Певица Zaz: в Хабаровске мы жили в отеле с китайцами и проститутками

Фото Алексея Милованова, «Новый Калининград.Ru»
Фото Алексея Милованова, «Новый Калининград.Ru»
Все новости по теме: «Калининград Сити Джаз»
Целого интервью не хватит, чтобы полностью рассказать об удивительной биографии певицы Zaz, триумфально выступившей на закрытии фестиваля «Калининград Сити Джаз-2015» в минувшее воскресенье. Успех, впрочем, сопутствовал артистке далеко не всегда: она шла к славе на протяжении десяти лет, пела на улицах Парижа и некоторое время с трудом могла оплачивать счета за жильё. Корреспондент «Афиши Нового Калининграда.Ru» записал наиболее интересные пункты воскресной беседы Zaz с журналистами, а также пообщался с ней лично — о начале карьеры, меценатстве и давнем путешествии по Транссибирской магистрали, во время которого приходилось выступать на дискотеках в русских деревнях.

— Изабель (Изабель Жеффруа — настоящее имя певицы — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»), вы занимаетесь музыкой с пяти лет. А в какой момент, при каких обстоятельствах вы решили посвятить ей всю жизнь?

— Признаться, я никогда много не думала о том, чем дальше буду заниматься в жизни. Не говорила себе, что буду певицей. Но я всегда очень много пела. Хотя нет, есть одно обстоятельство. Мне было около 20 лет, и что-то внутри щёлкнуло. Тогда я посещала молодёжные организации, ходила по коридорам зданий и постоянно пела. Пела и пела. В какой-то момент мне сказали: хватит всем здесь надоедать, напиши заявку на стипендию (в 2000 году певица получила стипендию от регионального совета в Бордо, что позволило ей поступить в школу современной музыки — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»). Я так и поступила, а затем стала получать музыкальное образование.

До этого я имела дело только с классической музыкой — учила сольфеджио и всё в этом духе. Но [в школе современной музыки] вдруг оказалось, что существуют фанк, соул, госпел. Я по-настоящему влюбилась в эти стили. Было очень интересно открывать их для себя.

— Одно время вы работали певицей в барах и клубах, но потом вы бросили это занятие и начали выступать на улицах. Почему вы сделали этот непростой выбор?

 

— В какой-то момент я почувствовала, что становлюсь «чиновником» в музыке, я перестала развиваться. Конечно, можно было остаться в заведениях и зарабатывать там деньги, но мне захотелось выйти на улицу, чтобы не «окостенеть». Да, часто не было денег, возникал вопрос выживания, жизни и смерти, но оставшись, я просто бы остановилась в развитии. Затем была целая цепь важных событий. Если бы я не поняла, что мне скучно, тогда бы не пошла на улицу, тогда бы у меня не закончились деньги, и я бы не стала искать новую работу, не ответила бы на объявление [о поиске продюсером певицы с хрипловатым голосом] и не записала бы свой альбом. Можно продолжать дальше (смеётся).

Zaz, певица                

Признаться, у меня были долги по оплате за жильё. Финансовая безопасность — это, конечно, замечательно, но когда я работала в барах, то внезапно почувствовала, что я закрыта и больше не живу. А хотелось жить.

— Довольно известная цитата из одного из ваших интервью гласит, что в какое-то время на улице вы зарабатывали 450 евро в час. Так, может быть, и оставались бы свободным художником, не обременённым контрактами? Деньги ведь очень неплохие…

— Это было только один раз. Меня спросили, каков ваш рекорд заработка на улице, и я ответила: 450. А так, конечно, было гораздо меньше.


Фото Алексея Милованова, «Новый Калининград.Ru»

— Как вы внутренне переживали момент, когда к вам пришла известность во всей Европе? Наверное, это очень непросто и драматично, когда ты более 10 лет целенаправленно идёшь к успеху, и вот он наконец-то случается?

— Это парадокс. С одной стороны — мне открылись все двери, с другой — я стала менее свободной. Открывается огромная масса возможностей, потому что ты можешь работать с крутыми музыкантами, можешь вести проекты, создавать фонды, размещать посты на «Фейсбук*е*», которые люди кликают, смотрят, нажимают лайк — это всё великолепно. С другой стороны, я теперь не могу выходить на улицу инкогнито. Люди не то чтобы злые, но они уделяют слишком много внимания. Кто-то хочет сделать фото, кто-то — получить автограф. Люди смотрят на меня не как на человека, а как на картинку. Как будто ты в зоопарке.

— В 2008 и 2009 годах, ещё до европейского успеха, у вас было два тура по России. А что для вас интереснее с точки зрения накопления опыта и удачи в профессии — ездить в качестве суперзвезды или, наоборот, выступать никому не известной, как тогда, в 2008 году?

— Тогда, конечно, всё было абсолютно иначе — был сюрреализм какой-то. Сейчас у меня совсем другое расписание, я по-другому работаю. Но эти две недели, которые мы провели в России в 2008 году, настолько меня поразили, что на следующий год, в апреле, мы сразу же вернулись сюда.

 

Первый тур проходил примерно так. Представьте: декабрь месяц, я приехала во Владивосток, и мы оказались в таком месте, о существовании которого раньше и представить не могли. Это было на другом конце света. Я гастролировала вдвоём с пианистом. Мы поехали по Транссибирской магистрали в поезде, посещали совершенно безумные места, где даже горячей воды не было. Что называется, сопли морозили. Безумные впечатления: какие-то маленькие клубы, в каких-то богом забытых точках на карте.

