Переселенцы: как краеведческий музей Зеленоградска меняется до неузнаваемости

Перемены в краеведческом музее Зеленоградска начались летом 2014 года — с переездом в историческое здание с элементами готики, построенное в начале XX века. До 1945 года строение принадлежало семье известного юриста Макса Крелла, а после войны и до недавнего времени здесь располагалась детская библиотека. «Афише Нового Калининграда.Ru» директор обновлённого учреждения Елена Позднякова показала отреставрированные помещения, экспозицию, а также поведала, как решилась на создание музея 17 лет назад.

«К 2010 году стало ясно: мы выросли из коротких штанишек»



«Посмотрите на этот забор. Это же уникальная немецкая ковка. Он не красился с 1946 года», — говорит Елена Позднякова, показывая на ограждение. — Мы своим небольшим коллективом — нас здесь четверо на полную ставку работают и ещё трое — на полставки — стояли над ним, наверное, две недели. Вычищали, грунтовали, красили. Спасли его».

В будний полдень в помещении Зеленоградского краеведческого музея, в здании старинной виллы, полно туристов-немцев: участники группы внимательно изучают строение довоенной печи, прикасаются к раритетному пианино, с интересом рассматривают советскую военную форму, висящую за стеклом. Директор музея громко разговаривает по телефону, так, что слышно за стенкой, пытаясь объяснить что-то деловым партнёрам. Не успевая договорить, принимается за экскурсантов. «Пройдите сначала в этот зал, а затем — обязательно в другой», — советует женщина выстроить свою прогулку иностранцам так, чтобы те ничего не пропустили. Попутно успевает вести диалог с нами.

«История создания музея началась в 1998 году в районной библиотеке. Я работала в тамошнем секторе краеведения и стала обращаться к жителям города на предмет того, осталось ли у них что-то в семейных архивах. Кто-то приносил немецкие снимки, стали приезжать уроженцы Кранца, привозить что-то с собой. Экспозиция начиналась с одной гимнастёрки, склеенной немецкой чашки и небольшого фотоальбома.


Мы доказывали, что городу с богатой историей необходим музей. Сначала нас не услышали, через год — тоже. А в 2000 году выделили здание бывшей баптистской капеллы на улице Московской, 7. Там мы и расположились. Тогдашний глава города Геннадий Деулин только недавно, 15 лет спустя, признался, что просто поверил нашему энтузиазму.

Елена Позднякова, директор Зеленоградского краеведческого музея


Затем предстояли хождения по кабинетам чиновников. Мы доказывали, что городу с богатой историей необходим музей. Сначала нас не услышали, через год — тоже. А в 2000 году выделили здание бывшей баптистской капеллы на улице Московской, 7. Там мы и расположились. Тогдашний глава города Геннадий Деулин только недавно, 15 лет спустя, признался, что просто поверил нашему энтузиазму. Музею отвели 90 „квадратов“. Тогда они казались хоромами. Там разместилась первая экспозиция, которая была очень бедной. Но со временем разрасталась. Так, что к 2010 году стало ясно: мы выросли из коротких штанишек».

Директор музея замечает подозрительный звук на этаже. Будто это нерадивый посетитель решил поближе познакомиться с экспонатом. «У нас есть музейная кошка, Муза. Это её, наверное, где-то закрыли. Муза! Муза!» — зовёт животное Елена Позднякова, снова отвлекается на входящий звонок и, кажется, решив за минуту очередную проблему, продолжает рассказ.


«Летом 2014 года мы переехали»

«Разговоры об этом здании, о том, что оно подходит для музея, были уже тогда. Но дальше слов дело не шло, так как здесь находилась детская библиотека. В то время главой администрации был Сергей Кошевой. При нём затеяли косметический ремонт постройки и его кровли. Потом помещение газифицировали. И тогда стали поговаривать, что надо бы нас с библиотекой поменять местами. Подход главы был таким: эффективно или неэффективно используется здание. Конечно, детская библиотека вынесла на своих плечах два ремонта, и всё это (переезд — прим. „Афиши Нового Калининграда.Ru“) было для них тяжело. И морально расставаться с отреставрированным домом её работникам было сложно. Но подход был простой. В этом здании — 550 „квадратов“; глава поручил сотрудникам администрации посмотреть, что использует библиотека. Оказалось, что лишь 190 из 550. Все остальное [место] занимали завалы и хранилища, которые надо было чистить».

