На ночь глядя: как работали допоздна музеи в области

«Афиша Нового Калининграда.Ru» посетила три областных музея, участвующих в акции «Музейная ночь-2016», и выясила, как можно успеть за несколько часов проехать от Куршской косы до Отрадного, не устать и захотеть отправиться в подобный маршрут на следующий год.

Музей первый: музейный комплекс Национального парка «Куршская коса»

_NEV0792.jpg_NEV0796.jpg_NEV0801.jpg_NEV0803.jpg_NEV0806.jpg_NEV0807.jpg_NEV0813.jpg_NEV0820.jpg_NEV0826.jpg_NEV0841.jpg_NEV0834.jpg_NEV0845.jpg

19:30 Туманно и очень зябко. «Вторая музейная ночь — это как-то чересчур», — рассуждает семья, идущая по дорожке к автомобильной парковке. В программу внесли какие-то изменения, и приезжаем мы уже практически под конец. Из доступных развлечений — прогулка по деревне викингов и чаепитие с первыми жителями Куршской косы. На деревню викингов вместе с нами смотрят изрядно выпившие местные жители (преимущественно молодые люди в спортивных куртках) — туман и холод их не пугает. Чаепитие с первыми жителями Куршской косы (шесть женщин сейчас живут в поселках Морское и Рыбачье, одна из них — с 47-го года) проходит в зале кафе «Курена».

19:55 У входа в музей продают уже остывшие, но все равно вкусные и какие-то очень домашние пироги с картофелем по шестьдесят рублей. В «Курене» приносят заварники с горячим и невероятно вкусным чаем (говорят, что заварен с добавлением тех трав, которые собрали на самой косе).

20:20 Первые жители воспоминаниями делятся не очень охотно, и «вечер воспоминаний» первые двадцать минут больше всего похож на «вечер жалоб и предложений». Жалобы обоснованы: почему нет библиотеки, почему нет аптеки, почему в этом году были проблемы с дровами, почему в поселке осыпаются берега, почему, в конце концов, никто из служб не занимается уборкой кладбища. Жаль только, что слышали их только сотрудники музея. Впрочем, через какое-то время обстановка становится более расслабленной, и уже начались другие рассказы: как клуб строили, как лес сажали, как ехали на косу впервые на баркасе по заливу, увидели белую гору, подумали, что это хлеб растет, а оказалось, что это не хлеб, а песок.

20:30 За жителями пришел автобус, мы выходим из музея. Туман рассеялся, зато неизвестно откуда спустился комар-звонец. По дороге к машине мы с фотографом от комара отбиваемся как можем — очень мелкий и неприятный, но хотя бы не кусается, местные на него внимания не обращают. Звон стоит, кажется, до верхушек сосен. Одну из женщин мы подвозим до посёлка Лесного. Вдоль дороги еще вовсю цветет сирень, и в надвигающихся сумерках все это немного похоже на Врублея, только еще лучше. «На комара я внимания не обращаю, только вот слепней и ос не люблю, — рассказывает женщина, — И знаете, куда-то в этом году исчезли все кузнечики и стрекозы. Не знаете, куда они делись?» К сожалению, нет.

Музей второй: Зеленоградский городской краеведческий музей

_NEV0851.jpg_NEV0854.jpg_NEV0856.jpg_NEV0861.jpg_NEV0865.jpg_NEV0873.jpg_NEV0880.jpg_NEV0886.jpg_NEV0888.jpg_NEV0897.jpg_NEV0911.jpg_NEV0919.jpg_NEV0923.jpg_NEV0921.jpg_NEV0925.jpg_NEV0927.jpg

21:00 В Зеленоградске уже смеркается, на променаде играет очень веселая музыка и видно, как там же у какого-то кафе танцуют люди. Городские улицы пусты, и только из магазина выходит одинокий мужчина с полотенцем на плечах и в шортах, несет тяжелый на вид пакет.

Машину мы оставляем недалеко от музея и заходим на территорию со двора — калитка открыта, по лужайке бегают и орут дети, на ступеньках сидит женщина с косой, заплетенной вокруг головы, и в цветастом платье (историк костюма обязательно назвал бы такое «мещанским») и устало курит. Собственно, только что закончилось музыкально-театрализованное представление «Нам песня строить и жить помогает», и мы застали только декорации и не успевших переодеться актеров.

21:10 Кто-то в красноармейской форме куда-то тащит патефон. На веревке как бы сушится солдатское белье. На дереве висит доска почёта. К забору прислонены красные стяги и транспаранты. Кучками навалено сено, изображающее то ли сеновал, то и сенокос. Посреди двора стоит длинный стол, на столе — керосиновая лампа, самовар, десяток граненых стаканов, бутыль с мутной жидкостью, изображающей самогон (а может быть, и нет) и портрет Сталина. Кто-то из гостей берет со стола пустой стакан и чокается с портретом.

Из дверей музея выглядывает сотрудница и предлагает всем оставшимся поспешить в выставочные залы. Женщина с косой и в цветастом платье в одной руке держит бутыль с декоративным самогоном, а второй обнимает мужчину в гимнастерке.

