Проверка слухом: музыка, которую вы вряд ли купите, но захотите послушать

Вслед за обзором главных, по мнению редакции, музыкальных релизов уходящего лета, «Афиша Нового Калининграда.Ru» публикует подборку малоизвестных, а также слегка подзабытых пластинок, которые, тем не менее, способны не только вызвать желание стереть пыль с полки и хранящихся на ней компакт-дисков, но и — чем черт не шутит — пополнить свою музыкальную коллекцию.

Tindersticks. Tindersticks (II)
1995/London/Polygram

Отправив своим первым альбомом на пенсию Ника Кейва и прочих героев мрачного романтизма 80-х, Tindersticks не просто выдержали испытание вторым диском. Они довели до совершенства баланс между элегантными аранжировками, свежими мелодиями, вежливо используемым томным баритоном с одной стороны и психоделическими акварелями, окутывающими хищные повадки песен — с другой. Причем речь здесь не о противопоставлении вежливости и мощи и даже не об их взаимодействии. Они заняты взаимопроникновением, не лишенным эротизма. Пожалуй, стоит отметить, что в начале творческого пути у Стюарта Стейплса и компании было чуть больше юмора и самоиронии, которые тонировали пусть и сдержанный, но пафос находчивых струнных аранжировок. Единственной проблемой этого альбома стало то, что следующая работа оказалась шедевром.

www.tindersticks.co.uk



Wildcookie. Cookie Dough
2011/Tru Toughts

«Heroine made my favorite jazz» — такая вот «трогательная» лирика сопровождает приджазованный трип, не забывающий спотыкаться после такта. Ответственные за симпатичный синтез хип-хоповых ритмических построений, тонко чувствующего смену темпа соул-вокала и сдержанной «крутости» ди-джейских примочек — Freddie Ctruger (aka Red Astere) и Anthony Mills. Хоть стихи и пытаются напомнить о джазовых кумирах 40–50 гг. прошлого столетия, но общее настроение пластинки скорее отсылает к стихам Жана Кокто, чем к дуделкам Майлса Дэвиса. Правда, есть на диске и более бодрые песенки, вроде «On the road» — когда существительное «грув» вместе с вашими бедрами норовит стать глаголом.

www.tru-thoughts.co.uk/artists/wildcookie



Shawn Lee. Sing A Song
2010/Ubiquity

Винтажная музыка и культ аналоговых синтезаторов. Обаятельная кинематографичная легкость в настроении умудряется не дружить с фоновостью и вообще обращает на себя внимание, как проходящая мимо красивая девушка, которая уж точно тебе ничего не должна. При этом сочность некоторых песен аж зашкаливает («Older»). Мне же более других приглянулся раздолбайский фанк «Lucy». Кстати, забыл сказать, как искренне заявлено в названии, это — одна из немногих пластинок в довольно обширной дискографии Шона, на которой поют. И поют на редкость удачно. Тембр Пола Фрайера в заключительной композиции невероятно похож на Брэндана Пери из Dead Can Dance. Правда, сама вещица кажется здесь лишней.

www.shawnlee.net



Sixteen Horsepower. Folklore
2002/Jet Set

Как если бы Joy Division играли кантри! Последний студийный альбом, пожалуй, самых настоящих героев Alt Country составлен из фольклора разных народов, обрамленного готической атмосферой. Преобладает, конечно, американское нафталиновое наследство, но есть песни и венгерские, и польские. Впрочем, исходный материал не так уж важен. Интерпретация — вот что отказываешься признавать правдой. Упомянутая выше готическая паутина или упругие пост-панковские партии бас-гитары, сдавливающие чистый голос банджо — все это лишь интерьер. Невероятно, как ребята умудряются наполнить эти песни такой настоящей болью, что каждая история заполняется уже личным переживанием слушателя. Как бы кощунственно это не прозвучало, но даже «Sinnerman» исполнена более проникновенно, чем у Нины Симон. Американскую культуру — ту самую, которой у них нет — начинаешь уважать и… понимать.

www.16horsepower.net



Enrico Rava. Rava On the Dance Floor
2012/ECM

Пожилой итальянский трубач играет песни Майкла Джексона! И альбом выходит на высоколобом лейбле, с десятилетиями завоеванной репутацией! Ежели не обращать внимания на сопутствующие мероприятию дрязги, то по поводу самой музыки я бы выразился так: неожиданно великолепно. Что Рава, что Джексон — меня эти парни не сильно волновали. Я даже думаю, что до смерти короля поп-музыки и Энрико-то о нем знал мало. Итак, диск записан живьем на концерте в Риме в сопровождении Parco della Musica Jazz Lab. За аранжировки ответственность несет тромбонист/тубаист (!!!) Мауро Аттолили — это точно попадание в десятку. Кстати, главный супер-хит «Thriller» начинается с осторожного монолога тромбона. Наверное, в самой роскошной вещице на пластинке — «The Don’t Care About Us» — вступление настораживает вкрадчивостью духовых, затем тема вдруг сваливается в регги-ритм, изящно пронизывается сопровождением трубы, апогеем же становится безудержное соло тенор-саксофона (Dan Kinzelman). Порой кажется, что бросаемая то и дело в бой вся мощь оркестра избыточна. Но такая блажь быстро проходит, когда песня поворачивается к тебе узнаваемой стороной. Любопытно еще вот что: в целом музыка довольно далеко ушла от оригиналов, но всплывающее почти за каждым углом деликатное внимание к деталям удивляет уважительностью к автору песен.

www.enricorava.com


Текст — Николай ВАРНАВСКИЙ, иллюстрации с официальных сайтов исполнителей и рекорд-лейблов

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]