Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске

 Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске  Мимо картины на Горной к дому на Водной: маршрут Ловиса Коринта в Гвардейске
Все новости по теме: Культура

Весной Калининградская художественная галерея выиграла грант фонда Владимира Потанина на осуществление проекта «Маленькие улицы большого художника». Проект посвящен творчеству известного немецкого художника Ловиса Коринта, который родился и вырос в Тапиау. В течение года на улицах Гвардейска появятся информационные модули, рассказывающие о творчестве Коринта и его связи с этим местом. А пока модули не появились, «Афиша Нового Калининграда.Ru» отправилась в ознакомительное путешествие по местам Ловиса Коринта в Гвардейск.

От бывшей Ратуши до Кирхи

1001.jpg


Микроавтобус с участниками экскурсии подъезжает к зданию бывшей городской ратуши. Сегодня это детско-юношеский центр, совмещенный с музеем истории и культуры города. Часть экспозиции музея посвящена Коринту. Экскурсию ведет заместитель директора ДЮЦ, заведующий музеем истории и культуры Гвардейского района. Альберт Адылов. 

До 1945-го года здесь висели картины художника «Портрет членов магистрата Тапиау» и акварельная «Аллегория Боруссия» — панорамный вид на город с берега Деймы. Обе картины Коринт написал в 1916-м году. Тогда он вернулся в город, разрушенный после Первой мировой войны. Увиденное настолько потрясло художника, что он решил подарить Тапиау новые полотна. Картины провисели в ратуше около тридцати лет, в конце Второй мировой войны их следы теряются. 

На ратуше часы отбивают одиннадцать утра. Три раза в день — в десять, в полдень и в четыре дня — из специальных окошечек под часами выходят двое мужичков, кланяются, играют на инструментах, похожих на цимбалы, и уходят обратно. В одиннадцать утра фигуры еще спят, зато откуда-то из подворотни выходит женщина с пышной прической, она оглядывает экскурсантов, говорит: «Опять сколько народу привезли», - и идет дальше по улице. Немного в стороне стоят двое подростков в спортивных костюмах и прислушиваются к тому, что говорит экскурсовод. Чуть погодя один из них сплевывает и говорит другому: «Ну их, это не иностранцы, пойдем купаться».

На улице уже очень жарко. Местные ходят купаться и загорать на импровизированный городской пляж. Дорога к нему занимает десять-пятнадцать минут от силы: если выйти из бывшей ратуши, нужно повернуть налево, пересечь центральную площадь Гвардейска, выйти на улицу Горную и спуститься к реке. Мы, в принципе, идем таким же маршрутом, только конечный пункт — не песчаный берег, а дом, в котором родился и жил Коринт.


карта2.jpg

Карта мест, в которых планируется установить информационные модули (предоставлена галереей). В оформлении использована открытка с видом Тапиау «Музея города Кёнигсберг».


На центральной площади детский пленер: с десяток детей из ДЮЦа сидят за мольбертами и старательно перерисовывают кирху, которую теперь правильно называть православным храмом. Ловис Коринт подарил кирхе несколько картин, посвященных библейской тематике. Некоторые из них, в том числе и «Возложение Христа во гроб», погибли во время Первой мировой войны. В 1910-м году Коринт подарил кирхе триптих «Голгофа». Что стало с картиной после 1944-го года — неизвестно. Экскурсанты восторгаются рисующими детьми. Между мольбертами ходят голуби. Кто-то из местных шутит, что в Гвардейске не все твёрдо знают, мужчина или женщина Ловис Коринт.

 Вообще, для современников, для жителей тогдашнего Тапиау, Коринт был чем-то вроде местной знаменитости: сын кожевника, который выбился в люди, стал знаменитым и которого не стыдно, а даже почетно пригласить к себе в дом. Для большинства жителей сегодняшнего Гвардейска Коринт — это что-то вроде музейного экспоната, архивной знаменитости. Тот, чья фигура и творчество должны наладить «какие-то культурные и вообще связи».

«Коринт-то? Да, знаю, художник, говорят, известный, наш родной город много раз рисовал, а вон те (фамилия неразборчиво) — так вообще в его доме жили», — говорит мужчина с седыми усами, спросивший, откуда и зачем мы сюда в таком количестве приехали. И тут же добавляет, что гораздо больше знает о местной тюрьме — он в ней всю жизнь проработал.

От кирхи до «Кошачьего двора» и улицы Горной

1.jpg


От площади мы идем к улице Горной — бывшей Бергштрассе. На торцевой стене одного из домов этой улицы в прошлом году появилась тотальная графичная роспись — версия той знаменитой акварели «Аллегории Боруссии», исчезнувшей в 45-м. Рисунок похож на сохранившиеся коринтовские эскизы, на которых карандашом схематично изображены дома, деревья, река с лодками, луг, на котором пасутся коровы. Роспись стены — идея администрации Гвардейского района, она же оплатила работу художника, а Калининградская художественная галерея во главе с Галиной Заболотской помогла определиться с выбором картины для репродукции и исполнителями.

