Кант на час: как новый совет по культуре работать начал

Все новости по теме: Янтарь

В понедельник вслед за президентом страны решил собрать собственный совет по культуре и глава Калининградской области Антон Алиханов. Если в Санкт-Петербурге актер и руководитель «Театра наций» Евгений Миронов спорил с Владимиром Путиным о цензуре и свободе творчества, то в Калининграде дискутировали о «добром» Канте и палатках у Музея янтаря. «Новый Калининград.Ru» послушал  диалоги уважаемых культурных деятелей и узнал, как и почему некоторым из них приходится работать адвокатами своих коллег.

«Добрый Кантик»

«Несите камни, держите, прикладывайте, смотрите, чтобы не упал», — давал поручения работникам своей компании депутат Калининградской областной Думы Александр Мусевич. После 10 минут нехитрых манипуляций напротив Кафедрального собора появилась скульптура Иммануила Канта.

Великий кенигсбергский философ, больше походивший на не очень хорошо сделанного садового гнома, в понедельник должен был стать частью повестки первого заседания обновленного регионального совета по культуре.

В ожидании губернатора участники совета, за исключением опоздавшего ректора БФУ Александра Клемешева, успели осмотреть и вынести свой вердикт «Доброму Кантику». Так называл его сам автор идеи Александр Мусевич. По его задумке, таких веселых, задумчивых, встречающих и провожающих скульптур философа в городе нужно поставить как можно больше. «Рядом можно было бы поставить философскую скамью, сделать поясняющие таблички», — фонтанировал идеями депутат-предприниматель. Это, по мнению Мусевича, поможет Калининграду найти и предъявить миру еще один бренд.

_NEV4414.jpg

«Пусть будет, чем больше скульптур, тем лучше. Идея хорошая», — одобрительно отозвался об увиденном организатор фестиваля «Street food Weekend» Александр Исаев.

Драматург Евгений Гришковец, успевший всем собравшимся в шутку сообщить, что заседание совета приурочено к его вечернему спектаклю в драмтеатре, напротив, высказался в негативном ключе по поводу такого Канта.

Прибывшего посмотреть на скульптуру врио губернатора Антона Алиханова насторожили ее размеры.

«Он такой маленький и был?» — уточнил глава региона у Мусевича.

«Да — это он в полный рост. Его сделал скульптор, который в соборе работает, хорошо тему знает. Планируем еще благоустроить территорию вокруг скульптуры», — отрапортовал депутат.

«Он ветроустойчивый?» — продолжал допытываться Алиханов.

«Да, конечно. Еще хотим поставить его там, где камеры есть «Безопасного города», — ответил Мусевич.

«Хорошо, продолжим обсуждать на совете», — подвел итоги презентации «доброго Кантика» Алиханов, и чиновники, деятели культуры и журналисты засеменили по скользким дорожкам к собору.

_NEV4496.jpg

Совет совету

Между тем, обсуждение концепции установки скульптур в Калининграде значилось лишь вторым по списку вопросом первого заседания обновленного совета по культуре. Начался же он с напутственных речей его председателя — главы региона, и заместителя — директора Музея Мирового океана Светланы Сивковой.

Алиханов ограничился лишь общими фразами о том, зачем, собственно, нужен совет. «На этой площадке мы будем находить ответы на довольно сложные вопросы, не имеющие однозначно прямых решений. За этим я и пригласил уважаемых людей, чтобы иметь возможность концентрированно слышать мнение профессионалов и экспертов по разным вопросам», — поделился своими соображениями Антон Алиханов.

Выступление Светланы Сивковой  нельзя было назвать кратким — за 25 минут она успела, кажется, затронуть все волнующие ее темы: от Дома Советов, который «уродует души детей» до точечной застройки в городе и вечных пробок. Под занавес своей пламенной речи она вспомнила и о Чемпионате мира по футболу-2018, куда же без него.

«Самые главные дела все-таки, я так думаю, ближайшие, которые надо сделать, это нужно четко продумать, что нужно успеть сделать к Чемпионату мира по футболу. Мы ждем огромное количество гостей. Здесь нужно выверить все до деталей. Но „Сердце города“ надо сделать. Каким-то образом. Нельзя привозить гостей и показывать им здание, перекрашеное в розовый цвет. Нужно привести территорию в порядок, сделать музей, организовать дорожки, дать возможность ездить машинам и принять большое количество туристов», — завершила свой спич Сивкова.

