Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо

Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо Вместо «Фотомании» в городе идёт фестиваль медиа-арта. Объясняем, как не пройти мимо
Все новости по теме: Культура

Фестиваль фотографии и медиа-арта «ФотON» проходит в Калининграде впервые, однако позиционирует себя как наследник главного фотографического события региона — балтийской биеннале «Фотомания», проводившейся с 2003 по 2017 год. В программе — выставки в привычных и не очень пространствах, онлайн-лекции, индивидуальные портфолио-ревю, а также фотоконкурсы для профессионалов и любителей. Куратор фестиваля Денис Тихомиров рассказал «Новому Калининграду» о выставках, которые точно стоит посетить. 0+

«„Фотомания“ традиционно проходила в Калининградской художественной галерее, и всегда это была одна большая выставка. Мы же решили немного изменить логику фестиваля и разбить выставки по всему городу, задействовать площадки, которые обычно не используются под искусство. Нам важно привлечь не только тех людей, которые увлекаются фотографией, но и тех, кто заходит на эти локации просто выпить кофе или сделать покупки в магазине. Ведь в современном искусстве стираются границы между галереями и бытовыми пространствами, профессиональными и случайными наблюдателями», — говорит Денис Тихомиров.

Ещё одно важное «нововведение» — на фестивале представлена не только фотография, но и медиа-арт. «Фотография становится всё менее актуальной в контексте современного искусства, — поясняет куратор. — Пик её популярности пришёлся на конец 1990-х — начало 2000-х, до изобретения всего того, что фотографирует. Сейчас снимки делают все, и фотография становится элементом коммуникации, а не уникальным художественным языком. У многих молодых авторов она уже не вызывает большого интереса, они уходят в видео и другие формы. А те, кто давно в фотографии, думают о том, как развиваться дальше в фотографической среде и куда можно выйти из неё. Поэтому каждая выставка нашего фестиваля — это ещё и ответ, как сегодня может развиваться пространство классической фотографии».

Сейчас в рамках фестиваля открыты 10 выставок. Вход на них свободный, препятствием могут стать только часы работы: если проект «Деперсонализация» под эстакадным мостом вы сможете увидеть даже ночью, то инсталляцию End to end в здании старого элеватора на Правой набережной, 21 удастся посетить только с 12:00 до 19:00 по будням или в субботу с 14:00 до 17:00 до 30 сентября.

«Автор инсталляции End to end Игорь Самолёт был успешным документальным фотографом, потом арт-фотографом, после чего вышел в мир современного искусства. И всё равно за базу в своих работах Игорь берёт фотографии. Раньше это была фотография, снятая на телефон, а сейчас это уже скриншот. И инсталляция End to end — это такая башня из скриншотов», — рассказывает Денис Тихомиров. Внешняя сторона башни — защитный слой из множества скринов с запароленными экранами, внутри — очень личный контент: переписка с мамой, оповещения из чатов, музыкальный плеер, фотографии с друзьями. «Язык скриншота миксует много разных медиумов — это и текст, и музыка, и изображение. Через него очень легко рассказать любую историю, потому что мы пользуемся им каждый день. Сейчас скриншот даже может быть документом в суде. И уже непонятно, относится этот документ к физическому миру или цифровому, эти миры очень сильно переплетены», — отмечает Денис Тихомиров.

В своих последних работах Игорь Самолёт часто создаёт «башню объятий» — колонну с фотографиями обнимающихся людей из личного архива. «Это способ сказать, что для него современные технологии, в принципе, не важны, — считает куратор. — И в своём искусстве он рассказывает не про технологии, он лишь использует этот язык, потому что он очень понятен сейчас и благодаря нему можно говорить о современности, но внутри — всегда человек».

_NVR3047.jpg

До 5 октября в «Воротах» можно посетить выставку «Отдалённый гром» калининградского фотографа Марии Кожановой, много лет работающей в Берлине. Уже не первый проект Мария посвящает родному городу и его жителям. В «Отдалённом громе» она рассуждает о географической и исторической уникальности Калининграда, связи культур и времён. «Это пример того, как можно исследовать локальный контекст. Маша снова и снова возвращается в Калининград, снимает его и потом рассказывает о городе всему миру — выставка уже объехала множество стран. Ранее Маша делала проект про калининградских косплееров, был очень поэтичный проект „Прусская невеста“, посвященный прусской мифологии, — говорит Денис Тихомиров. — Маша из тех документальных авторов, которые снимают один проект по три года, пять лет. Это такой пример вдумчивой документалистики, когда ты долго себя посвящаешь одному проекту, одной территории, и у тебя появляется сложный взгляд на этом место».