На вопрос, почему библиотекари этого не делали, директор музея, ни в чём их не упрекая, отвечает, что тем физически не хватало сил и времени. «Их было всего три человека на всё учреждение. К тому же, главная задача библиотеки — хранить книги. Её они выполняли и выполняют достойно. Все три сотрудника — профессионалы, знают свою работу. Но вилла приходила в жуткий упадок. Когда в библиотеке проводился ремонт, администрация попросила освободить в пользу музея неиспользуемые помещения. Таким образом, летом 2014 года мы переехали сюда во второй этаж. В соседстве с ними мы работали в течение полугода. А 30 декабря они перебрались в строение баптистской капеллы, а виллу полностью отдали нам. Мы сумели спуститься на первый этаж», — восстанавливает хронологию событий директор и начинает показывать экспозицию.

Сперва нас отводят в зал с исторической реконструкцией. Здесь, основываясь на археологических находках, повествуют о том, как жили люди тысячу лет назад, показывают Древнюю Пруссию эпохи викингов. «„Золотой“ период истории этого края», — подчёркивает Елена Позднякова. По её словам, сюда любят заходить дети, так как в комнате им разрешено играть, устраиваются для них интерактивные занятия. Летом сотрудники музея сами переодеваются в раннесредневековую одежду и организуют представления на прилегающей территории.


«Представляем археологию со всего Зеленоградского района»

Просторный балкон, с которого открывается обзор на улицу Ленина, — то, чем музейщики гордятся. Правда, площадка им досталась в непотребном виде — вся в воде. Проблема решилась с ремонтом ливнёвки. «Плавал» и подвал здания, который удалось привести в порядок благодаря помощи зеленоградских художников во главе с Людмилой Игумновой. Теперь там открылся арт-подвал — есть гончарная и художественная мастерские. Чтобы здание перестало протекать, его кровлю пришлось заменить и покрыть глазурованной черепицей, заказанной в Германии — внешне напоминающей оригинальную. Старая пришла в негодность. Однако и ей нашли применение — положили в сквере королевы Луизы. Окна постройки ни в коем случае нельзя менять на пластиковые — этого не позволяет статус памятник архитектуры регионального значения. Но как замечает хозяйка, ей бы и самой в голову не пришло ставить сюда стеклопакеты. Реставрация проёмов быстрой не получается — это довольно сложный и трудоёмкий процесс.

Другой зал музея также посвящён археологии. Здесь лежат окаменелости — есть даже хвост доисторического червя. Также представлены три настоящих каменных топора, хорошо сохранившиеся погребальные урны. «О викингах мы говорим особо, — продолжает Елена Позднякова. — Их городище существовало неподалёку от Зеленоградска — в полутора километрах отсюда. Оно являлось центром янтарной торговли раннего средневековья. Об ордене (Тевтонском — прим. „Афиши Нового Калининграда.Ru“) мы повествуем скромнее — не делаем акцент на археологии, а демонстрируем орденские знамёна. Вот — картина, изображающая рыцарей, авторства местного художника Сергея Шилова. В этих местах в период Тевтонского ордена было затишье. Работал лишь маленький трактир. А вот сюжеты фресковых росписей на золоте — это работа нашего научного сотрудника Андрея Терехова. Он долгое время провёл в берлинских архивах и откопал интересный материал о замландских церквях, а затем ездил по руинам этих сооружений и фотографировал их. Мы представляем археологию со всего Зеленоградского района», — увлечённо посвящает нас в музейные тайны его директор.


Стали поговаривать, что надо бы нас с библиотекой поменять местами. Подход главы был таким: эффективно или неэффективно используется здание. Оказалось, что ими (библиотекой – прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») использовалось лишь 190 из 550 [«квадратов»]. Всё остальное [место] занимали завалы и хранилища, которые надо было чистить.

Елена Позднякова, директор Зеленоградского краеведческого музея


Следующая небольшая комната — об истории рыбацкой деревни Кранц, которая существовала до основания здешнего королевского курорта. В ней помещена модель парусной лодки, подробно говорится о рыбацких традициях и промысле.