Врио губернатора, внимательно слушавший выступление Сивковой, в отличие от откровенно скучавших членов совета, заинтересовался вопросом точечной застройки Нижнего озера. Он попросил главу министерства по культуре и туризму Андрея Ермака подготовить к следующему заседанию совета информацию по данной теме. «Хотелось бы послушать, что делать сейчас, сию секунду, и как нам все это остановить, пока нам не передали полномочия. Что вы думаете в целом по концепту развития Нижнего озера», — уточнил Алиханов, после чего предложил переходить к следующему вопросу. 

_NEV4574.jpg

«Зря не пригласил»

 Следующим и основным вопросом повестки дня заседания совета стало рассмотрение проекта концепции торговой зоны на территории Музея янтаря. На прошлой неделе его директор Татьяна Суворова высказалась категорически против переноса павильонов на площадку перед зданием музея. Однако на совете свою аргументацию Суворова представить не смогла, поскольку на заседании ее не оказалось.

«Я не знаю, почему ее нет. Ее приглашали. Насколько я знаю, она собиралась прийти. Но я ее позицию знаю, она мне говорила это в личной беседе. У нее есть опасения по поводу юридических моментов. Сейчас они решены. Были возражения по поводу того, что ярмарка будет находиться возле стен музея и продавцы будут курить и вести себя как-то не так рядом с музеем. Еще она говорила, что на этой территории ведется работа с детьми. Но знаете, я здесь живу и часто по утрам бегаю — и ни разу не видел, чтобы она была задействована», — рассказал Андрей Ермак. 

Согласился с доводами Ермака и Антон Алиханов. «Вот уже год живу в Калининграде, часто здесь гуляю с ребенком, и тоже не видел, чтобы эта территория использовалась. Положа руку на сердце, есть в музее территория, которая может быть использована под эти цели», — поделился своими наблюдениями врио главы региона. 

К слову, позже выяснилось, что Татьяна Суворова, которая могла бы подискутировать на эту тему с главой региона и министром культуры и туризма, отсутствовала на заседании совета вовсе не по своей вине. «Меня никто из министерства культуры не пригласил. В пятницу, когда узнала о совете, позвонила и попросила меня записать. Секретарь совета сообщила, что она это сделать не может, потому что меня нет в списках, который утвердил губернатор. Если она меня включит, ее уволят», — рассказала Татьяна Суворова корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» по телефону сразу после заседания совета.

Тем не менее Алиханова и Ермака куда больше в этот день волновал вопрос, что делать с 22 предпринимателями, которых в середине апреля следующего года мэрия Калининграда будет обязана выселить с их торговых мест.

«Комфортно-не комфортно, это одно. Если же здесь конфликт интересов тех торговцев, которые внутри здания, и тех, кто снаружи, вот это уже другое дело. С этим нужно разбираться. Ведь когда я говорил „янтарная порнография“, меня неправильно поняли. Имелось в виду то, что находится внутри музея. Вообще, для нас нет плохих и хороших предпринимателей. Они все одинаковы», — заверил Антон Алиханов.

 Для тех, кто сейчас «снаружи», согласно презентации Андрея Ермака под стенами музея предполагается создать ярмарочную площадь. «Идея перемещения возникла давно. На одном из совещаний было ваше поручение о том, что нужно принять уже какое-то решение, как можно быстрее, чтобы уже как минимум в 2017 году у нас этой ситуации не было. Вот слайд, на котором предлагается схема развития и благоустройства территории. На это место вы попадаете, пройдя через арку, справа идет набережная, а слева ручей. Как раз на этой территории предполагается разместить с комфортом всех предпринимателей. Не предполагается выделять этот земельный участок у Музея янтаря, кому-то передавать. Там будут размещены все эти объекты. Сам дизайн торговых павильонов тоже разработан. Предполагается включить в этот туроборот небольшую причальную стенку, где можно будет разместить лодки и катамараны для прогулок по озеру. При этом сами предприниматели берут бремя благоустройства, размещение, охрану, вывоз мусора, видеонаблюдение. Существовать это будет в формате ярмарки, постоянно действующей ярмарки ремесленных изделий», — вкратце рассказал о сути предложения и архитектурного решения Ермак.
Палатки.jpg

«Забыл сказать, что эта стенка — не просто так, она нужна для создания нового маршрута. Янтарный маршрут. Начать с Башни Дона, с музейным экскурсом и потом уже на лодке, переплыв через территорию Верхнего пруда, попасть в Башню Врангеля», — дополнил пояснения Ермака Алиханов.

После презентации участники совета стали задавать свои не очень удобные вопросы.

«Если территория у музея не отчуждается, то, собственно, о чем говорить? С самим музеем это согласовано? Нужно знать его позицию. Это просто прецедент создается. Теперь можно будет с любым директором поступать таким образом?» — спросила профессор БФУ им. И.Канта Наталья Шамардина.

