В ближайшую среду, 16 декабря, в Доме искусств в рамках танцевального фестиваля состоится юбилейное шоу студии современного танца «Экзерсис», которой в этом году исполняется 15 лет. В преддверии выступления один из руководителей студии Сергей Бобров рассказал «Афише Нового Калиниграда.Ru» о том, с какого возраста можно начинать заниматься танцами, как не потерять мотивацию в процессе обучения и почему наличие таланта вовсе не всегда приводит к успеху.
— Сергей, в Калининграде немало танцевальных студий. Существует ли у вас
— Да, конечно, есть профессиональное сообщество. На мой взгляд, все танцевальные коллективы, студии, кружки условно делятся на несколько, скажем так, подкатегорий. Есть коллективы, похожие на наш, которые занимаются этим делом профессионально, а есть, к примеру, те, кто просто собирается вместе и получает от этого удовольствие — я называю это «худсамом» (художественной самодеятельностью — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»). Надеюсь, это никого не обидит, но, тем не менее, есть коллективы, которые ориентированы в первую очередь на необходимость обеспечения занятости детей и
— Если сравнивать средний уровень танцевальных групп в нашем городе с другими городами России, за исключением столицы и
— Все зависит от того, с каким городом сравнивать. В средней части России есть
— Коллективы из близлежащих Литвы, Латвии, Польши и других стран оказывают на вас влияние?
— Конечно. За себя могу сказать, что стараюсь найти
Хотя есть и такой момент: в процессе реализации планов зачастую сталкиваешься с тем, что не всегда получается добиться того, что видишь там, и потом анализируешь причины «несрастания». В последнее время напрашивается такой вывод: социальная политика в тех же Литве и Латвии, направленная на развитие молодежных движений (и связанных с танцами в том числе), немного
— Расскажи поподробнее о структуре ваших занятий и направлениях, которыми вы занимаетесь.
— Есть два танцевальных направления, которые мы «взращиваем»: уличное (
100% людей, которые приходят на танцы, сталкиваются с таким фактом: картинка, которую ты видишь на соревнованиях, на баттлах, еще где-то , имеет обратную сторону — это огромный труд, который делается в залах.
Не каждый человек способен найти в себе резервы, позволяющие не остановиться на полпути и преодолеть трудности, а они всегда бывают. Танцы — такой вид деятельности, где нужно много раз повторять одно и то же, чтобы получилось хорошо.
Наша система на том и построена: мы показываем ребятам, которые к нам приходят, чего можно добиться. Мы проводим много внутриклубных событий в течение года — концертов, конкурсов, праздников, — где даже самые неопытные ребята в узком кругу танцевальной семьи могут показать свои первые результаты. И, соответственно, дальше мы втягиваем их на региональный, а затем и на международный уровни. Это помогает замотивировать людей — по прошествии года они видят перед собой новую цель и двигаются дальше.
— Ваш профессионализм ведь тоже не на пустом месте возник. Каким образом вы пришли к тому, что сейчас имеете?
— Здесь есть два важных момента. Первый связан с тем, что в определенный момент своей жизни я понял, что танцы — это тот вид деятельности, который мне предначертан судьбой. Я принял эту данность и с тех пор живу в гармонии с собой, понимая, что все, что я делаю, делаю не просто так. Решение было принято в достаточно молодом возрасте, и мое окружение — родители, близкие родственники — большого одобрения, конечно, не высказали. Но внутренняя убежденность помогла мне впоследствии добиться многого. У супруги (которая также является руководителем студии «Экзерсис» — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») в этом плане все было лучше: она начала заниматься танцами намного раньше, в 4 года, и даже вопросов в зрелом возрасте [относительно профессионального самоопределения] у нее, наверное, не возникало.
На мой взгляд, это важный момент: мы оба понимаем, что находимся на своем месте, и когда
Понятное дело, что до определенного момента — а в этом году студии исполняется 15 лет — мы не работали так, как сейчас. Большую часть из этих 15 лет это был коллектив, по сути, танцевальный кружок при техническом колледже — тот самый «худсам», о котором я говорил в начале. В 2009 году мы для себя «открыли» профессиональные коллективы, с которыми столкнулись в процессе своей деятельности на одном из мероприятий, и увидели качественно иной уровень танцевания учеников.
К счастью, мы смогли быстро сообразить, что вряд ли тот факт, что эти подростки танцуют лучше, чем наши ученики, связан с тем, что в каком-то районе города живет более талантливая молодежь.
Мы начали изучать эту систему, вливаться в новый для себя формат работы, и после этого пошел уже серьезный рост. Поначалу, конечно, было трудновато — мы были очень отстающими, не имели за плечами никакой серьезной базы. Но было желание, были горящие глаза и вера в собственные силы. И сейчас я считаю, что путь до уровня студий, на которые мы на тот момент равнялись, проделали очень быстрыми темпами.
