Кто такие миннезингеры: как кёнигсбержцы находят осколки прошлого в Калининграде

Дорелизе Путцар. Фото — Ирина Олейник (пресс-служба Калининградского зоопарка)
Дорелизе Путцар. Фото — Ирина Олейник (пресс-служба Калининградского зоопарка)

В понедельник, 12 августа, Калининградский зоопарк посетила бывшая жительница Кёнигсберга Дорелизе Путцар. Здесь установлена одна из работ её отца, скульптора Георга Фуга — памятник странствующему рыцарю-миннезингеру Вальтеру фон дер Фогельвейде. А благодаря другой, более знакомой горожанам скульптуре Фуга здание 1929 года постройки на Московском проспекте получило прозвище «дом с оленем». По просьбе «Нового Калининграда» журналист и переводчик Светлана Колбанева записала воспоминания гостьи и постаралась разобраться в истории установленного в зоосаду памятника.

«Я — часть этой земли, внутри меня живёт солнце моей родины», — так поэтично говорит о себе уроженка Кёнигсберга Дорелизе Путцар. Она родилась 22 февраля 1929 года в семье известного скульптора Георга Фуга. Наиболее известны из его работ две: скульптура тракененского коня в натуральную величину, установленная в Восточно-Прусском земельном музее в Люнебурге, и памятник крупнейшему немецкому миннезингеру (так называли немецких и австрийских средневековых поэтов-музыкантов преимущественно из рыцарского сословия — прим. «Нового Калининграда») Вальтеру фон дер Фогельвейде, который украшает сейчас главную аллею Калининградского зоопарка.

Конечно, момент создания скульптуры Дорелизе Путцар помнить не может, она была тогда слишком мала. Но знает, как появился этот заказ: «Отец обожал петь, был увлечённым певцом-любителем. В 1930 году Восточно-Прусский певческий союз решил поставить памятник в честь величайшего поэта раннего средневековья, странствующего рыцаря-миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде. Когда отцу поручили выполнение заказа, он тщательно выбирал камень. Решил, что это должен быть гранит красного оттенка, более живого, чем обычный серый. Каменный блок привезли из немецкого города Мейсена».

Памятник был установлен рядом с «Общественным домом» в Кёнигсбергском Тиргартене, в этом здании часто проходили концерты певческих объединений. Тут он и стоял до конца войны. Дорелизе вспоминает, что детьми их водили в зоопарк, правда, малышне гораздо больше нравились живые его обитатели — медведи и обезьяны.

Памятник миннезингеру благополучно пережил штурм Кёнигсберга и боевые действия на территории зоопарка в апреле 1945 года. После войны довольно долгое время скульптура находилась в зоопарке. По сведениям, предоставленным отделом просвещения Калининградского зоопарка, памятник располагался на главной аллее и даже был правильно атрибутирован — в 60-е годы ХХ века под скульптурой появился постамент с надписью «Вальтер фон дер Фогельвейде, 1170 — 1230 годы. Австрийский поэт — миннезингер создал много песен, связанных с традициями народного творчества, в политических стихотворениях и кратких изречениях вёл борьбу против господ»

В 80-х годов Вальтер фон дер Фогельвейде был вывезен из зоопарка во внутренний дворик Калининградского государственного университета, оттуда в 1991 году работу переместили в Парк скульптур на острове Канта. Но в 1992 году миннезингеру кто-то отбил нос. Во избежание больших потерь его вновь укрыли во внутреннем дворике Калининградского государственного университета.


Переговоры с руководством БФУ им. И. Канта о возвращении изваяния в Калининградский зоопарк с переменным успехом шли с 2005 года. В 2016 году просьба была услышана: в честь 120-летия со дня основания Калининградского (Кёнигсбергского) зоопарка университет вернул скульптуру Вальтера фон дер Фогельвейде зоопарку. Была специально расчищена площадка возле здания администрации рядом с вольером слонов, часть её вымощена брусчаткой, установлены скамьи для отдыха. Об истории памятника и о фигуре, которую он представляет, рассказывает информационный стенд.

