Параллельный Рим: как взять и поехать из Калининграда в столицу Италии в несезон

Все новости по теме: Туризм

Руины Колизея как главная городская достопримечательность, остатки древнеримских форумов, бесчисленные экспонаты музеев Ватикана, столь же бесчисленные кофейни, модные магазины и толпы туристов — Рим кружит головы любителей истории, вдохновляет ценителей искусства, заставляет тратить, оставляя смешанное чувство восхищения, удовлетворения и усталости. В конце октября российский низкобюджетный перевозчик, авиакомпания «Победа», запустил в столицу Италии регулярные рейсы из Калининграда, и добираться туда стало значительно проще.

В отличие от европейцев, россияне привыкают к авиалоукостерам неохотно. Жесткие нормы провоза бесплатной ручной клади (как правило, рюкзак средних размеров), дополнительная плата за багаж, неоткидываемые спинки кресел на борту самолета и самостоятельная онлайн-регистрация до сих пор становятся неожиданностью для многих пассажиров. Зато — низкие цены на перелеты. В случае с рейсами «Победы» во время распродаж они стартуют от 499 рублей за билет в одну сторону. Но и «регулярную» цену в 1500–2400 рублей за перелет длительностью 2 часа 40 минут сложно назвать высокой — вполне сопоставимо с ценами европейских Ryanair и Wizzair, летающих в Рим из Варшавы. Багаж — 777 рублей за десятикилограммовую сумку — обойдется даже дешевле, чем у европейских компаний, а напоминаний о бесплатной онлайн-регистрации на почте будет столько, что их надоест игнорировать (правда, в работе сайта случаются сбои, а стоимость платной регистрации в аэропорту — 25 евро).

Вопреки ожиданиям, самолет из Калининграда оказывается практически полным — в Рим летят не столько калининградцы, сколько транзитные пассажиры из Москвы, желающие сэкономить на авиабилетах. Несколько часов ожидания в «Храброво» для некоторых — отдельное приключение. Отмечают вежливость сотрудников аэропорта и интересуются, когда лучше приезжать, чтобы посмотреть Калининград. На борту бесплатно предложат воду — роскошь по сравнению с европейскими лоукостерами, — и запретят пересаживаться с автоматических назначенных мест — за возможность сидеть друг рядом с другом тоже нужно платить.

Рейсы «Победы» прилетают в Фьюмичино — крупнейший аэропорт Италии с ожидаемо длинной очередью на паспортный контроль, но она, тем не менее, отнимает сравнительно немного времени. Добраться отсюда до города можно несколькими способами. Самый комфортный — Leonardo Express, скоростной поезд, соединяющий аэропорт с вокзалом Термини, отправляется каждые полчаса. Стоимость проезда — 14 евро в одну сторону, время в пути — 30 минут. Самый дешевый и популярный — автобусы Terravision: 5,8 евро в один конец, 9 — за билеты туда и обратно и примерно час в пути до вокзала.

Окрестности Термини, как и любая привокзальная площадь в любом другом городе мира, — место не самое вдохновляющее. Да и автобусы подъезжают к вокзалу совсем не с парадной стороны: поневоле становишься свидетелем повседневной жизни римских бездомных. Вот один мужчина стрижет другого. Пока автобус стоит на светофоре, парикмахер заканчивает свое дело и протягивает клиенту зеркало. Тот бросает на себя взгляд, хмурится и закуривает. Автобус трогается дальше.

   

Римское всё наступает довольно скоро: в двух кварталах к западу от Термини расположена Санта-Мария—Маджоре — одна из четырех папских базилик Вечного города, выстроенная в раннехристианском стиле и знаменитая своими мозаиками V века с ветхозаветными сюжетами. Привлекает внимание и деревянный потолок, для позолоты которого, по легенде, было использовано золото из первой партии, привезенной из Нового Света. В высокий сезон перед базиликой всегда очередь из туристов и паломников, но в декабре почти пусто. К северу от вокзала находятся поражающие своим масштабом остатки терм Диоклетиана (305 год н. э.), центральную часть которых Микеланджело в XVI веке придумал превратить в храм. Стоит зайти для того, чтобы оценить масштабы развалин.