«Музей волновал больше всего юридический вопрос. Этот вопрос разрешен. Никаких противоречий нет. Объекты будут существовать в виде ярмарки. Музей будет в год получать 1 млн рублей арендной платы. Не переживайте, все действия будут согласованы с музеем, они будут заключать договора, и размещение никто им не навязывает. Что касается дренажа и водоотведения, то это все тоже проработано», — заверил глава региона.

«А где стоянка автобусов теперь будет туристических? Если она будет находиться в другом месте, то, может, и ярмарку туда перенести? Чей вообще это проект?» — засыпала докладчика  вопросами Светлана Сивкова.

«Артура Сарница проект. Почему не интересна территория, находящаяся за Музеем янтаря, для размещения ярмарки? Она вообще не проходная. Весь туристический трафик идет через главный вход в музей», — прокомментировал Андрей Ермак.

«Кто будет заключать договор с Музеем янтаря? Каждый захочет и придет?» — поинтересовался один из членов совета.

«Это будет юридическое лицо, оператор этой ярмарки. Это будет главный контрагент, с кем будут оформлены все юридические документы. Он ничем не будет отличаться от тех, кто торгует внутри помещения. Нужно находить компромисс. Потому что в определенных проектах нужно поступаться комфортом ради достижения больших целей»,— ответил Ермак.

«Чужим комфортом, не своим», — парировала Наталья Шамардина.

«Раз вы уже об этом говорите, я хочу прояснить ситуацию. Татьяну Юрьевну мы звали, насколько мне известно. Я ожидал, что она придет», — сообщил врио губернатора.

«Мы приглашали ее на совет. Давайте я расскажу, как оно было на самом деле. В данный момент она находится в отпуске и как директор не может сюда прийти. Когда я был в Санкт-Петербурге, на культурном форуме, то мне коллеги сообщили, что Татьяна Юрьевна собирается прийти. Без проблем, у нас свободная страна. Она могла прийти в любой момент», — попытался выйти из щекотливой ситуации Андрей Ермак.

«Да нет, Андрей, надо было пригласить», — тихо, но уверенно произнес глава региона, обращаясь к врио министра культуры и туризма области.

«То, что творится сегодня — это плохо. С этической стороны, без директора музея. К кому угодно обратитесь, и они скажут, что если и с нами так вопросы будут решать на совете по культуре, то у всех будет реакция отторжения, в этическом и управленческом плане», — заметил ректор БФУ им. Канта Андрей Клемешев.

К этому вопросу на заседании позже возвращались и руководитель драмтеатра Михаил Андреев, и Светлана Сивкова. После очередного напоминания об отсутствующем директоре Музея янтаря Антон Алиханов был вынужден прервать совещание и попросить всех журналистов покинуть зал заседания.

«Хочу без журналистов сказать. Раз все правду говорят, то и я скажу. Поругаться хочу. Проследите, чтобы никто диктофоны не оставил», — сказал глава региона.

После 10-минутного перерыва журналистам позволили вернуться. Участники совета уже успокоились и начали задавать вопросы, касающиеся архитектурной концепции ярмарки.

«Можно я ничего не буду говорить, а то неприличное слово сорвется? Базар это какой-то. — высказался Михаил Андреев. — У нас что, только бюро Артура Сарница есть? Можно ведь молодых, креативных, талантливых привлечь для создания концепции».

«Знаете, есть фотографии 1945–1946 года, на которой возле Башни Дона телеги стоят и с них торговля идет. Это получается, мы в 1945 год возвращаемся», — отметил еще один профессор БФУ им. И.Канта Геннадий Кретинин.

«Шанхай, табор и цыганщина!» — категорично резюмировала Сивкова.

«Сначала говорили о русской деревне, потом о прусской, а здесь и не русская, и не прусская», — поддержала ее директор Калининградской художественной галереи Галина Заболотская.

Светлана Сивкова предложила еще раз подумать над возможностью переноса павильонов на территорию за Музеем янтаря, ближе к будущей стоянке автобусов.

«Сколько у нас там, сколько „Импера“ отдает городу, 35 соток? Надо и этот вариант рассмотреть. Только затягивать не стоит. Все предложения собрать и снова встретиться для обсуждения этого вопроса. Через две недели на совете», — подытожил Антон Алиханов.

