«По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик

«По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик «По ту сторону бизнеса»: фоторепортаж с мастерской по созданию творческих фабрик
На минувшей неделе в центре Калининграда в клубе «Репортёр» состоялся двухдневный семинар-workshop с замысловатым названием «Творческие индустрии в публичном пространстве города: новая жизнь индустриальных зон в Калининграде». На самом деле, за этим заголовком скрывались правильные, простые и полезные идеи, которые с успехом реализовывают на благо творческого класса в Финляндии, Литве и даже Питере. Кроме того, в рамках семинара у калининградцев и гостей была возможность познакомиться с ужасами и красотой пустующих промышленных монстров города. Среди тех, кто был вдохновлён идеей новых творческих фабрик на месте ветшающих заводов, оказалась и «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Пустые пятна на карте

Организаторами «воркшопа» стало Агентство поддержки культурных инициатив «Транзит»  и Информационное бюро Совета Министров северных стран в Калининграде. Нестандартное для семинара место уже предполагало необычное по своему формату событие — клуб «Репортёр». Он находится в самом центре Калининграда в здании бывшего завода Судореммашавтоматика, приютившего многочисленные офисы, редакции, типографии и мастерские.

В рамках «воркшопа» была запланирована экскурсия по индустриальной зоне комплекса бывшего завода: огромные заброшенные цеха, длинные коридоры, высокие потолки в нижних этажах здания, вполне привычно для обитателей комплекса, соседствуют с отремонтированными редакциями и офисами, где ежедневно трудятся ювелиры, журналисты, дизайнеры, программисты и архитекторы. 

Главный архитектор Калининграда Олег Купердяев в своём выступлении на семинаре продемонстрировал, сколько ещё больших индустриальных зон занимают пространство в центре становящегося тесным города. Эти зоны планируется выносить за город, создавая на их месте полезные для горожан учреждения. Но, к сожалению, это пока лишь теория, которая в настоящее время совершенно не готова к реализации, в первую очередь, из-за проблем с собственником этих помещений. Городская власть не готова выделять деньги из бюджета на такие сложно осуществимые проекты.

Хотя опыт соседних стран показал, как могут постепенно выводиться из числа промышленных огромные площади в центре города, чтобы на их месте создавались «творческие фабрики» — культурное производство. Там тоже ещё некоторое время назад невозможно было представить, что власть пойдёт на такие шаги. И это произошло только благодаря запросу горожан. Необходим запрос на создание такого творческого производства — инициатива снизу, благодаря которой будет выстроен диалог. Кроме того, в качестве возможных вариантов, при соответствующем желании властей перепрофилировать центр города в некую культурную территорию, были предложены повышенные налоговые ставки на землю для «вредных производств» в черте города. Несправедливо и то, что творческим проектам приходится конкурировать с бизнесом. Ситуацию могла бы спасти модель государственной помощи в виде предоставления займов под льготные проценты, создание коалиции городской власти с частным бизнесом для поддержки творческих проектов.

Творческая промышленность

Например, в Хельсинки уже несколько лет существует культурная фабрика «Корьямо», при создании которой были использованы частные инвестиции. Управляющий директор этой культурной фабрики Микко Ляхдеойа поделился своим непростым опытом с участниками «воркшопа».

«Корьямо» — простой пример того, как группа инициативных лиц превратила старый трамвайный парк в самом центре Хельсинки в многофункциональное пространство. Промышленные помещения реконструировали, и там стало проводиться огромное количество очень разных мероприятий. В «Корьямо» соединились все возможные проявления искусства: театр, музыка, галереи, там проводят круглые столы, а забытый музей трамваев стал принимать по несколько сотен человек в день. Менее популярный некоммерческий сектор фабрики поддерживается за счёт бизнес-проектов: помещения сдают под частные мероприятия, ярмарки дизайнеров, магазины, офисы, бары и кафетерии. Правда, руководство тщательно отсматривает контет всех мероприятий, проводящихся на территории «фабрики». Это стало возможным благодаря заинтересованности города в развитии его культуры. «Корьямо» теперь воспринимается в качестве значимого городского объекта: снимать офис на территории фабрики стало престижным среди финских дизайнеров, а на сцену комплекса выходят как модные диджеи, так и знаменитый танцовщик балета Михаил Барышников.

