«Коллективная молитва»: кто убирает руины кирх в регионе и что об этом думает РПЦ

Василий Плитин. Фото: Анна Гребер
Василий Плитин. Фото: Анна Гребер

До войны на севере Восточной Пруссии — сегодняшней Калининградской области — находились более 200 кирх. Вторая мировая превратила в руины половину из них. Многие разрушились уже в мирное время и продолжают разрушаться до сих пор. Около года назад калининградский повар Василий Плитин организовал волонтёрское движение ostpreussen_fans. Его участники регулярно расчищают развалины, приводят в порядок территорию вокруг них и мечтают преобразовать руины в благоустроенные достопримечательности. «Новый Калининград» рассказывает об инициативе, привлекающей всё большее число людей.

В посёлке Владимирово, бывшем Тарау, стоит лютеранская кирха Святой Катарины. Её построили в XIV веке, она пережила две мировые войны, но разрушаться начала только в советское время. Здесь разобрали орган, сняли колокола, прорубили ворота в одной из стен, приспособив здание под склад химических удобрений. Спустя годы рухнула крыша, и склад перевели в другое место, а кирху забросили, пишут Анатолий Бахтин и Герхард Долизен в книге «Забытая культура: кирхи на севере Восточной Пруссии». В семи километрах от Тарау — посёлок Партизанское. Там родился и вырос Василий Плитин. Он часто бывал в Владимирово и видел, как медленно и неизбежно ветшает храм Святой Катарины. Тем временем в соседнем Зеленополье зарастали бурьяном развалины кирхи Борхерсдорфа, попавшей под артиллерийский обстрел во времена Второй мировой войны, а местные и туристы старательно превращали их в мусорную свалку и отхожее место. В общем, происходило всё то же, что и с большинством немецких руин в Калининградской области. «Всё это происходило у меня на глазах. Я грустил, возмущался, ругался внутри себя, а потом решил время от времени прибирать территорию у разных кирх с друзьями и знакомыми. Это были не субботники, а что-то вроде „Пойдём посмотрим на руины, заодно полезное дело сделаем“, — вспоминает Плитин. — Собирались буквально по два-три человека, максимум по пять, но это не могло продолжаться вечно — у всех свои заботы».

_U2A8805.jpg

«Давай, государство, делай так, чтобы труп воскрес!»

Весной прошлого года Василий Плитин решил организовать субботник с помощью краеведческого музея посёлка Владимирово, который присматривает за кирхой Тарау. Собственник памятника — Русская православная церковь — дала добро на работу, музей подключил местную администрацию, администрация — отдел ЖКХ. В итоге на субботник приехали несколько десятков человек. «Мы вместе очень круто убрали территорию, и тогда я понял, что мне не нужно постоянно напрягать знакомых, которые не „болеют“ кирхами, а важно найти заинтересованных людей. Тогда мы сможем привести в порядок не одни руины, а множество. И это действительно оказалось так. Сейчас мы делаем афишу, приезжают 50 незнакомых людей, но мы все на одной волне, и за пару часов делаем больше, чем было сделано за последние 30 лет, — рассказывает молодой человек. — В самом существовании руин я не вижу ничего плохого. Вся Римская империя, Древняя Греция — руины, но ничего, ими восхищается весь мир. Наши кирхи строил Тевтонский орден, это такие же важные памятники, несущие следы эпохи».

Появление таких руин — закономерный результат, убеждён Плитин. По его словам, кирхи потеряли саму основу своего существования. Если в Восточной Пруссии около 70 процентов населения жили в сельской местности, а 30 — в городах, то сегодня деревня умирает. «Люди живут и работают в Калининграде. по выходным, возможно, едут в область, делают фото руин для «Инстаграма»*, и плачутся, что кирхи не восстанавливают. Они видят красивые картинки довоенной Пруссии, женщин в передничках, узкоколейные железные дороги, и очень эмоционально воспринимают всё это, но вы поживите в условном Перевалово или Дворкино, надолго вы там задержитесь? Для кого восстанавливать все кирхи? Пора принять, что это невозможно.

Многомиллионное восстановление кирхи в депрессивном поселке, где ничего нет, газа нет, туалеты на улице — это же пир во время чумы. Все кирхи не восстановишь, но мы можем сделать руины самодостаточными памятниками: выкосить и выровнять территорию вокруг, убрать мусор, укрепить стены. Выступая за восстановление кирх и замков, мы, грубо говоря, стоим у могилы и говорим: «Давай, государство, делай так, чтобы труп воскрес! Это невозможно, но я буду убирать эти могилы, приводить их в порядок и не допущу их превращения в помойку. А идеальных решений не будет, они будут только в беседе на кухне», — говорит Василий Плитин.