Уже после совета он, отвечая на вопросы журналистов, подтвердил, что окончательного решения не принято. «По сути, договорились, что никто не возражает против переноса этих палаток. Обсудим еще какие-то варианты по месту. В любом случае это должно быть где-то рядом с музеем, потому что мы понимаем, что наличие музея этот трафик и создает. Никто из коллег по совету не поддержал то архитектурное решение, которое господин Артур Сарниц нам предложил. Через две недели соберемся, рассмотрим варианты и примем окончательное решение», — пообещал он.

_NEV4568.jpg

Между гномом и поваром

К моменту обсуждения второго вопроса — насчет установки в Калининграде серии скульптур Иммануила Канта — запал у участников совета практически иссяк. Поэтому слушали автора инициативы, депутата облдумы Александра Мусевича, с ленцой.

«Мы задумали создать еще одно гуманитарное преимущество. Хотим позиционировать Калининград как город добрых людей. Мы подразумеваем не просто банальную доброту, а искреннее гостеприимство, добродушие, отсутствие снобизма, доброжелательность. Это, замечу, дискутируется на многих общественных площадках, кухнях калининградцев, и никакого низкого старта, выстрела пистолета не происходит. Мне показалось, что нужно сделать первый шаг, чтобы реализовывать эту программу. Поэтому возникла идея создать в городе цикл символических скульптур. Нам показалось интересным создать историю нашего доброго Канта», — рассказал о своей идеи Мусевич.

Депутат облдумы назвал возможные варианты будущих скульптур: «Кант, который увидел в лужице звездное небо. Кант, который провожает туристов и дарит им последнюю грустную эмоцию расставания с Калининградом. Кант, который благословляет студентов перед экзаменами», — перечислил парламентарий.

 Первым откликнулся на предложение высказывать критические замечания по поводу этой идеи Евгений Гришковец. «Вы представили концепцию города добрых людей, а я сразу буду злым человеком. Я сразу представил пластмассового повара у итальянского ресторана. Все будут спрашивать. А это, оказывается, Иммануил Кант. Великий философ, классическая философия. Веселый Кант — уже само по себе удивительно. Где критерий между кичем и искусством? Самое обидное, что человек это делал искренне. Но такое бывает, что человек что-то делает, но ничего в этом не понимает», — поделился своими наблюдениями Гришковец.

По  его словам, если такие скульптуры появятся в Калининграде, то он станет одним из многих обезображенных российских городов. «Калининград, к счастью, еще не обезображен городской скульптурой. В других — каждый предприниматель, каждый владелец завода ставит героя своего любимого фильма, свою собаку, своего пьяного соседа... Их так много по всей стране. То, что мы видели, — это среднее между гномом возле немецкого домика и самым худшим вариантом экспоната из музея мадам Тюссо», — критично заметил Гришковец.
_NEV4418.jpg

 Он также выразил опасение за психическое здоровье детей, которые могут увидеть подобную скульптуру по пути в школу. «Мне очень больно говорить это, потому что я понимаю, что человек делал это искренне и бескорыстно. Но бескорыстие — это дело всех, а художественная среда — это дело немногих», — высказал свою позицию Евгений Гришковец. 

Другие члены совета также благодарили Александра Мусевича за идею, но критиковали за исполнение. После очередного разноса предприниматель не выдержал и заявил, что очень расстроен.

«Целый год я занимался этой идеей, потратил средства, мне интересно было услышать ваше мнение. Кант не нравится?! Сейчас пойду разобью молотком его!» — в сердцах сказал Мусевич.

 Геннадий Кретинин попросил автора не горячиться и предложил разместить уже сделанную скульптуру возле домика Канта в поселке Веселовка. Но и эта идея остальным членам совета не пришлась по душе. Их увлек сам Кант и подготовка к празднованию 300-летия со дня его рождения в 2024 году.
«Мне коллеги из Москвы звонят и предлагают создать музей философии. Думаю, что можно и философскую набережную, философский парк. Надо думать вот масштабно», — предложил главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне.

 «Нужна концепция, исходящая из нее программа. Тогда и такие вот инициативы снизу в нее смогут вписаться. Время есть, думаю, БФУ займется этим вопросом. Во втором квартале следующего года уже должно что-то более или менее определенное появиться», — дал поручение руководителю вуза Антон Алиханов.

 «Сами видите, за проект никто из членов совета так и не вступился, не одобрил», — с сожалением констатировал глава региона. При этом он заверил журналистов, что работа самого совета и его первое заседание в целом ему понравились.

Выходящих из Кафедрального собора чиновников, продолжавших что-то оживленно обсуждать, «добрый Кант» уже не ждал. Там, где всего 3 часа назад кипела работа по установке скульптуры философа, остались лишь следы перекопанной земли и слегка примятая трава.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]