Вообще, кажется, что лучше и проще идеи для интервенции работ художника в городское пространство не придумать.

Для того, чтобы узнать, кто такой Ловис Коринт и какие картины он писал, нужно делать усилие: идти в музей, искать картинки в гугле, доставать где-то альбом репродукций и так далее. Для того, чтобы, проходя по улице, поднять глаза на стену и увидеть на ней не рекламный баннер с напоминанием о том, как хорошо вовремя оплачивать коммунальные услуги, а в принципе «родные просторы» — довоенные дома, реку, заросший травой берег, на котором пасется скот, особых усилий не требуется. По словам Александра Торбы, подобные картины еще будут появляться в городе.

Если от разрисованной стены пройти немного вниз и завернуть в первую арку, которая будет по правой стороне, можно попасть во двор, который местные жители называют «кошачьим». Ухоженный брусчатый двор в окружении немецких домов и сараев: много цветов и зелени. Ну и много котов — настоящие коты спят в кустах, на подоконниках, крадутся по крыше сарая. Коты, нарисованные на стенах, демонстрируют чудеса акробатики. Кроме котов замечательно и то, что одно совсем обветшалое строение с бетонным крыльцом только прикидывается сараем — на самом деле еще в советские годы здесь была настоящая бильярдная при гостинице для военных. Бильярда не сохранилось, вывеска осталась.

Экскурсанты фотографируют котов нарисованных и настоящих, затем — «Биллиардную», кто-то, несмотря на слепящее солнце, пытается снять Дейму — её видно из-за кустов и гаражей. Нам остается спуститься вниз, пройти еще немного, и вот уже хорошо видно реку, вот на ее берегу стоит дом, в котором родился и вырос Коринт.

От улицы Горной до дома на бывшей Вассерштрассе

1015.jpg


Дом, в котором родился и какое-то время жил художник Ловис Коринт (в среднем выходит пятнадцать лет, если считать не только раннее детство, но и наезды из Кёнигсберга в Тапиау во время учёбы), пока еще стоит на улице Водной, бывшей Вассерштрассе.

В советское и постсоветское время здесь жили обыкновенные местные жители, в последние несколько месяцев здесь уже никто не живет — дом обнесен забором, дверь заколочена, над дверью мигает лампочка сигнализации. Расселение никак не связано с тем, что здесь родился художник, и настала пора сделать в этом доме музей — просто само жилье признано аварийным. В саду растет вишневое дерево, но никто его ягодами особо не интересуется.

Дейма, зеленоватая вода, аист над водой и его тень внизу, кувшинки, осока, чертополох и крапива. Сорное разнотравье. На том берегу облупившаяся стена тюрьмы, которая когда-то была орденским замком: красный кирпич и колючая проволока. Если и говорить про дальнейшее интервирование художественных работ в городское пространство, то вот эта стена отлично подошла бы для граффити по мотивам коринтовской «Скотобойни». Впрочем, кто-то наверняка заметит, что это «слишком»: слишком брутально, слишком прямолинейно, слишком жестоко. Но Коринт никогда и не был создателем только пасторальных пейзажей.

Рядом с домом выстроились в ряд пустые новенькие мольберты, точь в точь такие же, как у детей на пленере на площади. На мольбертах должны были быть закреплены пленерные работы первокурсников БФУ им. Канта и несколько листов с антикварными открытками от «Музея города Кёнигсберг», но организаторы решили перестраховаться и на случай сильного ветра просто поставили рамы на землю. Еще весной по правую руку от дома Ловиса Коринта стояла пара расселенных довоенных домов, теперь их снесли, на пустом месте насыпан песок, чуть ниже оборудован новый причал — пока что временный, но все равно красивый. На набережной установлены три флагштока — Александр Торба, Галина Заболотская и консул ФРГ в Калининграде Михаэль Банцхаф поднимают флаги. Один флаг - с гербом Гвардейска, другой — с эмблемой Художественной галереи, третий — с эмблемой общества почитателей Ловиса Коринта.

Из ближайших домов выходят местные жители. Они слушают торжественные речи, подходят поближе, чтобы рассмотреть пленерные работы студентов и открытки из Восточной Пруссии. На высказывание, что все это только начало большого пути и, возможно, при найденном финансировании, аварийный дом станет настоящим музеем, женщина в цветастом халате и домашних тапочках бормочет, что побыстрее бы, и идет к подъезду кормить кота.

Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]