняется весь мир. Естественно, до их уровня мы еще не дотягиваем — некоторые направления, которыми они занимаются, в Калининграде только-только встают на ноги и начинают куда-то двигаться. Но, тем не менее, посетив большое количество мероприятий в различных городах, я могу сказать, что общий уровень наших танцевальных коллективов сопоставим со средним по стране. Здесь есть свои «звезды», но ни в худшую, ни в лучшую стороны мы особо не выделяемся — основная масса танцоров пока что не дотягивает до действительно значимых результатов.

 — Коллективы из близлежащих Литвы, Латвии, Польши и других стран оказывают на вас влияние?

 — Конечно. За себя могу сказать, что стараюсь найти что-то новое, позволяющее улучшить свою работу, в любом мероприятии, которое я посещаю. После каждого серьезного конкурса у меня в голове всегда возникают вопросы: что из увиденного можно перенять в свой коллектив и что нужно сделать для того, чтобы получилось также? В том числе и в результате таких размышлений за последние пять лет у нас в студии сформировалась определенная структура занятий, которая помогает достигать достаточно хороших результатов. И я искренне уверен, что в ближайшие годы мы выйдем на очень высокий уровень и будем одной из самых сильных студий не только в регионе, но и в ближнем зарубежье. По крайней мере, цели перед собой ставлю такие.

eG28wFgf0og.jpg

Хотя есть и такой момент: в процессе реализации планов зачастую сталкиваешься с тем, что не всегда получается добиться того, что видишь там, и потом анализируешь причины «несрастания». В последнее время напрашивается такой вывод: социальная политика в тех же Литве и Латвии, направленная на развитие молодежных движений (и связанных с танцами в том числе), немного по-другому выстроена и, соответственно, [приносит свои плоды]. Но я думаю, что мы, русские, достаточно смекалисты (смеется) — делаем выводы из подобных ситуаций и придумываем, как можно добиться таких же результатов.

 — Расскажи поподробнее о структуре ваших занятий и направлениях, которыми вы занимаетесь.

 — Есть два танцевальных направления, которые мы «взращиваем»: уличное (хип-хоп и все, что с ним связано) и сценическое (джаз, модерн, современная хореография, построенная на классическом и джазовом танце). Специфика этих направлений кардинально противоположна, и по каждому из них у нас прописан определенный план развития. Кроме того, есть и единый подход, связанный с мотивацией тех танцоров, которые приходят к нам на занятия.

100% людей, которые приходят на танцы, сталкиваются с таким фактом: картинка, которую ты видишь на соревнованиях, на баттлах, еще где-то, имеет обратную сторону — это огромный труд, который делается в залах.

Не каждый человек способен найти в себе резервы, позволяющие не остановиться на полпути и преодолеть трудности, а они всегда бывают. Танцы — такой вид деятельности, где нужно много раз повторять одно и то же, чтобы получилось хорошо. Кто-то имеет чуть больше данных — и у него получается немного быстрее, кто-то — чуть меньше, но лучшими становятся только те, кто трудолюбив и настойчив. Случается, что люди, имеющие талант, не всегда умело им пользуются — то, что легко дается, не ценится ими. А те, кто потом и кровью зарабатывает результаты, спустя годы зачастую добиваются большего.

Наша система на том и построена: мы показываем ребятам, которые к нам приходят, чего можно добиться. Мы проводим много внутриклубных событий в течение года — концертов, конкурсов, праздников, — где даже самые неопытные ребята в узком кругу танцевальной семьи могут показать свои первые результаты. И, соответственно, дальше мы втягиваем их на региональный, а затем и на международный уровни. Это помогает замотивировать людей — по прошествии года они видят перед собой новую цель и двигаются дальше.

 — Ваш профессионализм ведь тоже не на пустом месте возник. Каким образом вы пришли к тому, что сейчас имеете?

 — Здесь есть два важных момента. Первый связан с тем, что в определенный момент своей жизни я понял, что танцы — это тот вид деятельности, который мне предначертан судьбой. Я принял эту данность и с тех пор живу в гармонии с собой, понимая, что все, что я делаю, делаю не просто так. Решение было принято в достаточно молодом возрасте, и мое окружение — родители, близкие родственники — большого одобрения, конечно, не высказали. Но внутренняя убежденность помогла мне впоследствии добиться многого. У супруги (которая также является руководителем студии «Экзерсис» — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») в этом плане все было лучше: она начала заниматься танцами намного раньше, в 4 года, и даже вопросов в зрелом возрасте [относительно профессионального самоопределения] у нее, наверное, не возникало.

