Преград нет: зачем художница из Калининграда учится в Польше

Елена. Фотографии предоставлены собеседником.
Елена. Фотографии предоставлены собеседником.

Калининградская художница-маринистка Елена Вертикова получила экономическое образование, затем десять лет работала в маркетинге, параллельно участвовала в выставках, но занятие искусством было не основным. Со временем всё кардинально изменилось, в 32 года Елена поступила в Академию изящных искусств Гданьска и переехала в Польшу. «Афиша Нового Калининграда.Ru» узнала, зачем ехать за художественным образованием за границу, сложно ли сдать сессию на чужом языке и почему учиться никогда не поздно. 

Решение поехать учиться

Я училась на курсах рисунка и живописи в Калининграде у Нины Крымовой. Со временем начало неплохо получаться. Друзья-художники отзывались о моих работах хорошо, и я подумала, что могу пойти дальше в этом направлении. Чтобы выйти на рынок искусства, в первую очередь важна среда, нужно образование. Для учёбы я выбрала Польшу, возможно, потому что у меня польские корни, мой прадед из Польши. Два года назад пробовала начать учёбу в Познани, но для поступления мне не хватило нескольких баллов — из 24 нужных я набрала 21. Этому я совсем не расстроилась: получила опыт, поняла, как выглядят вступительные экзамены.

У меня нет художественного образования, я не заканчивала лицеев, колледжей, университетов в этом направлении. В Калининграде я получила специальность в сфере управления и экономики, после работала в сферах продаж и маркетинга около десяти лет. Это мне помогло самоорганизоваться, делать свои мероприятия, выставки и понять, что я хочу на самом деле. 

Ценно в осознанном возрасте получать образования, потому что ты ходишь на занятия и отдаёшь себе отчёт, что делаешь это для себя, а не для родителей, не для корочки или ещё чего-нибудь. Сейчас я стараюсь делать всё, чтобы продолжать развиваться в искусстве. 

Поступление

На следующий год, после неудачи в Познани, я начала штурмовать Академию изящных искусств в Гданьске. Для меня это было, как в космос полететь. В течение года я ездила на консультации, раз в два месяца показывала свои работы. В дни открытых дверей на каких-то консультациях преподаватели давали мне рекомендации, задания. Помимо этого, я занималась дома, ходила в БФУ на подготовительные курсы рисунка и живописи. В итоге по результатам вступительных экзаменов оказалась в пятёрке лучших.

Вступительные проходили два дня подряд. В первый день мы рисовали с натуры, нужно было сделать две работы размером сто на семьдесят за восемь часов: сначала нарисовать натюрморт, потом обнажённую натуру. На второй день мы работали акрилом, также в течение восьми часов нужно было сделать два натюрморта. Первый этап завершился просмотром работ без участия студентов. Потом тех, кто набрал нужное количество баллов, допускали до собеседования и просмотра портфолио.

ращ.jpg

С собой я привезла работы, напечатала буклет. Комиссия из пятнадцати человек около получаса беседовала с каждым абитуриентом. Когда меня спросили, где я училась, я сказала, что ходила только на подготовительные курсы и то, что у нас в Калининграде нет никакого художественного лицея. Они ответили, что знают. Наверное, это мне помогло. Тут смотрят не только на твои работы, технику исполнения, но и на тебя, на твои взгляды, увлечения. Я люблю водные виды порта: сёрфинг, виндсёрфинг, парусный спорт. Когда я приехала в Гданьск, поняла, что это точно моё место, потому что здесь вода рядом. При поступлении я объяснила, что люблю эту стихию. Я получила за просмотр максимальный балл — сорок из сорока. Теперь я студент.

Учёба, язык и свободное время

Я учусь только первый год, и мы, можно сказать, только ищем себя. Так, как я рисовала раньше, я уже понимаю, что рисовать не буду. Всё меняется, мы пытаемся открывать в себе что-то новое, и преподаватели это поддерживают. Работа строится индивидуально. Я не выбрала академическую школу, например, в Кракове или Санкт-Петербурге, потому что там стоит натюрморт и все его рисуют, а потом сравнивают, кто насколько хорошо его перерисовал. Изначально по профильным предметам, таким как рисунок и живопись, мы работали свободно. 

Каждый выбирал по себе: рисовать модель, натюрморт или что-то ещё. Через полмесяца преподаватели просматривали первые работы и беседовали со студентами, спрашивали, кто что любит, у кого какие хобби, кому что нравится. Затем с каждым студентом выстраивалась программа работы. Я в восторге от этого, потому что мне 32 года — это осознанный возраст, и я точно знаю, чего хочу.