21:20 В принципе, становится ясно, что большинство жителей Зеленоградска рассредоточилась: часть на променаде, часть по домам, а третья часть (не такая уж и малочисленная) пришла в музей. В одном из залов на первом этаже (кажется, что он еще и самый большой) нет свободных мест в принципе: директор музея показывает мультимедийную презентацию «Виртуальная прогулка по Кранцу». Свет в этом зале приглушенный, те, кому мест не досталось, пытаются что-то расслышать и рассмотреть, прижимаясь к остекленной двери.

22:00 «Ты даже не представляешь, как здесь было интересно. Здесь все в костюмах, и сама директриса только что вела экскурсию — очень авторитетно. Приходите сюда», — рассказывает кому-то по телефону женщина с благородным седым каре. На виртуальной экскурсии рассказы об истории Кранца и послевоенном периоде не заканчиваются — в каждом зале гостей встречает экскурсовод в костюме того времени, о котором вещает.

Встречаем в коридоре всю ту же женщину в цветастом платье и с косами. Туда-сюда снует еще и весьма заросший мужчина в форме НКВД. Директор музея Ирина Позднякова в широкополой шляпе и белом атласном платье бегает из одного зала в другой, наконец останавливается перед столом, на котором канделябр и табличка, не рекомендующая трогать экспонаты руками, убирает табличку, принимает задумчивую позу. Фотографии делают пять фотографов одновременно, не считая обладателей смартфонов. Следующие кадры — у фортепьяно и у кафельной печи. «Пока есть свободные пять минут — нужно сфотографироваться, а то потом опять забуду, как в прошлом году!» — словно немного смущаясь объясняет директор.

О жизни первых переселенцев (в том числе и об их совместном существовании с немцами) рассказывает мужчина в красноармейской форме. Под гимнастерку он зачем-то надел отглаженную вышиванку. Наверное, так колоритенее. «Многие довольно тепло отзываются о таком соседстве и говорят, что жили довольно дружно, немцы даже нянчили детей, — рассказывает экскурсовод, — Но часть этих немецких людей все равно была неблагонадежна и жила с затаенной обидой. Не могу сказать точно, сколько это в процентах, но этот факт имеет место быть».

Поднимаемся на второй этаж: там проходит мастер-класс по керамике, дети с энтузиазмом лепят что-то, формой напоминающее посуду. Сладко пахнет глинтвейном. Спускаемся на первый этаж — женщина с седым благородным каре ругается с экскурсоводом в вышиванке: «Да вам просто нельзя вообще касаться этой темы, если вы не понимаете не только истории, но и основ гуманизма!». Экскурсовод кивает головой и повторяет: «Это всего лишь ваше мнение». До конца работы музея остается еще час, уезжать не хочется, но мы спешим в Отрадное.

Музей третий: дом-музей Германа Брахерта в Отрадном

_NEV0929.jpg_NEV0934.jpg_NEV0936.jpg_NEV0937.jpg_NEV0945.jpg_NEV0954.jpg_NEV0966.jpg
 
22:30 Найти дом-музей Германа Брахерта непросто, особенно если в последний раз был в музее год или два назад, да еще и при свете дня. Встречаем на одной из улиц посёлка калининградских знакомых, останавливаемся, спрашиваем дорогу, а они, отбиваясь уже от настоящих комаров, показывают, куда нужно вернуться. Музейный сад весь в цвету, в основном зале идет концерт — выступает творческий коллектив «Ковчег», свободных мест нет, все слушают внимательно. Две девушки поют и словно бы вынимают из всех собравшихся душу. Руководитель «Ковчега» (еще недавно преподаватель в светлогорской школе № 1, а сейчас сотрудник музея) Татьяна Ивановна Щербакова переживает за них в холле и тихо, практически шепотом подпевает. Ставни открыты, и в зал можно войти прямо из сада, на лавочках сидит веселая компания архитекторов на отдыхе — они шутят, размышляют про архитектуру и даже не отмахиваются от комаров. На соседней лавочке сидит музейная смотрительница и полуприкрыв глаза слушает то ли пение, то ли эти разговоры.

23:00 Концерт окончен. Никто не расходится. Кажется, что вообще сюда пришли не только отдыхающие, но и те, кто учился когда-то у Татьяны Ивановны или просто знаком с ней. Всё напоминает какую-то встречу выпускников, очень радостную, нежную и трогательную. И то, что происходит в саду музея, как-то не очень хорошо сочетается с тем, что происходит за забором. В посёлке слышится какая-то пальба, фотограф на правах практически местного жителя заявляет: «Это ребята тут разгулялись, помню, как тут по вечерам летом весело бывает».

23:15 По улице куда-то бежит черная собака в ошейнике. На крыльцо отеля напротив вышла подышать ночным воздухом консьержка. В свете фонаря бьется белая бабочка. Пахнет цветущими яблонями.

23:30 В полях вдоль дороги в Калининград лежит туман. Велосипедисты из ближайших поселков едут по своим делам в одежде, которая не отражает свет. В Коврово голосуют три девушки — одна из них в шортах и домашних мягких тапочках.

Текст — Александра Артамонова, фото — Виталий Невар

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]