Время покажет: деятели культуры о назначении директора Кафедрального собора

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»
Все новости по теме: Культура

В понедельник, 26 декабря, Антон Алиханов, врио губернатора Калининградской области, назначил на место директора Кафедрального собора Веру Таривердиеву, которая готова работать в соборе по большей части дистанционно, без зарплаты, и при этом намерена создать художественный совет собора и объявила о запуске конкурса на места штатных органистов. «Афиша Нового Калининграда.Ru» собрала мнения представителей культурной сферы города о смене руководителя Кафедрального собора, а также грядущих нововведениях.

Аркадий Фельдман, руководитель областного симфонического оркестра, бывший директор Кафедрального собора:


— Это очень хорошее назначение. Вера Таривердиева имеет возможность поднять статус собора на столичный уровень, потому что у неё огромное количество контактов с выдающимися музыкантами по всему миру. Она делает, и делает правильно, конкурсно, а не так, что непонятно, каким образом здесь вообще появились. Создание художественного совета высокого уровня — хорошая идея. Что значит работать дистанционно? При наших возможностях это не проблема, тем более она намерена в Калининград постоянно приезжать. Насколько я знаю её планы, в них нет каких-то опасных моментов.

Я, окунувшись в это дело, знаю те проблемы, которые нужно решать. Важно, чтобы собор не был наполнен случайными концертами. Мы значительно увеличили количество музыкальных мероприятий, расширили жанры, дали возможность разным коллективам выступать в соборе. На мой взгляд, сейчас нужно посмотреть, как человек будет работать, и время покажет. Те моменты, о которых она заявила, они очень правильные, она имеет большой опыт ведения фестивалей, в этой среде она достаточно хорошо ориентируется.

Моя должность из собора выведена, я сейчас там официально не числюсь, но сотрудничать, конечно, буду. Моему симфоническому оркестру нужна площадка. Да, в театре мы играем с аншлагами, но и невозможно не пускать оркестры в собор, например народный или духовые оркестры. Ведь, например, духовой оркестр — это тот же орган, только живой. Площадка собора может широко использоваться во всех жанрах, кроме, конечно, таких, которые там не уместны — рок-музыка, металл или ещё что-то. Я не берусь критиковать эти жанры, но то, что там уместно, оно должно быть. Поэтому мы сделали малый зал, дали возможность молодежи проявлять себя, у них ведь тоже нет площадки. Это всё должно работать. И мы увеличили количество концертов, увеличили посещаемость, увеличили доход, решили много хозяйственных моментов. Создали хорошую платформу для старта новому руководителю.

Все нормальные люди должны сотрудничать, тут нечего делить. Мы же всё-таки провинция, как ни крути, а статус нужно поднимать, мы ведь в центре Европы находимся. Много можно чего говорить, но нужно делать так, как понимаешь, чтобы это были не личные амбиции.

Ольга Дмитриева, калининградский художник:

— Это не самое лучшее назначение, но посмотрим через год, что она сможет сделать. Я скептически отношусь к человеку, который собирается на работе бывать не каждый день. Безусловно, таким знаковым учреждением, который является символом нашей области, управлять дистанционно невозможно. Тем более там находится музей имени Иммануила Канта, да и сам остров нужно развивать.

Ни для кого не секрет, кто бывает там на концертах в соборе или знаком с ситуацией состояния самого помещения. Крыша вся в трещинах — нужно проводить экспертизу, в каком состоянии находится здание, нужно искать деньги на эту экспертизу. Этим нужно серьёзно заниматься. Собор в ужасном состоянии после вот этого «однинцовского восстановления». Это делать дистанционно невозможно, нужно в это вникнуть. Это же не только концерты, всё-таки памятник XIV века. Если бы её назначили на место художественного руководителя, кто бы возражал. Директор — это всё-таки более ответственная работа. Мне кажется, что разумнее было бы провести конкурс, и каждый из претендентов на место директора выступил бы со своей программой развития. Был бы выбор. Но дадим человеку время — может быть, ей и удастся впервые в истории дистанционно руководить.