О том, что недавно в доме существовала библиотека, напоминает ещё не выветрившийся запах старых книг — не свеженапечатанных, как в книжных лавках, а пыльных и хранившихся десятилетиями. Погружению в мир истории он только способствует. Мы трогаем уцелевшие перила лестницы-столярки коричневого цвета и направляемся вместе с хозяйкой вниз. На первом этаже наше внимание привлекает довоенная плитка ручной работы на стенах. На белых изделиях синей краской нарисованы сюжеты из рыбацкой жизни: изображена лодка куренас, мельница Кранца. «Плитка досталась нам изрисованной титаном. Кто с подобным сталкивался, знает, что это не очищается ничем. Мы её чистили с помощью насадки на дрель. На это ушла неделя. Помог нам в этом музейный сотрудник Сергей Шарапов, за что ему огромное спасибо. Над восстановлением дверей ещё только предстоит работать», — продолжает Елена Позднякова, показывая на деревянные изделия, невзрачно закрашенные предыдущими распорядителями. Внезапно находится пушистая кошка Муза. Позирует перед камерой.


«Держим курс на воссоздание довоенного интерьера»

«Когда вы подходили к строению, то видели, что парадный вход, увы, закрыт. Его ступени катастрофически разрушаются. Им нужна реставрация. И это то, что нам не по силам. Из-за статуса памятника. Мы должны пригласить сюда фирму, имеющую право на подобную реконструкцию. А цена за ремонт памятников гораздо выше обычного. Можно сразу цифры умножать на три. Стоимость реставрации этого крыльца — порядка 700 тысяч рублей. Об этом знают городские власти. Это проблема, которую они намерены решать, как заявил глава города Георгий Попшой на торжественном открытии музея», — с надеждой в голосе произносит собеседница и показывает на паркет, дыры в котором удалось заделать при поддержке спонсоров. Заслуживает упоминания и уникальный потолок, разделённый деревянными перекрытиями на множество квадратов. «Конечно, его должны украшать красивые люстры под старину. Но пока что имеем то, что имеем», — добавляет женщина.

Владелец вилы, восточно-прусский юрист Макс Крелл, на два срока избирался бургомистром города Мемель, ныне — Клайпеда. Здание он построил тогда, когда отошёл от активной деятельности. Сюда к нему часто приходили посетители. Стены первого этажа были увешаны картинами. Куда исчезла эта коллекция — доподлинно неизвестно. Сегодня в парадной музея, как и до войны, висят рисунки. Руководство учреждения даёт возможность местным творцам выставлять здесь свои работы. Возле окна в широкой тридцатиметровой комнате стоит старинная мебель — столик со стульями. Она принадлежит одному из музейных сотрудников, который отдал предметы на временное хранение. В дальнейшем Елена планирует мебель хозяину вернуть, заменив её своими образцами. «Мы держим курс на воссоздание интерьера. Хоть и делаем это по чуть-чуть. Это требует много времени. В этом месте очень приятно работать — что не поставь из довоенных предметов, всё гармонично смотрится. Очень благодатное помещение», — добавляет директор музея.


Ступени катастрофически разрушаются. Им нужна реставрация. И это то, что нам не по силам. Из-за статуса памятника. Мы должны пригласить сюда фирму, имеющую право на подобную реконструкцию. А цена за ремонт памятников гораздо выше обычного. Можно сразу цифры умножать на три. Стоимость реставрации этого крыльца — порядка 700 тысяч рублей.

Елена Позднякова, директор Зеленоградского краеведческого музея


Центральным предметом, украшающим бывший кабинет Крелла, является кафельная печь — ещё один экспонат, к которому музейщики относятся особенно трепетно. «Спасибо девочкам-библиотекарям зачто, что сохранилиеё. Нам тоже пришлось сней немало повозиться. Людмила Игумнова слюбовью трудилась здесь втечение целого месяца. Рядом вывидите экспозицию королевского курорта Кранц,— неостанавливается хозяйка иобращает взор наогромный предмет ввиде человеческой головы, выполненный изкамня. —Это король Фридрих Вильгельм IV. Его нашли дорожные работники взавалах мусора между Зеленоградском иКалининградом. Они сфотографировали бюст ипредложили нам установить личность неизвестного натот момент господина. Мысверялись состарыми снимками, собрали целую коллегию изисториков икраеведов, которые подтвердили, что это некто иной, как король, носивший прозвище „Романтика“. Онявлялся старшим сыном королевы Луизы ибыл единственным правителем, посещавшим Кранц,— это случилось в1843 году, после чего курорту присвоили статус королевского. Когда мыустановили, чей это бюст, его цена стала возрастать вгеометрической прогрессии. Пришлось платить врассрочку. Зимой мыбедные, алетом становимся немного богаче— кнам приезжают туристы, потихоньку зарабатываем. Навырученные отэкскурсий средства нам удалось выкупить экспонат».