Zaz, певица                

Очень запомнился Хабаровск. Мы приехали в город, остановились в маленьком отеле, а там жили только китайцы и проститутки. И я спать ночью не могла, потому что они кричали всю ночь (смеётся). Потом мы приехали в другой город — там вообще не было цивилизации, стояла суровая зима, и вдруг мы видим ослепительно красивых русских женщин на каблуках, чуть ли не в поле. Я так удивилась! И познакомилась с одной женщиной, которая очень любила всё французское и очень обрадовалась знакомству, потому что в моём лице к ней как будто вся Франция приехала.

Другая дама пыталась мне подарить сапоги со стразами. А я отказывалась, но она решительно не понимала, что мне они действительно были не нужны. Мы пережили невероятные вещи. Какие-то дискотеки, на них приставали какие-то мужчины. Были места, где у людей не было и копейки, а рядом, наоборот, сосуществовали богатеи. Очень сильные контрасты.

Фото Алексея Милованова, «Новый Калининград.Ru»

А сегодня когда приезжает Zaz, всё организованно: ночлег в гостинице, горячая вода и так далее. Но тогда меня поразила душевная чистота русских, с которыми я встречалась. Есть люди, которые любят тусоваться, они очень «крутые», но при этом очень поверхностные. А русские — они не такие. Поэтому первая поездка в Россию для меня остаётся знаковой.

Я даже не знаю, что бы сейчас произошло, если бы я снова устроила такой тур. Где мы только не спали — в каких-то настоящих дырах. Вот ещё история из Комсомольска: мы гуляли с девушкой из «Альянс Франсез» (общественная организация — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») по городу, и вдруг какой-то пьяница в военной форме набросился на нас, и я проскользнула у него под рукой, стала кричать: «На помощь, на помощь!». Но никто не реагировал. Творилось безумие — невообразимые вещи. Но это те истории, о которых ты будешь помнить всю жизнь.

 

Но чтобы вас утешить, скажу, что во Франции со мной тоже происходили совершенно безумные вещи. Но они для меня не так важны. В поездке по России я как будто на другой конец света отправилась, это экзотика (смеётся), а во Франции её нет.

Zaz, певица                  

— В одном из интервью вы говорили, что ваша национальность — «человек». Вы много путешествуете, жили в разных странах. Влияет ли это на ваше творчество?

— Тот факт, что ты путешествуешь, конечно, заставляет тебя познавать мир, и, безусловно, ты понимаешь, что существует много разных удивительных вещей. Речь не идёт о том, что какие-то вещи лучше, а какие-то хуже. Просто всё разное. И есть множество различных способов жить, а путешествия помогают воспринять эту разницу. Даётся возможность много размышлять о себе самой.

— Что для вас первостепенно в творчестве — музыка или текст?

— И то, и другое. Нужно, чтобы мелодия мне нравилась, чтобы я чувствовала её. И важно, чтобы текст повествовал о том, что лично меня трогает. Бывает, что я работаю с приглашёнными композиторами и авторами. Когда создаю музыку, мне необходимо испытывать сильные эмоции от чего-то <…> Я всегда пою о том, что я чувствую и вижу своими глазами.


Фото Алексея Милованова, «Новый Калининград.Ru»

— У вас есть благотворительный проект, который реализуется с локальными партнёрами. В частности, в Калининграде вместе с волонтёрами центра «Верю в чудо» вы навещали с концертом детей в Детской областной больнице. Расскажите, пожалуйста, о том, как всё прошло.

— Сначала мы просто намеревались проведать их, но затем я подумала, не зря же мы пришли все вместе с музыкантами. И мы подумали: ну, почему бы нам не поиграть. И получился такой маленький концерт. Дети были очень милыми, и мне показалось, что всё складывается нужным образом.

Во Франции, помимо своей музыкальной деятельности, я работаю над внедрением новой образовательной педагогики. Считаю, что [в образовательных учреждениях] дети испытывают неудобства. И вместо того, чтобы пытаться адаптировать их к системе, нужно, наоборот, адаптировать систему к детям. Каждый раз, когда у ребёнка возникают неудачи в школе, ему трудно. И получается, что он должен подстраиваться. А должно быть наоборот. [В новых условиях] дети буквально расцветают, они начинают помогать друг другу. Становятся более ответственными. Потому что это именно то, что с ними произойдёт, когда они станут взрослыми. Они превращаются во взрослых уже в этом процессе. Мы помогаем приобрести им такие качества, как самоуважение, уверенность в своих силах. Вместо того чтобы ломать детей, мы должны им помогать.

Расскажу, как именно я помогаю благотворительным ассоциациям. На моих концертах всегда продаются сопутствующие товары, деньги с реализации которых идут в помощь одной из благотворительных организаций этого города. Также мы всегда предлагаем им продавать свои вещи вместе с нашими.

 

Например, в Санкт-Петербурге мы встретились со взрослыми аутистами. В России существует много организаций для помощи детям-аутистам, а для взрослых — только одна. И мы предложили ей продавать в промо-зоне свои гончарные изделия. И это был очень интересный момент — благодаря нам люди вокруг узнали о ней.

Zaz, певица                  

Ещё мы связываем различные благотворительные организации между собой через «Фейсбук*». Мы создаём карту, где отмечаем каждую из них. Иногда у вас есть сосед, он что-то делает, но вы о нём ничего не знаете. Так и здесь — мы помогаем людям собраться вместе и сделать видимой их деятельность.

Не стоит сидеть на месте и говорить, что мир неидеален, что всё плохо и ничего нельзя сделать. Надо совершать хорошие поступки. А действовать через гнев нельзя — злость ничего не даёт. Лучше вносить позитивные изменения [в жизнь], а не бороться против чего-то. Если ты себя чему-то противопоставляешь, то только усиливаешь злость своего оппонента. А важно работать вместе, строить, делать это в радость. Хотя я и осознаю, что это не всегда возможно. 

* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]