Дорелизе Путцар приехала в Калининград в 2017-м, на следующий год после торжественного открытия памятника, с большой группой туристов. Зато в 2019 году она пришла в зоопарк сама. По её словам, «хотела встретиться с работой отца, побыть с ней наедине и прогуляться по зоопарку — спокойно, не спеша».

Так и случилось. Несмотря на свои 90 лет, уроженка Кёнигсберга обладает ясным умом, памятью и недюжинной энергией. Отмахнувшись от провожатых, она с удовольствием несколько часов погуляла по зоопарку, отлично ориентируясь в его топографии, не особо изменившейся с кёнигсбергских времён.

Ей понравилось всё: и читальный павильон, восстановленный по фотографиям 30-х годов, и новый жилец зоопарка — муравьед! Увидев возле медвежатника группу школьников со скетчбуками и карандашами в руках, госпожа Путцар вспомнила, что отец часто ходил в зоосад «на эскизы» — Георг Фуг прославился прежде всего как скульптор-анималист. Правда, из-за отказа в 1933 году вступить в правящую тогда партию НСДАП талантливый художник стал получать всё меньше государственных и муниципальных заказов, оказался вытеснен из публичной культурной жизни. Помогли друзья, которые начали активно заказывать ему портреты. Например, госпожа Путцар вспомнила, что отец выполнил портреты семейного детского врача и его детей, оплатив таким образом визиты доктора к своим детям.

Доводилось ли ей бывать в мастерской, присутствовать при работе? На этот вопрос Дорелизе отвечает так: во-первых, своего ателье у Георга Фуга в Кёнигсберге так и не случилось, хотя он всегда о нём мечтал. Приходилось работать дома либо заказчики предоставляли мастеру помещение для работы прямо у себя. Зато, во-вторых, одно из ярких детских воспоминаний дочери скульптора — как папа рисовал её одну или с братом, играющими, сидящими за столом с книгой, просто позирующими. Получился целый альбом карандашных набросков, который детям же и отдали для раскрашивания.

Ещё одно детское воспоминание: угощения к Рождеству, которые пекли во всех кенигсбергских семьях, в семье Фугов получались уникальными. Мама раскатывала тесто для пряников, а отец с помощью острого ножа без всяких шаблонов и форм вырезал фигурки диковинных зверей. После выпечки детям позволялось украсить пряники глазурью и кондитерской крошкой.

На вопрос о том, какие ещё произведения Георга Фуга могли сохраниться после войны, Дорелизе Путцар ответить не смогла. Конечно, известен «Ревущий олень» над центральным входом на фасаде дома на Московском проспекте. Однако многие работы, особенно изразцовые печи (оставшись без постоянных творческих заказов, скульптор переквалифицировался в печника), вполне могли сохраниться на территории нынешней Польши. В имении одного знатного рода Фуг не просто выполнил печи, но и изобразил на облицовочных плитках всю историю знатного рода заказчика.


Сейчас в зоопарке активно исследуют историю различных его объектов. Дорелизе показали антикварную фотооткрытку, напечатанную в кёнигсбергском фотоателье Рембрандта. Открытка датирована 1941-м годом, на ней изображён памятник Фогельвейде, а на обратной стороне недвусмысленно сказано, что памятник миннезингеру был открыт 7 июня 1931 года. Другие же источники утверждают, что первое освящение монумента состоялось всё-таки годом раньше. Возможно, семейные архивы дочери скульптора помогут установить истину.

Изучения требует и биография Георга Фуга. Возможно, в Калининграде и области найдутся и другие оригиналы его работ. Сегодня любая сохранившаяся историческая деталь, любой артефакт обладает невероятной ценностью. Как говорит сама Светлана Соколова, «теперь это наша земля, и нам теперь нужно хранить и беречь её многовековую культуру, а для этого её нужно знать».

Текст, фото — Светлана Колбанева

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]