«Эту гимнастёрку я буду беречь всегда»

Пианино кёнигсбергского производства, стоящее перед вами, нам передала Свято-Андреевская церковь. После войны его преследовала незавидная судьба — когда музей получил инструмент, на лицевой части были выжжены пятна, исчезли декоративные подсвечники, а также была выцарапана надпись „Ленин“. Как инструмент, конечно, пианино уже не используется», — констатирует рассказчица и приглашает пройти в последнюю комнату первого этажа, в которой мы ещё не были.

Трепет, с которым Елена Позднякова относится к каждому своему экспонату, то, как увлечённо вспоминает малейшие детали жизни каждого из них, не могут не понравиться. Видно, что активный директор старается отдавать детищу всё своё время, попутно развенчивая мифы о том, что музеи в области — это смертная скука и что в Зеленоградске есть только море, а больше смотреть тут не на что. Городской краеведческий музей нового образца, расположенный в самом центре курорта — это вполне себе удачная попытка создать культурное пространство, объединяющее историю края и местное ремесло. И уж точно заслуживающая внимания туристов.

Свою самую свежую экспозицию сотрудники музея подготовили накануне — перед недавним днём открытых дверей. Здесь представлена история послевоенного Зеленоградска: фотографии, плакаты, оружие, одежда. Показывая советскую гимнастёрку, висящую на раритетной вешалке с немецкой надписью, директор музея вынуждена прервать рассказ и собраться с мыслями. «Владелицы формы не стало пять лет назад. Ей было 90 лет. С этой гимнастёрки и начинался музей. Её первая хозяйка, смелая медсестра, прошла в ней, не снимая, всю войну, а после мая 1945 года женщина дослуживала в ней на территории Берлина. Для меня этот экспонат — самый главный. В моей жизни были разные времена: менялись администрации, сложно было отстаивать свои намерения перед чиновниками, выбивать деньги на существование. Мне раз пять хотелось всё (занятие музеем — прим. „Афиши Нового Калининграда.Ru“) бросить. Но эта форма мне очень помогала [справляться с трудностями]. Потому что владелица передала её мне со словами: „На, сохрани, девочка“. И эту гимнастёрку я буду беречь всегда», — взволнованно произносит Елена Позднякова.





Елена Позднякова
директор Зеленоградского краеведческого музея


— До музея я 14 лет работала в районной библиотеке на разных должностях. Там мои начинания поддерживала директор учреждения, Ядвига Зигмундовна Шумилова. В первую очередь спасибо надо сказать ей. Тогда, в 1998 году, именно она пожертвовала своим личным кабинетом и благословила нас на создание первой музейной комнаты. Если бы этого не произошло, не знаю, получилось бы что-то дальше. Ядвига Зигмундовна, кстати, до сих пор возглавляет зеленоградскую библиотечную систему.

— Когда я решилась на создание музея, то до конца не осознавала, с чем придётся столкнуться. Просто хотелось это. Этого достоин город с удивительной историей, которую надо сохранять.

— Бывали очень тяжёлые времена, когда мы понимали, что как музей можем не выжить. Но глаза боятся, а руки делают. Мы научились рассчитывать на самих себя.

— Каждый из наших сотрудников освоил строительную специальность. Если нам не хватало денег на ремонт, мы его делали сами. В предыдущем здании у нас гнили полы. И наш сотрудник Андрей Терехов брал рубанок, снимал прогнившие доски, заменял на новые. Когда нам пришлось то же самое делать в новом помещении, он уже всё умел, и ему было легко применить свой опыт.

— Мы не ждём, когда нам деньги свалятся с неба. Именно этим и отличается каждый член нашего коллектива.

— Я рада, что в моей жизни всё сложилось таким образом. У меня вырос сын, стал взрослым и женился. Теперь я всё дольше задерживаюсь на работе.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]