Обучение в Академии проходит на польском. Я учила язык два года перед поступлением. Профессура, студенты разговаривают на английском. Никаких преград в общении нет. Единственное, мне казалось невозможным сдать письменный экзамен на польском языке по истории искусств. Долго держалась за голову, а потом решила подойти к преподавателю и попросить сдать экзамен устно. «А ты можешь по-русски написать», — ответили мне. Те, кому за 50 — 60 лет, знают русский язык, но не так хорошо, чтобы разговаривать на нём. У нас сейчас проходит курс начертательной геометрии, меня преподаватель идентифицировал и некоторые вещи объясняет по-русски. Преград нет, все очень лояльны, отрыты, все меня понимают.

Сессия длится пару недель. Всё зависит от того, насколько часто ты посещаешь занятия, насколько ты увлечён. Если ты ходишь на учёбу каждый день, то нет никаких проблем — всё у тебя получится. Просто показываешь ассистенту и комиссии на зачёте материал, который ты наработал, они смотрят твой результат, а потом ставят оценку. Есть и полноценные экзамены, например, по истории искусств или английскому языку. 

ращ.jpg

Время для своих проектов есть, но совмещать работу с учёбой, конечно, сложно, потому что иногда приходишь с занятий, падаешь и не можешь пошевелиться. Всё, конечно, зависит от того, насколько сильно ты отдаёшься учёбе, а она довольно интенсивная — занятия проходят каждый день. Иногда с восьми утра до четырёх дня. Если говорить о проектах в художественном направлении, то студии для рисунка и живописи открыты с самого утра до вечера. Можно оставаться и работать сколько захочется, консультироваться с ассистентами.

Поддержка студентов, жильё и затраты

Для студентов есть общежитие, но я не успела в него вписаться, мест не так много, набор быстро закрылся. Я снимаю трёхкомнатную квартиру с девчонками, получается чуть дороже, чем общежитие, но больше комфорта. В целом с жильём проблем нет — его много. Стоит оно так же, как в Калининграде, единственное, здесь безумно дорогие коммунальные платежи. Больше всего денег уходит на материалы: краски, холсты, подрамники. Быть художником дело затратное, но в Калининграде художественные материалы стоят дороже в два — три раза. 

Есть поддержка студентов. Я получила стипендию на первый год образования, то есть я за образование не плачу. Так оно стоит около пяти тысяч евро. Местные могут получать социальную стипендию. В последующие года можно получить стипендию ректора за отличную учебу, если ты участвуешь в пленэрах, выставках. Размер этой стипендии я не знаю, но очень надеюсь, что получу её в следующем году, будет немного легче. Учёба для местных: первое и второе высшие бесплатны. О том, что я буду учиться бесплатно, узнала за несколько дней до начала учёбы.

ращ.jpg

Работодатели часто делают запросы в академию: приходит рассылка на почту или появляется информация о вакансиях в общей группе на Facebook*. После студенты сами должны проявить инициативу — всё зависит от желания. Недавно было предложение о работе по росписи стекла с оплатой в районе тысячи евро при полной занятости — для студента это очень хороший вариант. Гранты выигрывают студенты под какие-то свои идеи. Ты можешь стать участником какого-то проекта и получить финансирование. Художники по большей части так и существуют.

Желание остаться в Европе

В Калининграде трудно что-то делать. Несмотря на то, что со своих первых выставок на морские тематики я вообще продала всё работы. Они разошлись по друзьям, знакомым. Для меня сейчас всё же первый год серьёзной адаптации. Я здесь — песчинка в океане. Сначала была паника, что я вообще тут делаю, так тяжело. После поездок по Европе, музеям, галереям страх прошёл и появилось желание действовать, продолжать дальше.

Калининград я люблю, я часто приезжаю в этот город, чтобы повидаться с родственниками. В доме у меня есть студия, летом я планирую в ней поработать. Конечно, я бы хотела зацепиться, укрепиться Европе, на европейском рынке. Польша в этом плане активно развивающаяся страна. Гданьск, Сопот, Гдыня — живут как один мегаполис. Когда у нас была инаугурация учебного года, ректор пригласил всех людей искусства из этих трёх городов: директоров музеев, владельцев галерей, министров культуры, людей из государственного аппарата и частного. В этих трёх городах культура развивается активно, здесь есть куда расти. Естественно, Калининград для меня всегда будет родным городом, но жить и работать я хочу в Европе.

Текст — Анастасия Светогор, фотографии предоставлены собеседником

* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]