Конкурс органистов — здравая вполне мысль. Что касается художественного совета: а какова его цель и в чём будет состоять работа? И потом, художественных совет с участием знаменитостей, живущих за пределами области, как часто тогда он будет собираться? Тоже дистанционно собрания будут проходить? Это вообще непонятные вещи.

70ea1d278f90f75022f4b408aaf37e13.jpg

Виктор Бобков, директор Калининградской филармонии:

— К любым подобным назначениям я отношусь положительно. Хочу пожелать удачи на этом посту Вере Гориславовне. Время покажет, возможно ли управлять Кафедральным собором дистанционно, могу сказать, что в филармонии вряд ли возможно. Практика проведения музыкальных конкурсов для любых исполнителей существует повседневно, это всегда подтягивает, ставит более высокие планки, поэтому здесь нет ничего такого, выходящего за пределы нормальной практики. Это очень хорошо и правильно, наверное, такие конкурсы должны стать частью любого другого учреждения. Это проходит всегда и везде, такие прослушивания полезны и конкурсантам, и тем, кто их слушает.

Артём Хачатуров, штатный органист Кафедрального собора:

— Мне кажется, что ничего не изменится. У нас до этого был исполняющий обязанности директора Фельдман, который жил в Калининграде постоянно, и мы видим, что многие высказывали недовольство тем, что происходит в Кафедральном соборе, а человек, который будет дистанционно управлять, может что-либо изменить к лучшему, но он должен подобрать себе хороших грамотных заместителей. Время покажет, пока рано что-либо говорить. Я уверен, что Верой движут благие намерения, но инструмент для реализации этих благих намерений должен быть достойным. Был бы он. А для того, чтобы он был, нужны грамотные заместители.

Мне немного странно, почему никто не спросил у Игоря Александровича Одинцова совета, для чего он восстановил этот собор, что он видел в нём, как будто этого человека больше нет. Он очень болезненно реагировал на то, что происходило вокруг собора. Я наблюдаю, что идёт зачистка тех людей, которые работали с ним. Посмотрим, время покажет, пока сложно делать какие-либо прогнозы.

Мне инициатива с конкурсом на места штатных органистов непонятна. Потому что любой музыкальный конкурс — это явление субъективное. В спорте можно оценивать объективно: кто быстрее пробежал, кто выше или дальше прыгнул. Я не раз в этом убеждался. Планирую участвовать, но ещё посмотрим. Должность штатного органиста я занимаю до 30 декабря, но 30 декабря меня хотят уволить в связи с тем, что я нанёс какой-то ущерб органу, что-то сломал, но вопрос кому верить — заместителям, которые вышли из органов внутренних дел, или человеку, который десять лет в соборе проработал, отвечал головой за этот орган, и ничего не случалось.

Игорь Александрович Одинцов, бывший директор Кафедрального собора:

— Всегда нужно готовить свои кадры. Таривердиева собора совершенно не знает, она хочет создать какой-то художественный совет, который в России давно отменён. Я сомневаюсь в назначении её на пост директора. Как она будет руководить, я не понимаю. Это не работать, это изображать работу. Она должна приехать, принять хозяйство, принять орган, нести за него и собор материальную ответственность. Кто же будет материальными ценностями командовать? Художественный совет — это чепуха, а работа несколько дней в месяц — смерть собора. Брали на работу не Веру Таривердиеву, а фамилию Таривердиев. Только и всего. Она руководить не будет, она будет номинальной фигурой.

Что касается конкурса органистов, предположим, приехали люди из других городов и претендуют на места штатных органистов собора, им же нужно дать квартиры, сможет ли Таривердиева дать квартиры? Артём Хачатуров — единственный, кто знает орган как пять своих пальцев, и его хотят убрать. Орган на процентов двадцать уже уничтожили. Почему нет постоянного органиста в филармонии? Почему туда не проведут конкурс? Куда делся орган музыкального колледжа? Никто не может сказать.

Текст — Анастасия Светогор, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]