Необитаемый остров: чем нам запомнился фестиваль «Территория мира»

Все новости по теме: Город

Летом этого года вместо фестиваля «Территория мира» в Калининграде пройдет большой фестиваль уличных театров. Об этом в понедельник, 13 марта, в ходе пресс-конференции в пресс-центре ТАСС, посвящённой туристическому потенциалу Калининградской области, рассказал врио губернатора региона Антон Алиханов. «Афиша Нового Калининграда.Ru» постаралась вспомнить, с чего начиналась «Территория мира» в 2012-м и чем она в итоге закончилась.

Фестиваль культур народов мира «Территория мира» (именно так звучит его полное название) принято считать если не главным, то как минимум самым запоминающимся детищем Светланы Кондратьевой на посту регионального министра культуры. За пять лет он претерпел существенную трансформацию и из мероприятия со всемирно известными именами в программе превратился в псевдонародный музыкальный форум, организаторы которого, впрочем, так и не смогли отойти от стандартной формулы «открытие + два дня гуляний + неизбежный фейерверк в конце». При этом как на заре своего существования, так и в последующие годы концепция фестиваля у многих жителей города вызывала скорее недоумение, нежели понимание.

Первый из пяти форумов состоялся на острове И. Канта в августе 2012 года. Открывал его русский народный хор им. М.Е. Пятницкого, в числе участников были герои последнего (на тот момент) «Евровидения» «Бурановские бабушки» и Пелагея, а закрывал фестиваль французский коллектив «Ilotopie» (здесь при желании можно разглядеть некую иронию судьбы: «Ilotopie» является одним из самых старых французских уличных театров). Спустя год хедлайнерами «Территории мира» стали очередная участница «Евровидения» Дина Гарипова и ирландское шоу «Lord of the dance», а «разбавляли» программу китайский национальный коллектив «Disabled people of China» и дуэт из Японии «Hide-Hide».

И хотя вопросы к организаторам возникали уже тогда (центральным событием открытия второй «Территории мира», к примеру, стал шоу-показ модной коллекции Вячеслава Зайцева, а выступление «Lord of the dance» продлилось всего 30 минут), фестиваль, тем не менее, оставался мероприятием, открывающим для калининградцев новые и всемирно известные имена.


Переломным для форума стал, в общем-то, непростой и для всей России 2014-й. Самыми звездными коллективами в довольно куцей (по сравнению с предыдущими годами) программе оказались ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева и труппа фламенко Антонио Гадеса. Зато в афише появились украинский академический фольклорно-этнографический ансамбль «Калина» (на фестивальную сцену он, впрочем, так и не вышел) и ансамбль песни и пляски Черноморского флота из Севастополя. Организаторы, впрочем, дежурно отчитались о «рекордных» 45 тысячах посетителей.

В 2015-м этим 45 тысячам предложили кипрскую танцевальную группу «Zidros», турецкий ансамбль «Tubl Halk Danslari» и государственный ансамбль танца Таджикистана (Россию на фестивале представляли театр танца «Гжель», Северный русский народный хор и музыкальная группа «Терем-квартет»). А в 2016-м в качестве главной звезды открытия анонсировали Надежду Бабкину, но в последний момент заменили народную артистку её товаркой по театру фольклора «Русская песня» Екатериной Шавриной.

Немногим лучше обстояло дело и с ярмаркой народных ремесленников «Город мастеров». Задуманная как аналог вильнюсской ярмарки изделий народных промыслов «Казюкас», самодостаточным мероприятием, способным привлечь посетителей, она так и не стала, оставшись пусть и не самым плохим, но придатком к «Территории мира». Сомнительное воплощение получила и изначально хорошая идея с кухнями народов мира: максимум, на что могли рассчитывать зрители — немногочисленные и молниеносные (из-за большого количества желающих) дегустации. В остальном приходилось довольствоваться выездным меню пары-тройки окрестных ресторанов.


Неприглядной стороной обернулся даже сам выбор территории Острова как площадки для проведения фестиваля — начиная от исторического выступления «Ilotopie», во время которого толпа зрителей, проигнорировав ограждение, ринулась в пиротехническую зону и сорвала вторую половину представления, и заканчивая регулярными и длительными перекрытиями входов на остров, на которые жаловались как простые жители, так и посетители (из-за невозможности покинуть территорию, поднявшись на эстакадный мост сразу после окончания фестиваля).

Вопрос дальнейшего будущего фестиваля, в последние годы получавшего порции критики даже от экс-главы региона (в 2015-м Николай Цуканов пригрозил отдать финансирование фестиваля «Территория мира» музыкальному марафону «Калининград In Rock»), встал практически сразу после увольнения Светланы Кондратьевой. В ноябре 2016-го врио министра культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак заявил сокращении бюджетного финансирования мероприятий и о попытке властей переосмыслить концепцию самого фестиваля. Первые результаты этого «переосмысления» мы сейчас, судя по всему, и наблюдаем.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]