На мой взгляд, это важный момент: мы оба понимаем, что находимся на своем месте, и когда где-точто-то не срастается, возникают определенные трудности, не тратим душевных и физических сил на то, чтобы убедить себя в правильности сделанного выбора. «Я же все правильно делаю, не надо это бросать», — таких терзаний нет, и я считаю, что это 50% нашего успеха. А еще 50 — это усилия, которые мы вкладывали в свое развитие и в развитие своих танцоров.

Понятное дело, что до определенного момента — а в этом году студии исполняется 15 лет — мы не работали так, как сейчас. Большую часть из этих 15 лет это был коллектив, по сути, танцевальный кружок при техническом колледже — тот самый «худсам», о котором я говорил в начале. В 2009 году мы для себя «открыли» профессиональные коллективы, с которыми столкнулись в процессе своей деятельности на одном из мероприятий, и увидели качественно иной уровень танцевания учеников.

К счастью, мы смогли быстро сообразить, что вряд ли тот факт, что эти подростки танцуют лучше, чем наши ученики, связан с тем, что в каком-то районе города живет более талантливая молодежь.

Мы начали изучать эту систему, вливаться в новый для себя формат работы, и после этого пошел уже серьезный рост. Поначалу, конечно, было трудновато — мы были очень отстающими, не имели за плечами никакой серьезной базы. Но было желание, были горящие глаза и вера в собственные силы. И сейчас я считаю, что путь до уровня студий, на которые мы на тот момент равнялись, проделали очень быстрыми темпами.

 — Как не потерять мотивацию, когда ты встречаешь действительно сильный коллектив, на голову выше тебя, и испытываешь разочарование от своей работы?

 — Не могу дать универсального рецепта, потому что, повторюсь, у меня в этом плане всегда была вера в свои силы (не знаю, откуда она бралась). Понятно, что были неудачные выступления: мы готовились на какой-то конкурс, видели, что молодцы по сравнению с прошлым годом, и явно должны были «рвануть», а в итоге занимали последнее место. Но, какими бы ни были провалы, мы старались делать из них правильные выводы: к примеру, в определенный момент нам стало понятно, что технические способности танцоров нарабатываются только по истечении какого-то времени — невозможно за полгода заставить людей танцевать на таком уровне, к которому другие идут годами.

Если все же пытаться сформулировать рецепт, я бы посоветовал просто найти для себя такую команду людей, в которой ты будешь чувствовать себя комфортно, которая поддержит тебя даже в том случае, когда вера в себя на секундочку ослабевает. В нашей студии мы к этому стремимся — стараемся сплачивать ребят между собой, чтобы они чувствовали, что это одна большая семья.

grwua3huYNU.jpg

— Какое количество времени отнимает у тебя работа в этой «семье»?

 — Перед ответственными мероприятиями порой приходится работать и круглые сутки. Но при этом есть же еще и своя, настоящая семья, которой тоже нужно уделять время — и в определенный момент начинаешь понимать, что нужно себя немного притормозить, потому что своего ребенка ты уже видишь реже в течение недели, чем своих танцоров. Это меня, конечно, немного печалит (смеется).

Группы первого-второго года, как правило, занимаются три раза в неделю. Наплывами бывают дополнительные занятия — скажем, сейчас, перед концертом мы собираемся по воскресеньям и репетируем сводные номера. На каникулах стараемся по максимуму заниматься с танцорами. Но те ребята, которые ходят давно — по пятому-шестому году, — имеют занятия практически каждый день.

 — Сколько у вас в настоящее время групп, и можно ли танцы назвать эффективным бизнесом или он скорее «эффектный»?