В кафе Gustav Grossman при музее Altes Haus открыта выставка «самого русского», по мнению руководителей фестиваля, японского фотографа Икуру Куваджимы. Она продлится до 6 октября. Проект  Куваджимы называется «Я, Обломов» и находится на стыке фотографии и перформативного искусства. «Это серия автопортретов. Икуру — литературоцентричный человек, переводчик по профессии. Он переводит с японского на английский и русский. А литература для России — это всё же основной художественный медиум, и вот Икуру решил на себя примерить образ Обломова, архетипичного литературного персонажа. Он ложился „вздремнуть“ в разных российских квартирах и фотографировал себя. Через этот жест он исследует в том числе и визуальность российских квартир, — поясняет соорганизатор фестиваля. — Мне было интересно показать, что Калининград тоже российский город, но у него есть своя уникальная визуальность, поэтому выставка представлена в кёнигсбергском интерьере». Работы Куваджимы деликатно вписаны в пространство кафе — зрителю ещё предстоит их обнаружить среди множества антикварных картин и старых жестяных вывесок. Здесь же представлены несколько вариантов фотокниги «Я, Обломов» в обложке, имитирующей поверхность подушки. Она была издана в 2017 году и тогда же удостоилась главного приза на конкурсе книжных маркетов Photobookfest. 

_NVR3073.jpg

Выставка фотографического дуэта «Соль» (Ксения Смыр и Евгения Чапайкина) и калининградских авторов Дениса Тихомирова и Александра Любина «Новая нормальность. Путешествие из бутерброда в натюрморт» проходит в галерее Розенау на Аллее Смелых. Её можно посетить до 13 октября. Этот проект — размышление о возможностях совместной работы в условиях пандемии. Участницы коллектива «Соль» привыкли работать вдвоём, но карантин изолировал их в собственных квартирах. «Тогда девушки придумали писать друг другу подробные текстовые инструкции, описывающие натюрморты, которые должен был снять другой человек. В этом есть игровой момент: ты проверяешь, какие инструменты эффективны в коммуникации между людьми. При этом конкретные предметы не назывались. Были качественные характеристики — сыпучее, склизкое, сломанное, живое... Количественные — три предмета для питья, пять цветов и так далее. В коммерческой съёмке, с которой Ксюша и Женя тоже много работают, существует множество ограничений, всё выверено до сантиметра. По сути, ты только нажимаешь на кнопку. Здесь же мы пошли от обратного, — рассказывает Денис Тихомиров. — К проекту присоединились два калининградских фотографа — я и Саша Любин. И создавая такие искусственные ситуации, мы учились взаимодействовать друг с другом».

В центре IT и креативных индустрий «Резаниум» до 22 сентября представлена инсталляция The Other View медиахудожницы Елены Никоноле. В этом проекте главной художественной практикой стал хакинг незащищенных устройств, поэтому кураторам важно было показать работу Никоноле в пространстве, связанном с цифровыми технологиями. «В Братиславе есть небольшой музей современного искусства, который без спроса авторов делает ремейки известных инсталляций. По мотивам работ японской художницы Яёи Кусамы там создали зеркальный лабиринт, чтобы люди в нём фотографировались. Внутри лабиринта были установлены камеры видеонаблюдения, к которым подключилась Лена Никоноле. Взгляд этих камер на происходящее — равнодушный, холодный. Позже Лена находила посетителей музея в социальных сетях и смотрела, как они репрезентуют себя на фотографиях, сделанных в лабиринте. Художница увидела три основные типажа „селфящихся“ людей: „привлекательная девушка“, „счастливая пара“ и „подружки“. Потом она создала искусственный интеллект, который проанализировал все эти изображения и по аналогии начал создавать собственные. С лицами у него ещё плоховато, но одинаковые позы он научился воспроизводить», — отмечает куратор.

