О переезде и поступлении
— Из Калининграда я переехал в Москву, чтобы отучиться в Школе фотографии и мультимедиа имени Родченко. Окончив её, я понял, что мне такого образования недостаточно, и решил поступить в Венскую академию искусств. Все мои переезды связаны не с желанием жить в
Процедура поступления во все творческие вузы схожа. На первом этапе ты отправляешь своё портфолио и около месяца ждёшь ответа. Если ты прошел во второй тур, тебя приглашают на очный этап. Три дня ты проводишь в двух огромных залах, где в зависимости от факультета нужно выполнить определённую работу. Я делал скульптуру. В это время по залам ходили преподаватели и общались с абитуриентами, параллельно проходила консультация — сорокаминутное личное интервью с тем преподавателем, к которому ты поступаешь. Последний этап — общее интервью со всеми преподавателями академии. На первом этапе отбор прошли две тысячи человек, на втором — двести, на третьем — около ста, и я был одним из них.
Об учёбе, жилье и работе
— Все занятия, кроме профильного предмета, факультативны. Ты поступаешь на учёбу к определённому художнику и работаешь в реальной мастерской. Единственно обязательный день для посещения — работа в этой мастерской. Всё остальное ты выбираешь сам. Образование в сфере искусства и образование в других сферах — две разные вещи. На художественных специальностях нет определённых критериев оценки, в отличие, например, от технических специальностей или каких-либо других. Мне, как скульптору, необходимо ходить на те занятия, где работают с материалом. Обычно такие предметы популярны, чтобы попасть на них, нужно записаться в лист ожидания. В большинстве мастерских установлен лимит на количество студентов. Одновременно посещать мастерскую может примерно двадцать человек, а записывается сто и больше. Можно проучиться целый год и не попасть туда, куда хотел.
Академия — это не место классического обучения, это коммуникационная площадка между преподавателями и студентами, где никто ничего особенного не требует. Единственное, чтобы получить степень бакалавра или магистра, нужно набрать определённое количество баллов. Продолжительность и интенсивность обучения зависит от того, за какое количество времени ты сможешь это сделать.
Венский вальс: как калининградка уехала в Австрию и осталась там жить
Я никогда в жизни не занимался рисунком и понял, что как скульптору мне пригодятся навыки скетча. Я часто хожу на занятия по рисунку. Преподаватель тебе предоставляет
Есть много теоретических предметов, связанных с теорией искусства. Это может быть постколониальное искусство, гендерное искусство, феминистическое искусство, постюгославское искусство, теория современного искусства, теория живописи. Есть также разные критические семинары, на которых можно в течение полугода разбирать один текст. Это может быть
У каждого предмета есть свои формы отчетности.
Основная задача в том, чтобы ты раскрепостился, нашёл свой стиль. Отчётность в таких занятиях — показать преподавателю всё, что ты нарисовал. Он смотрит, к какой стилистике ты тяготеешь, и никогда не скажет: «О боже, этот человек совсем не похож на того, который приходил к нам».
В одной Вене галерей и художников, которые занимаются современным искусством, в десять или двадцать раз больше, чем во всей России. Это тысячи людей. Все художники хотят попасть в галереи, попытаться продать свои работы, и для этого есть реальные возможности. Я занимаюсь искусством, и все мои заработки связаны с искусством, а это не такая работа, на которую нужно ходить пять дней в неделю с девяти до шести. Все мои заработки связаны либо со съёмками, либо с ассистированием других художников, либо с продажей фотографий.
Учёба позволяет работать, но моя студенческая виза позволяет мне зарабатывать только 350 или 400 евро в месяц. Плюс ко всему официальная работа связана со знанием немецкого языка. Тем, кто планирует переезд, я советую накопить денег хотя бы на первые полгода или найти поддержку. Чтобы в период адаптации не думать вместе со всем остальным, как бы ещё денег заработать.
Живу я сейчас в общем студенческом общежитии. Здесь нет студенческих общежитий, привязанных к конкретному вузу. Я снимаю общежитие только потому, что все документы для поступления я делал в Москве. Переезжая в Австрию, чтобы получить учебную визу, необходимо предоставить контракт о том, что у тебя есть жильё в Австрии на год.
Преград нет: зачем художница из Калининграда учится в Польше
Единственная возможность сделать этот контракт дистанционно — оформить студенческое общежитие. Вообще, это мало похоже на общежитие. Ты живёшь будто в трёхзвёздочной гостинце. Здесь есть бесплатный спортзал, бесплатная коворкинг-зона, уборка два раза в неделю. Правда, за эти же деньги можно снимать комнату в хорошем районе Вены. Здесь довольно популярен формат WG — это жилье, которое группы разных людей снимают вместе. В следующем году планирую пожить так.
Об основных занятиях и связи с Калининградом
— От академии также можно участвовать в общеевропейской программе «Эразмус», по которой все четыре года не учиться в Вене, а ездить на полугодовые стажировки по всему миру. Этим я и хочу заняться в следующем году. Чтобы вписаться в эту программу, нужно быть готовым к переезду и иметь возможность самому себя обеспечивать. Мои основные проекты — это совмещение фотографии и скульптуры. Сейчас я работаю над скульптурами, которые связаны с Веной. У меня есть своя классическая практика создания скульптуры и фотографии, я ей следую и параллельно делаю скульптуры, которые помогают мне протестировать новый материал. Я осмысляю фотографию через призму скульптуры, и всё это перерождается в какую-то коллажную составляющую. Я работаю с найденными материалами, а также с гипсом и металлом, делаю скульптуры, привязанные к определенным местам. Сначала собираю то, что меня привлекает в этих местах, например, в определённых районах Вены, потом делаю из этого скульптуры. Это становится некими памятниками этого места, потом их фотографирую.

Мне важно поддерживать связь с Калининградом. Интересно думать о том, что значит калининградских художественный язык, к каким темам он обращается. Мне интересна тема калининградской мифологии, интересно то, как мы создаём свои мифы про европейский город, как в них играемся. Моя дипломная работа в Школе Родченко была как раз на эту тему.
Я соорудил 13-метровую скульптуру, она была выкопана из янтарного карьера — огромный пустой кристалл, фейк. Эта работа как раз была про желание достать из-под земли то, что нам не принадлежит.
Текст — Анастасия Светогор, фотографии предоставлены собеседником.