 — На самом деле, это очень непростой вопрос. Если бы это дело не было призванием всей моей жизни и я бы критически посмотрел на него со стороны, ответ не был бы однозначным. Развитие студии невозможно без проведения больших мероприятий, выездов и так далее. Приходится самим выступать в роли организаторов каких-то событий, а это каждый раз связано с финансовыми рисками — иногда приходится полгода отрабатывать потом какой-нибудь фестиваль. Но есть и другая сторона нашей деятельности — творчество, которое должно быть отделено от организаторских способностей. Сейчас мы стараемся критически подходить к осуществлению своих амбиций и правильно оценивать финансовые возможности — опыт последних мероприятий, наверное, позволяет сказать, что мы на правильном пути.

Я бы сказал, что если человек не горит этим делом и не чувствует, что готов положить свою жизнь ради него, то финансово это не самая прибыльная деятельность.

 — С какого возраста вы начинаете набирать детей в студию?

 — Набираем мы с полутора лет…

 — Что может танцевать ребенок полутора лет?

 — Хороший вопрос! На самом деле, у нас в студии действует, на мой взгляд, уникальная программа. Несколько лет назад мы сотрудничали с очень хорошим педагогом по малышам, Ириной Беловой, и она задала нам определенный вектор направления работы с маленькими детками. Понятно, что в этом возрасте они занимаются вместе с мамами — в основном занятия ориентированы на физическое развитие, но с уклоном в хореографию. Удивительно, что дети из первой подобной группы, которым сейчас уже исполнилось по четыре года, по композиции и сложности материала, с которым они работают, сопоставимы с группами детей шести-семи лет. Сейчас мы пожинаем плоды того, что закладывалось в них два года назад на занятиях вместе с мамами, и на концерте, кстати, будет небольшой номер с малышами.

 — Расскажи о предстоящем выступлении поподробнее...

 — Это будет танцевальный фестиваль, который мы проводим при участии Управления спорта и молодежной политики. В рамках фестиваля 16 декабря в Доме искусств у нас состоится юбилейный концерт танцевальной студии «Экзерсис». Задача — показать уровень, на котором мы находимся сейчас, а также вспомнить прошлое, которое было очень богатым. В частности, например, у нас будут восстановлены некоторые старые постановки четырех-, пятилетней давности, которые мы адаптировали к современным реалиям. Мы недавно вычисляли, сколько танцоров у нас перезанималось за эти годы — число астрономическое, людей очень много. Я думаю, что многим из них будет интересно посмотреть на то, что они сами танцевали раньше, но уже в другой интерпретации.

Будет очень зрелищный, яркий концерт. Мы плотно поработали над некоторыми моментами — нам хочется удивлять зрителей снова и снова, потому что каждый год мы ставим перед собой новые цели.

В частности, в прошлом году к итогам года мы сделали два танцевальных спектакля: для малышей и для взрослых. Я считаю, что это большое достижение, потому что благодаря этому мы открыли для себя огромный пласт, с помощью которого можно доносить до зрителя какие-то важные просветительские моменты. В рамках юбилейного выступления мы покажем некоторые отрывки из наших будущих работ в этом направлении. Билеты на концерт можно приобрести в кассах Дома искусств и у администрации студии.

 — Раз уж ты затронул тему будущего, не могу не спросить о планах на перспективу.

 — 2016 год у нас обещает быть очень насыщенным. В феврале будем проводить танцевальный фестиваль, в рамках которого покажем две танцевальные работы. Одна постановка будет чисто экзерсисовская, другая — совместная с театром танца «Инклюзы» Натальи Агульник, которая поднимает огромный пласт танцевальной культуры и вдохновляет всех вокруг себя, в том числе и меня. Также планируем привезти совместно с Владимиром Бодягшиным очень сильный коллектив из Польши. То есть, по сути, это будет выходной, в рамках которого люди смогут прийти и посмотреть сразу три танцевальных спектакля. Весной у нас в городе будет запущен очень интересный танцевальный проект «Танцы в Калининграде». Это будет интересный танцевальный конкурс среди команд. Наконец, мы поедем на соревнования в Минск, будут областные соревнования, совместный проект на лето совместно с «Калининградской лигой танцев» Владимира Бодягшина, отчетный концерт и многое другое.

Текст — Денис Туголуков, фото — Кирилл Клейков, «Новый Калининград.Ru», а также (в том числе и ссылки на видео) предоставлены собеседником

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]