В Клайпеде на территории заброшенной табачной фабрики не без труда реализуется подобный проект, собравший под своей крышей местных художников, фотографов и музыкантов, несмотря на то, что амбициозной и творческой молодёжи в этом городе становится всё меньше. В Вильнюсе же инициативные группы заинтересованы превращать выключенные из городской жизни объекты в публичные пространства, любимые горожанами. В разных точках  Вильнюса в течение года создаются интересные перформансы и флешмобы, которые заставляют обычных людей, двигающихся по своему рутинному ежедневному маршруту, включиться в какой-то степени культурную жизнь города.

Не далеко ушли и питерцы: нескольким очень настойчивым представителям питерской творческой тусовки удалось за небольшую аренду получить особняк в самом центре Санкт-Петербурга. Достаточно быстро они превратили его в имиджевое место, где реализуются немассовые и нестандартные проекты, сдаются офисные помещения, есть хостел, винтажный секонд-хенд, веломастерская, репетиционные базы музыкантов, co-working пространство и уличное кафе.

В ожидании «Красного октября»

Калининградцам, выслушивающим эти, на первый взгляд, утопичные истории о существовании творчества, становилось несколько грустно: «Да у нас же ничего и нет, никому ничего не надо» — подумал про себя чуть ли не каждый, пока не вспомнил, что в малых формах, вопреки существующей обстановке, без всякой поддержки, у нас выживает уже много лет творческая мастерская «Альтернатива» под руководством Сергея Любкина, который даёт возможность молодым художникам и музыкантам выставлять там фотографии и картины, работать и играть музыку. Вспомнили «Квартиру», созданную арт-директором «Зари» Артёмом Рыжковым, где любой желающий может устроить дискуссию, посмотреть фильм или провести мастер-класс. Включился недавно в культурное пространство и клуб «Репортёр». Кроме того, художники превращают в мастерские собственное жильё, музыканты репетируют в подвальных помещениях и полулегально арендуют пространства в различных муниципальных учреждениях. Жизнь в городе есть, но, как оказалось, есть и пространства, которые могли бы принять чуть ли не всех занимающихся творчеством калининградцев.

Конечно, заводские помещения Судореммашавтоматики не превратить в московский «Красный октябрь» с его телеканалом «Дождь»*, выставочными площадями, клубом «Dome», фотоцентром имени «Братьев Люмьер» и баром «Продукты». Но в городе оказалось пугающе много пустующих огромных промышленных комплексов, посмотреть на которые в дождливый день вывезли всех участников «воркшопа». Первой точкой в этой нестандартной экскурсии стало здание элеватора в калининградском порту. Там на чердаке уже ютятся ювелиры и художники. Нижние помещения уникального здания занимают склады, а остальная часть ветшает.

Дальше было немецкое огромное здание пивоварни «Понарт», что разваливается на глазах у всех проезжающих мимо кинотеатра «Родина». Удалённость от центра здесь компенсируется прекрасным транспортным сообщением, а масштабы заколоченного завода впечатляют. Дальнейшая судьба этого городского пространства так и не понятна… Снесут и построят очередной торговый центр или элитную многоэтажку? Это похоже на реальность, в которой сейчас существует наш город.

Здания завода, располагающегося недалеко от Преголи за «Дарфи-клубом», пожалуй, имели самый впечатляющий вид: огромные незаколоченные помещения, залитые водой и засыпанные кислотного цвета красками целиком заставили погрузится в пространтсво «зоны» из «Сталкера», снятого по роману братьев Стругацких. Удушающий запах мясо-колбасного производства, доносящийся с соседствующего завода, правда, возвращал в реальность.

Город неожиданно оказался полон ветшающих и никому не нужных исполинов, главенствует над которыми, конечно, Дом Советов. Кому принадлежат сейчас эти территории, сказать сложно, но можно, в худшем случае они поделены между несколькими собственниками. Но можно ли надеяться, что городская власть разделит идеи, появившиеся у участников семинара, если последние обратятся с конкретными предложениями и инициативой? Уж слишком «длинные деньги» там заложены, к которым все в нашей изменчивой реальности относятся без доверия.

Текст, фото — Александра Марченко

* Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь — Организация внесена Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]