— Как не потерять мотивацию, когда ты встречаешь действительно сильный коллектив, на голову выше тебя, и испытываешь разочарование от своей работы?
— Не могу дать универсального рецепта, потому что, повторюсь, у меня в этом плане всегда была вера в свои силы (не знаю, откуда она бралась). Понятно, что были неудачные выступления: мы готовились на
Если все же пытаться сформулировать рецепт, я бы посоветовал просто найти для себя такую команду людей, в которой ты будешь чувствовать себя комфортно, которая поддержит тебя даже в том случае, когда вера в себя на секундочку ослабевает. В нашей студии мы к этому стремимся — стараемся сплачивать ребят между собой, чтобы они чувствовали, что это одна большая семья.
— Какое количество времени отнимает у тебя работа в этой «семье»?
— Перед ответственными мероприятиями порой приходится работать и круглые сутки. Но при этом есть же еще и своя, настоящая семья, которой тоже нужно уделять время — и в определенный момент начинаешь понимать, что нужно себя немного притормозить, потому что своего ребенка ты уже видишь реже в течение недели, чем своих танцоров. Это меня, конечно, немного печалит (смеется).
Группы
— Сколько у вас в настоящее время групп, и можно ли танцы назвать эффективным бизнесом или он скорее «эффектный»?
— На самом деле, это очень непростой вопрос. Если бы это дело не было призванием всей моей жизни и я бы критически посмотрел на него со стороны, ответ не был бы однозначным. Развитие студии невозможно без проведения больших мероприятий, выездов и так далее. Приходится самим выступать в роли организаторов
Я бы сказал, что если человек не горит этим делом и не чувствует, что готов положить свою жизнь ради него, то финансово это не самая прибыльная деятельность.
— С какого возраста вы начинаете набирать детей в студию?
— Набираем мы с полутора лет…
— Что может танцевать ребенок полутора лет?
— Хороший вопрос! На самом деле, у нас в студии действует, на мой взгляд, уникальная программа. Несколько лет назад мы сотрудничали с очень хорошим педагогом по малышам, Ириной Беловой, и она задала нам определенный вектор направления работы с маленькими детками. Понятно, что в этом возрасте они занимаются вместе с мамами — в основном занятия ориентированы на физическое развитие, но с уклоном в хореографию. Удивительно, что дети из первой подобной группы, которым сейчас уже исполнилось по четыре года, по композиции и сложности материала, с которым они работают, сопоставимы с группами детей
— Расскажи о предстоящем выступлении поподробнее...
— Это будет танцевальный фестиваль, который мы проводим при участии Управления спорта и молодежной политики. В рамках фестиваля 16 декабря в Доме искусств у нас состоится юбилейный концерт танцевальной студии «Экзерсис». Задача — показать уровень, на котором мы находимся сейчас, а также вспомнить прошлое, которое было очень богатым. В частности, например, у нас будут восстановлены некоторые старые постановки четырех-, пятилетней давности, которые мы адаптировали к современным реалиям. Мы недавно вычисляли, сколько танцоров у нас перезанималось за эти годы — число астрономическое, людей очень много. Я думаю, что многим из них будет интересно посмотреть на то, что они сами танцевали раньше, но уже в другой интерпретации.
Будет очень зрелищный, яркий концерт. Мы плотно поработали над некоторыми моментами — нам хочется удивлять зрителей снова и снова, потому что каждый год мы ставим перед собой новые цели.
В частности, в прошлом году к итогам года мы сделали два танцевальных спектакля: для малышей и для взрослых. Я считаю, что это большое достижение, потому что благодаря этому мы открыли для себя огромный пласт, с помощью которого можно доносить до зрителя
— Раз уж ты затронул тему будущего, не могу не спросить о планах на перспективу.
— 2016 год у нас обещает быть очень насыщенным. В феврале будем проводить танцевальный фестиваль, в рамках которого покажем две танцевальные работы. Одна постановка будет чисто экзерсисовская, другая — совместная с театром танца «Инклюзы» Натальи Агульник, которая поднимает огромный пласт танцевальной культуры и вдохновляет всех вокруг себя, в том числе и меня. Также планируем привезти совместно с Владимиром Бодягшиным очень сильный коллектив из Польши. То есть, по сути, это будет выходной, в рамках которого люди смогут прийти и посмотреть сразу три танцевальных спектакля. Весной у нас в городе будет запущен очень интересный танцевальный проект «Танцы в Калининграде». Это будет интересный танцевальный конкурс среди команд. Наконец, мы поедем на соревнования в Минск, будут областные соревнования, совместный проект на лето совместно с «Калининградской лигой танцев» Владимира Бодягшина, отчетный концерт и многое другое.
Текст — Денис Туголуков, фото — Кирилл Клейков, «Новый Калининград.Ru», а также (в том числе и ссылки на видео) предоставлены собеседником