В понедельник
«Афиша Нового Калининграда.Ru» встретилась с Артемом Рыжковым и поговорила с ним о возможном закрытии «Зари», реконструкции, манипуляции общественным мнением и о том, что, собственно, сам Артем будет делать, если кинотеатр закроется.
— Артем, информация о закрытии кинотеатра «Заря» появилась на уровне слухов в социальных сетях еще в конце прошлой недели, мы с тобой созвонились, ты ответил очень уклончиво — может быть да, а может и нет, и сказал, что все станет известно после фестиваля «Короче». Фестиваль закончился, в понедельник в «Фейсбуке*» появился твой пост, который тут же вызвал волну негодования. Почему ты решил выступить с таким заявлением и когда тебе стало известно о возможном закрытии кинотеатра?
— На самом деле мы знали об этой ситуации давно, она длится с весны этого года. Потому что к нам пришла одна пожарная проверка, и мы ее прошли, но этого оказалось недостаточно, а потом пришла другая проверка, и проверялась уже вся компания собственников этого здания — то есть не только кинотеатр или кафе по отдельности, а все вместе, плюс выкупленные бывшие квартиры.
И уже тогда было понятно, что пожарные нормы будут нарушены, что будут предписания и будут штрафы. Более того, мы, увидев эти предписания, понимали, что ряд вещей мы можем поправить, а ряд вещей — нет. Это правда невозможно. Это значит, что нужно останавливать работу, закрываться и менять конструктив внизу, в залах «Артишок» и «Гардероб».
Я, кстати, до сих пор не очень хорошо понимаю, почему нельзя закрыть один «Артишок» и работать дальше. Нам дали три месяца на устранение этих вещей, которые были выявлены. Когда выяснили, что устранено, но не всё, нам выписали штраф. Потом был второй штраф, и сейчас дело подошло к третьему штрафу, и он довольно большой — представители собственников озвучили мне сумму в 400 тысяч рублей.
Дату закрытия мне озвучили собственники. Это удобно: если ты закрываешься, то лучше сделать это с начала месяца. Насколько мне известно, собственники посчитали, что они закрываются вне зависимости от того, какое решение вынесет суд. Потому что те же самые четыреста тысяч рублей штрафа — это очень много для кинотеатра, который находится не внутри торгового центра, который работает с фестивалями, артхаусным кино.
Но насколько я понимаю, это все же приблизительная дата. На 1 сентября назначен суд, возможно, мы проработаем все же и после него, во всяком случае, я в ближайшее время сажусь составлять расписание кинопоказов на первую неделю сентября. К тому же по комментариям становится ясно, что никто закрывать «Зарю» особо не хочет — нужно просто устранить нарушения, сесть всем вместе за стол переговоров и обсудить, как это можно сделать.
— Пока что у общества складывается ощущение, что единственные люди, которые хотят закрыть «Зарю» — это cобственники здания. Что владельцы специально не выполняют требования, предписанные пожарным надзором, чтобы закрыться и уйти на реконструкцию здания, которая обсуждается с 2014 года. И все, что происходит сейчас, — это просто манипуляция общественным мнением.
— Нет. Я на данный момент не вижу манипуляции. Когда все это началось, я тоже увидел в этом манипуляцию — да, они хотят красиво выкрутиться и под видом пожарной безопасности уйти на реконструкцию. Но сейчас я вижу, что реконструкция еще не готова, и зачем тогда все это делать. При том что если мы закроемся, то открыться в ближайшее время, снова собрать людей будет очень тяжело. Я не знаю пока, к чему это все приведет. Я точно знаю, чего хочу: чтобы в кинотеатр была влита новая жизнь при помощи инвестиций, но чтобы это пространство не стало торговым центром.
История с реконструкцией тянется много лет. В
Я могу сказать, что если такое общественное мнение и имеет место быть, то, может, так оно до определенной поры и было. Поскольку предполагалось, что последний штраф на 400 000 рублей примерно совпадет с датой начала реконструкции. Такая информация была весной. Все говорили: «Вам главное дотянуть до „Короче“, а потом начнется реконструкция». История с реконструкцией тянется с
Пойми, я лицо кинотеатра, но я тоже не все знаю. Я понимаю только то, что у собственников есть желание работать. Эти слова я могу гарантировать. И речь идет о том, что мы будем работать до того момента, пока не будут получены разрешительные документы на реконструкцию. Но не факт, что они будут получены.
Если мы их получим, то будем говорить в прессе о том, что мы запускаем проект. Лишний раз подчеркну, что моя задача, как
— От лица кинотеатра выступаешь только ты. Вся информация, которую мы на сегодняшний день имеем от кинотеатра, — это то, что ты написал в «Фейсбуке*». Никаких официальных заявлений собственников не было, до сих пор никто из администрации «Зари» не предоставил прессе предписания пожарного надзора. Ты сам с этими документами знаком?