Период с ноября по март — низкий сезон. Туристов в это время года в Риме относительно мало, и даже очередь в кассы музеев Ватикана редеет настолько, что брать билеты заранее в интернете, переплачивая несколько евро, становится делом необязательным. Фонтан Треви можно рассмотреть, не выпрыгивая из-за многочисленных спин и не расталкивая желающих бросить монетку локтями, площадь перед капитолийскими дворцами пустеет уже к 7 часам вечера, и только на площади Навона и перед Пантеоном по-прежнему многолюдно. Но стоит отойти чуть в сторону, к Санта-Марии-сопра-Минерве — и вновь окажешься практически в одиночестве.

Построенный в 126 году н. э. Пантеон — самый античный из храмов Рима, интерьер которого, как считается, c тех пор мало изменился. Его главный элемент — огромный кессонированный потолок-купол, представляющий собой идеальную полусферу, с 9-метровым отверстием в центре — единственным, через которое в Пантеон проникает столб света (зрелище в солнечный день само по себе впечатляющее). В 2017-м власти Рима и церковь договорились сделать вход в храм платным, но, как и многое другое в Италии, официальное решение оказалось не слишком обязательным к исполнению, и пока туристы ходят вовнутрь просто так.

1051.jpg

Вообще церкви Рима — отнюдь не факультативны для посещения любителями музейных ценностей и живописи. В той же Санта-Марии-сопра-Минерве, фасад которой сам по себе малопримечателен (и если б не скульптура слона, на спину которого Бернини водрузил обломок египетского обелиска — вы бы наверняка прошли мимо), можно найти подпирающую алтарную часть статую Христа с крестом работы Микеланджело. А в Сан-Луиджи-деи-Франчезе, спрятанной от толпы за площадью Навона — три полотна Караваджо сразу. «Призвание апостола Матфея», «Мученичество апостола Матфея» и «Апостол Матфей с ангелом» стали первыми работами, выполненными художником по заказу церкви, и принесли ему огромную славу.

При этом, в отличие от музеев, вход в церкви свободный. Но за то, чтобы увидеть самые яркие из полотен и фресок, предприимчивые священнослужители придумали взимать небольшую плату — за свет. Одного евро хватает примерно на три минуты — достаточно для того, чтобы открыть от изумления рот, но крайне мало, чтобы рассмотреть полотна в деталях. Желающие бросить монетку в монетоприемник, впрочем, находятся почти всегда — нужно только немного подождать. Еще один секрет заключается в том, что каждая церковь работает по своему собственному графику, которые иногда разительно отличаются друг от друга, и. если хочется, к примеру, увидеть мозаики Рафаэля в Санта-Марии-дель-Пополо (Караваджо там тоже есть), часы работы лучше заранее выписать на отдельный листок.


Другая религия римлян — футбол. В городе две команды — «Рома» и «Лацио», — делящие между собой Олимпийский стадион, расположенный на одной из северных окраин города. Как многие стадионы в Италии, он старый, с кольцом беговых дорожек, отделяющих поле от трибун, но смотреть футбол, если взять место повыше, более или менее комфортно. А вот добираться до арены — не очень. Расстояние между ближайшей станцией метро и стадионом — около трех километров, специальных автобусов нет, а проезд в городском транспорте, под завязку набитом болельщиками, рискует превратиться в пытку, продолжительность которой определяется исключительно плотностью вечерних римских пробок — дороги в дни матчей тут тоже никто не перекрывает. После игры часть болельщиков преодолевает эти три километра почти бегом — некоторые станции римского метро закрывается на вход уже в 23:30.

«Рома» в этом году играла в Лиге чемпионов в одной группе с мадридским «Реалом», московским «ЦСКА» и чешской «Викторией». Билеты свободно продаются на сайте клуба, но для того, чтобы попасть на стадион, обязательно нужно захватить с собой документ, удостоверяющий личность. В остальном все стандартно, с той лишь разницей, что вместо семечек и хот-догов на Олимпийском стадионе предлагают пиццу и сушеный арахис.

1111.jpg

Зачем ехать в Рим, каждый решает самостоятельно. Но даже если особенной цели нет, город вполне способен подсказать её сам. Штудировать путеводители, выписывая нужные адреса и составляя почасовой план, для этого необязательно. Достаточно просто выбрать себе местечко по душе в окрестностях любой из римских площадей (на худой конец сгодятся какие-нибудь ступени), присесть, оглядеться по сторонам — и почувствовать себя его частью хотя бы ненадолго.

Текст, фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]