В среду, 11 сентября, в кинотеатре «Заря» состоялось открытие 6-го фестиваля польского кино «Wisla». Отличный повод побеседовать с одним из организаторов мероприятия консулом по вопросам культуры Генерального консульства Польши в Калининграде Рышардом Сосинским. Тем более, что фильмом, продемонстрированным зрителям в тот вечер, оказался «Ты Бог» (2012, реж. Лешек Давид), жесткий и откровенный взгляд на историю реально существовавшей в Польше хип-хоп-группы Paktofonika, и выяснить отношение консула к музыке современной польской молодежи было особенно интересно — как, впрочем, и к программе фестиваля в целом. Рышард Сосинский, как всегда, оказался весьма приятным собеседником, открытым и щедрым на ответы, несмотря на машину, ждавшую его снаружи под моросящим дождем.
— Для начала очевидный вопрос: это — уже шестой фестиваль польского кино «Wisla» у нас. Чем он отличается от предыдущих, на ваш взгляд?
— Шестой — это в России, четвертый раз в Калининграде. Но я очень рад, что этот фестиваль проходит в Калининграде, очень рад, что в кинотеатре «Заря», с которым у нас очень хорошие отношения… И я рад, что мы просто договорились с Артемом (арт-директор кинотеатра «Заря» Артем Рыжков — прим. «Нового Калининграда.Ru») показать фильмы, которые являются каким-то образцом нашего кино в последнее время. Конечно, это разные картины; но, та, которая была сегодня, «Ты Бог», она, прежде всего, на основе настоящих событий. Такой коллектив был в Польше; фильм показал, как выглядит эта среда молодежных коллективов, как выглядит работа исполнителей хип-хопа. Там есть разные неприятные слова (мат присутствует как в оригинале, так и в титрованном переводе — прим. «Нового Калининграда.Ru»), но этот фильм показывает просто правду.
И я бы хотел сердечно пригласить всех еще раз в «Зарю» на четыре картины, которые мы увидим благодаря Артему Рыжкову. Будет «Мой велосипед», будет «Супермаркет», будет «Без стыда», и, наконец, в воскресенье будет фильм «Ганс Клосс: Ставка больше, чем смерть». Это такой ремейк этого известного сериала, который был в шестидесятые годы еще… Я всех приглашаю, и надеюсь, что эти картины, которые мы показываем в «Заре», будут всем интересны; но, конечно, это картины, прежде всего, для взрослых, не для детей. Это современное польское кино, можно сказать, настоящее.
— Были ли какие-то картины, которые вы хотели показать на фестивале, но которые не попали в программу?
— Честно говоря, нет. Мы не успели показать одну картину, которую мы покажем на кинофестивале стран Евросоюза. Это будет, по-моему, с 18 октября, и там будет картина «Бабы — они другие» (вероятно, имеется в виду фильм Марека Котерского «Baby sa jakies inne», 2011 — прим. «Нового Калининграда.Ru»), это веселые такие разговоры между мужчинами, можно сказать, по женским темам; и будет еще тоже интересная картина «Хитросплетение». Я тоже всех приглашаю на этот кинофестиваль.
— Как вы оцениваете «Ты Бог», фильм, который мы сегодня посмотрели?
— Я слышал об этом фильме, но я в первый раз увидел его. Надо еще подумать, но… По-моему, это очень хорошая работа режиссера-постановщика, также хорошее исполнение актеров. По-моему, этот фильм на очень хорошем уровне, он был также победителем на нескольких фестивалях, получил призы… Просто интересный фильм, который показывает жизненную правду, так я скажу.
— А музыку из этого фильма как вы оцениваете?
— Музыка интересная, но это — не музыка, которой я восхищаюсь (смеется). Я люблю музыку, прежде всего, я люблю классику, но я люблю еще шестидесятые-восьмидесятые годы. Это другая музыка, но если этой музыкой увлекается молодежь, это хорошо… Все могут найти в этой музыке, по моему мнению, что-то для себя. И взрослые, и молодые.
— Меня один момент заинтересовал: в этом фильме показана Польша конца 90-х…
— Да, конца 90-х, но… Там, можно сказать, показан район Польши, такой.
— Очень советский.
— Ну да, так можно сказать. Но это — Силезия. Там есть кварталы, которые как были в 70-х, в 60-х годах, так они и остались.
— Много вообще в Польше такого, чтобы какие-то места оставались в советском виде?
— Этого уже мало. Но в этом районе Силезии — там есть такие места. Но сейчас там тоже много разных новых зданий… Все-таки это, можно сказать, пятнадцать лет тому назад, или раньше — тогда в Силезии была такая ситуация.
— Там фильм и снимался?
— Да, в Силезии. Это — Катовице и район Катовице. Там были разные шахты, некоторые закрылись, но, конечно, там тоже было такое экономическое положение, бывало и хуже, и лучше. Но сейчас там все хорошо, совсем по-другому. Приезжайте — увидите (смеется).
— Но как-то же они сняли эти места!
— Ну, конечно, можно еще найти такие места, но этих мест уже мало.
— И напоследок вопрос, может быть, самый интересный. Вот дождливый вечер, люди могли бы посидеть у телевизора, попить пивко, посмотреть футбол. Как вам удается их вытащить на фестиваль?
— Мы постарались сделать какое-то продвижение этого фестиваля. Есть афиши, к тому же, я тоже постарался проинформировать друзей, консульство. И ничего, что такая погода. Такое кино — это, может быть, не голливудские хиты, на которые приходит молодежь, но это, можно сказать, кино для любителей.