Пешеход доминирует: Музей Мирового океана решил построить мост-музей

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Все новости по теме: Городской облик

Музей Мирового океана объявил конкурс на концепцию по реновации железнодорожного моста. Этот объект уже давно не функционирует, но учреждение имеет на него серьёзные планы. «Афиша Нового Калининграда» 5 марта побывала на пресс-конференции, посвященной восстановлению старинного моста, и теперь рассказывает, как и когда сооружение планируется превратить в новый музейный объект.

Что это вообще за мост?

Рядом с кораблями Музея Мирового океана можно увидеть опоры старого железнодорожного моста. Он был построен в 1860-х и стал первым поворотным мостом в Кёнигсберге. Позже рядом с ним возник целый железнодорожный узел: товар из портовых складов перегружался в вагоны и отправлялся дальше по назначению. После постройки в 1926 году двухъярусного моста объект утратил своё значение. Вторую мировую войну мост пережил без потерь. Своего центрального пролёта он лишился в мирное время — в 1995 году. Тогда областные власти решили временно снять пролёт для прохода к спорткомплексу «Юность» военных кораблей и парусников, принимавших участие в праздновании 300-летия Российского флота. С тех пор средняя часть моста так и лежит на его северном береговом пролёте.

Долгое время железнодорожный мост принадлежал ОАО «Российские железные дороги», но в 2014 году компания передала объект Музею Мирового океана. Инициатором сделки стал сам музей. «Мы переживали, что мост будет уничтожен, поэтому около 15 лет назад обратились в Политехнический музей с просьбой дать оценку этому мосту и определить его важность и ценность», — вспоминает глава ММО Светлана Сивкова. Экспертный совет постановил, что мост, описанный в журналах середины XIX века как уникальное техническое сооружение, является вновь выявленным объектом культурного наследия. Ещё одна собственная экспертиза десятилетней давности показала, что износ моста составляет всего 5%. Тогда руководство музея решило, что в городе практически нет небольших пешеходных мостов и восстановить таковой — дело хорошее, важное и экономически выгодное. Музей Мирового океана обратился к президенту компании «Российский железные дороги» Владимиру Якунину с просьбой о передаче моста. Через несколько лет первый железнодорожный мост Кёнигсберга официально стал частью музея. При этом Министерство культуры отказалось содержать новый объект, и ММО взял заботу о нём на себя и свои внебюджетные средства (попросту говоря, доходы от продажи билетов).

Что планируется сделать на месте моста?

В начале марта стартовал открытый международный конкурс на концепцию по реновации железнодорожного моста. Потенциальные участники должны придумать, как преобразовать мост — сделать там музей, обустроить общественное пространство, быть может, кафе. Светлана Сивкова отмечает, что будущий мост обязательно должен быть разводным и пешеходным. Также концепция должна предполагать музейные и образовательные функции нового объекта. По словам советника губернатора Калининградской области Вячеслава Генне, он, как член жюри конкурса, будет обращать внимание ещё и на реалистичность идей.

Кому и зачем принимать участие в этом конкурсе?

Подать заявку могут архитектурные компании, практикующие архитекторы, дизайнеры и студенты профильных вузов. Иностранные участники допускаются к конкурсу на тех же условиях, что и граждане России.

Организаторы надеются, что, несмотря на небольшой призовой фонд в 300 тысяч рублей, заявки поступят и от авторитетных архитекторов. «Зачастую [участников] интересует не призовой фонд, а сама идея, возможность предложить что-то, — уверен Вячеслав Генне. — Для каждого архитектора, дизайнера это значимая отметка в портфолио».

Так, по словам Генне, на один из конкурсов по Королевской горе зарегистрировалась автор Национального музея искусств XXI века в Риме и Центра Гейдара Алиева в Баку — архитектор Заха Хадид. Правда, позже она сняла свою кандидатуру из-за условий конкурса, предполагавших, что собственником авторских прав на её работу станет бюро «Сердце города».

_NEV7727.jpg

Кто и когда определит победителя конкурса?

Оценивать заявки конкурсантов будет международное жюри. В его составе — уже упомянутые Светлана Сивкова и Вячеслав Генне, австрийский архитектор Армин Данешгар, член Российской академии архитектуры и строительных наук Сергей Гнедовский, член Международной академии архитектуры Ирина Коробьина, нидерландский архитектор Рене ван Зуук, главный архитектор московского бюро «Остоженка» Александр Скокан, председатель Калининградского отделения Союза архитекторов России Петр Черненко и президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. Итоги конкурса планируется озвучить 8 июня.

А кто заплатит за строительство моста-музея?

Стоимость строительства пока неизвестна. Она зависит от того, какая идея победит на конкурсе. В любом случае средства на реализацию проекта потребуются немалые. Музей честно признаётся, что таких денег у него нет. Заработанного на билетах хватает на ремонт музейных объектов, благоустройство территории, но уж точно не на строительство новых сооружений. «Я думаю, город и область заинтересованы в восстановлении этого моста, несмотря на то, что он находится на балансе Музея Мирового океана, — совсем не тонко намекнула Светлана Сивкова. — Мы готовы поделиться им после того, как пройдёт конкурс, лишь бы он был восстановлен. Нам бы, конечно, хотелось сделать это как можно скорее».

Зачем всё это?

Музей Мирового океана рассчитывает, что восстановление железнодорожного моста значительно упростит логистику между важными туристическими точками на карте Калининграда — самим музеем, Фридрихсбургскими воротами, будущей «Янтарной мануфактурой» на улице Портовой и бывшей биржей. К тому же рядом планируется построить ещё один мост — от острова Канта к гостинице Holiday Inn. Всё это, как отметил Вячеслав Генне, позволит преобразовать исторический район в комфортное музейное пространство, где «доминируют пешеход, велосипедист и турист».

«Всякий город живёт рекой, и этот город строился у реки, и Петербург строился у реки. И всё, что находится у реки — это самое-самое. Хотелось бы, чтобы мы видели здесь красивые многофункциональные строения, чтобы это был наш культурный центр. Пока что мы видим большой рынок, — отметила Светлана Сивкова, имея в виду сельскохозяйственную ярмарку на Портовой. — Наши Фридрихсбургские ворота и рынок — это несочетаемые вещи. Мне кажется, самим же людям, горожанам, неудобно туда приезжать. Мне кажется, рынок должен быть оттуда вынесен, а левый, и правый берег реки — приведены в порядок».

Построить мост музей намерен к празднованию 300-летия Иммануила Канта в 2024 году. Отсутствие средств сотрудников ММО не смущает. Как призналась Светлана Сивкова, в 2012 году, когда был объявлен конкурс на концепцию «Планеты Океан», у музея тоже не было никаких денег. И вот прошло 7 лет — и строительство корпуса-шара подходит к концу.

_NEV7745.jpg

Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»



Комментарии

prealoader
prealoader