_NVR3084.jpg

Выставка Дмитрия Лукьянова Instant tomorrow доступна для посещения в торговом центре «Мега» до 12 октября. Серия фотографий рассказывает о «стерильном» будущем и добровольно заключённых в нём людях. «Если представить себе современный мегаполис в пространственно-временной развертке, легко увидеть, как по мере его разрастания от центра к окраинам постепенно исчезает проявление творческой воли, словно вымываемое беспощадной центробежной силой из городской среды. Новые типовые районы, массово возникающие на границах города, чаще всего лишены какой-либо сверхидеи и проектируются исходя из максимальной утилитарности. Наблюдая за повседневностью этих пространств, автор выхватывает из настоящего значимые кусочки реальности и разрозненные детали, чтобы затем сложить их воедино и получить картину воображаемого будущего, — говорится в описании проекта. — В этом сконструированном мире жилое пространство пропитано пустотой, а вещи, окружающие человека, не нуждаются более в поэтике и живых прикосновениях».

Созданный группой калининградских художников проект «Деперсонализация» до 5 октября экспонируется на опорах эстакадного моста между Московским проспектом и Преголей (ориентир — отель «Ибис»). Задумка здесь в следующем: гламурные фотографии для презентации женщин в социальных сетях пропустили через нейросети, которые обрабатывали изображение до тех пор, пока личность модели не исчезала. «У человека, который приходит к фотографу, есть запрос, как он должен выглядеть на снимках. Фотограф и ретушёр его реализуют, но всегда есть довольно банальный вопрос — где ты во всём этом? Насколько ты готов пойти на компромисс с точки зрения уничтожения своей личности и получения лайков, публичного признания? И где ты готов остаться собой, но не быть популярным человеком в социальных сетях?» — уточняет Денис Тихомиров.

_NVR3100.jpg

В баре «Ельцин» представлена фотографическая инсталляция Антона Забродина «Четырнадцать вертикальных черно-белых фотографий Калининграда начала века». Она будет работать до 12 октября. Впервые публике показаны 14 снимков, сделанные автором в 2002-2004 годах. «Фотографии имеют свойство накапливать время. Так, американские фотографы в 70-е годы стали снимать банальность, потому что обычно она остаётся за кадром. Многие фотографы сфокусировались на том, на что мы не обращаем внимания, потому что через 20 лет это станет документом, — поясняет куратор фестиваля. — Антон учился в ИПСИ [Институте проблем современного искусства] в Москве. Это заведение наследует традиции московского концептуализма, и высказывание Антона исключительно концептуальное: 14 вертикальных черно-белых фотографий Калининграда начала века. Фотографии являются полной иллюстрацией текста, между ними нет разницы. Работы экспонируются на стене, часть которой окрашена в розовый цвет по аналогии с тем, как раньше красили подъезды в ужасный зелёный или синий цвета. Антон иронизирует над этим и выбирает розовый цвет, что сразу добавляет несерьёзности».

Выставка московской художницы Веры Лапонкиной «Между осенью и весной» открыта в кофейне «Совесть» на Театральном переулке. До 6 октября здесь можно увидеть её работы, посвящённые Калининграду. «Город и область словно застыли между полным разрушением немецкого, окончательным преодолением советского и созданием чего-то нового. Но это — не монохромное отчаяние, часто окутывающее небольшие провинциальные города. Скорее — философская меланхолия. Состояние вечного межсезонья и ощущение остановившегося времени», — так описывают работы Веры Лапонкиной руководители фестиваля.

Самая труднодоступная выставка находится в Театре кукол, который возобновит показ спектаклей только в начале октября. Работы петербургского фотографа Юлии Бориссовой представлены на окнах бывшей кирхи памяти королевы Луизы — так, будто это аутентичные витражи. «Юлия много работает с русской мифологией и историей, перерабатывая её в поэтический язык. Проект „Димитрий“, участвующий в фестивале, — это визуальное расследование смерти царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, погибшего в Угличе при невыясненных обстоятельствах и причисленного к лику святых. Автор поехала в Углич и представила, что дух Дмитрия живёт там до сих пор. Сделанные фотографии она собрала в коллажи, — рассказывает Денис Тихомиров. — Ей понравилось, что работы будут экспонироваться в Театре кукол, сейчас она сама много работает как театральный художник. Тем более, в нашем случае это ещё и церковная архитектура. Получилось очень сайт-специфично». Свободный вход на выставку станет возможным, когда театр откроется для зрителей. Тогда же работы Юлии Бориссовой будут подсвечены изнутри, и их смогут увидеть не только пришедшие на спектакль зрители, но и все прохожие.

_NVR3095.jpg

Текст — Алина Белянина, фото —  Виталий Невар / Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]