— Я с ними не знаком. Во всяком случае, я их не видел. Но они точно есть, они существуют. Более того, они есть у собственников. Если собственники решат их обнародовать, а я сделал такой запрос со своей стороны, то, пожалуйста. Собственники решают сейчас этот вопрос.
— А кто сейчас является собственником кинотеатра?
— Я не стал бы отвечать на этот вопрос. Я не уполномочен об этом говорить.
— Если возвращаться к проекту, то на какой версии реконструкции остановились собственники?
— Это проект архитекторов из Люксембурга, за внутреннюю отделку и интерьеры отвечает архитектор из Гамбурга. И он делает потрясающие вещи. И судя по тому, как он говорил о проекте, какие картинки в качестве примера показывал, складывалось ощущение, что он все понял. Есть вариант сохранения кинозала как архитектурного объекта, но его предназначение под вопросом: останется ли кинозал кинозалом или будет перепрофилирован подо
Я вижу свою первоочередную задачу в сохранении кинозала. Но и в этом сохранении есть сложности. Они связаны даже не с тем, что кинозал не может находиться на одном этаже с
Знаешь, я был в Лондоне, и там совсем другая культура этих винтажных пространств: там в такие залы приходят очень богатые люди, они сидят, смотрят, постукивают тростями с золотыми набалдашниками, и им просто нравится находиться в кинотеатрах своего детства. У нас людей, способных оценить то, что это все сохранено, очень мало. А нам по большому счету приходиться конкурировать на рынке блокбастеров с абсолютно современными представлениями о кинопроекции. И если будет сохранен зал, если будет придуман способ визуального увеличения экрана, если мы на уровне кинопроекции сумеем конкурировать, оставив кинозал, то реконструкция — это добро во всех смыслах. Поэтому в
— Но ведь это не беспочвенные опасения: все прекрасно знают, как это происходит, как увеличивается этажность, что происходит с памятниками культуры, которые находятся в частной собственности.
— Я все эти опасения разделяю.
— А что ты будешь делать, если на выходе вместо «Зари» город получит все же торговый центр?
— Я буду бороться, как и все вы. Я буду против точно так же, как и все остальные. Я связан с «Зарей» тем, что я там работаю. Но работа и зарплата в том месте для меня не так важны, как важна история. Я нахожусь на стороне тех, кто считает недопустимым появление типичного торгового центра. Я понимаю, что такое потеря кинотеатра в представлении тех людей, которые за него заступаются. Я понимаю, что «Заря» — это одна из важнейших причин моего проживания здесь, и она может быть перечеркнута. Да, остается Коса, остается наше особое географическое положение, и в тройке этих приоритетов находится и кинотеатр. И когда мы внутри семьи обсуждаем, почему мы здесь живем, почему до сих пор не уехали в Берлин или в Москву, то называем именно эти вещи. Они нас здесь держат.
— Известно, что собственникам неоднократно поступали предложения продать «Зарю».
— Да, собственники не скрывали этого. В
— А с чем ты связываешь то, что расцвет прошел? Скажем честно, что многие сеансы проходят в неудобное время, что в кафе качество блюд и обслуживания при смене кучи управляющих упало ниже некуда, что не всегда приятно заходить в туалет. В общем,
— Начну с того, что неудобное время сеансов связано с малым количеством залов. После первой недели проката мы ставим фильм на более неудобное время, на удобное время становится другое кино Если реконструкция даст нам несколько дополнительных залов — эта проблема неудобства исчезнет.
Что касается туалетов и других сопутствующих вещей, которые люди стали вдруг замечать и говорить, что раньше этого не было — ну что я могу сказать, это управление. Беда в том, что управляющие меняются. Что произошло: на протяжении рассвета кинотеатра, который длился десять лет, управление было централизовано. Хозяин практически жил на работе и никому не давал, он контролировал все. Сейчас есть разрозненность. Да, это раздражает людей, которые привыкли к одному сервису, а сейчас получают другой сервис. Единственное, чего не коснулись изменения, так это нашей программной политики. Во всем остальном изменения были.
Первый расцвет «Зари» прошел. Но реконструкция в той форме, в которой я ее увидел, может дать нам второй рассвет. Но если она не произойдет так, как мне бы хотелось — я не знаю, что делать. Я надеюсь, что люди будут держать свое слово. Если слово не будет сдержано, я буду на той стороне, которая против.
— Ты будешь выступать против как частное лицо или как
— Я никогда не разграничиваю. Почему я оставался в «Заре»? Потому что я не видел в нашем регионе места, в котором мог бы существовать. Сейчас такие места стали появляться:
Появился этот объект (мы сидим в зале
— То есть получается, что в ближайших планах у тебя сотрудничество с
— Увидим. У меня много предложений. Есть одно идеальное: ничем не заниматься, сидеть на берегу моря и писать сценарии. Да, это мечта: делать несколько значимых проектов в течение года, сидеть на берегу и писать.
Текст — Александра Артамонова, фото — Виталий Невар
* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