Следующие субботники Василий Плитин решил организовать с помощью движения «Прусское наследие», выступающего за сохранение довоенных памятников архитектуры. Объявления о них распространяли по социальным сетям. Много волонтёров не набиралось, но те выезды позволили выработать схему работы: получить разрешение собственника руин (с 2010 года кирхами и замками Калининградской области владеет Русская православная церковь), попросить муниципалитет помочь с вывозом мусора, проконсультироваться со Службой охраны памятников (средневековые руины — объекты культурного наследия), рассказать о правилах работы и технике безопасности волонтёрам. «Нам объяснили, что по закону мы можем проводить на руинах только так называемые экологические акции: убирать мусор, косить траву, пилить сухостой и подлесок, если диаметр ствола меньше восьми сантиметров, собирать вывалившиеся кирпичи. Любое внедрение в грунт, касание кладки — статья. Мы расчищаем траву, а внутри кирх обычно всё изрыто чёрными копателями. Было бы здорово разровнять землю, но мы не имеем на это права», — поясняет Плитин.

«Революция сознания»

Собственное волонтёрское движение он решил организовать в январе 2020 года, чтобы выйти на новую аудиторию. Началось оно со страницы в «Инстаграме»* под названием ostpreussen_fans («Поклонники Восточной Пруссии») и поста о «революции сознания» — истории о том, как музей в Мамоново превратил одинокую стену, оставшуюся от кирхи Хайлигенбайля, в местную достопримечательность. «Главными моторами мамоновского музея Дмитрием Шиловым и Константином Косенковым в 2019 году проведена абсолютно уникальная, революционная работа для нашего края — в течении пяти месяцев продолжалась расчистка руин средневековой кирхи, которую после войны взорвали и бросили зарастать бурьяном и землёй, несколько десятилетий никто и подумать не мог, что с этим объектом можно что-то сделать», — отмечалось в публикации. Сотрудники музея расчистили руину, выкосили траву вокруг, укрепили фундамент и преобразовали заброшенную стену из красного кирпича в небольшой туристический объект. «С 1945 года кирху и территорию вокруг неё только и делали, что разрушали, и даже в новой России никто толком палец о палец не ударил, чтобы хоть как-то привести в порядок исторический объект, а Дмитрий Шилов и Константин Косенков с соратниками за пять месяцев сделали то, что люди за 75 лет (30 из них уже в современной России) сделать не смогли — есть над чем задуматься!», — писал тогда основатель ostpreussen_fans.

В Калининградской области за прикосновение к довоенной истории легко прослыть германизатором. На подобные обвинения у Василия Плитина простой ответ: «Я потомок первых переселенцев. Мой отец родился здесь, я родился здесь, мой сын. Это наша земля, и мы не можем позволить, чтобы на нашей земле средневековые памятники были в скотском состоянии. Мне кажется, это и есть патриотизм».

_U2A2277.jpg

На странице ostpreussen_fans он рассказывает об истории Восточной Пруссии и Калининградской области, публикует афиши воскресников, описывает, как работают с руинами в других странах (например, разбивают вокруг них парк или превращают в театр под открытым небом), а ещё размещает работы художников, вдохновлённых тевтонскими развалинами. Один из них — Виталий Коротков — «волонтёрит» в команде Плитина. Обычно он приезжает на пару часов раньше других или уезжает позже, чтобы сделать эскиз замка или кирхи. Волонтёрские выезды он называет «коллективной молитвой». «Понимаете, тут все живут одной идеей, витает особый дух, — говорит он. — Привозим из дома кто пилу, кто топор, у меня вот электрокоса. Вася всегда говорит работать в удовольствие. И поверьте, в это удовольствие 50 человек столько делают за один субботник. Не раз было, что в конце нашей работы приезжают туристы, подходят к кирхе: „Ой, как красиво, какой кирпич, какие надписи“. Я говорю: „А вы понимаете, что ещё с утра вы бы не смогли сюда пройти? Трава была по грудь“».

Почти за год страница ostpreussen_fans набрала более 3000 подписчиков. В команде постоянно появляются новые волонтёры, а некоторые из «старичков» решают создать аналогичные инициативы у себя в городах. Так, Екатерина Тараненко из Зеленоградска организует движение Baltic Prussia, участники которого могли бы присматривать за ближайшими к ним кирхами в Муромском и Мельниково. «Мы не можем охватить все кирхи области. Да, мы уберемся где-нибудь в Немане, но если там полгода никто не будет появляться, всё снова зарастёт и замусорится. Поэтому возникновение маленьких инициатив в Зеленоградске и по всей области поможет решить проблему», — считает Екатерина Тараненко. Сам Плитин старается выбирать для субботников и воскресников кирхи недалеко от Калининграда, чтобы была возможность регулярно их навещать, но есть идея расширить географию до Железнодорожного. «Сейчас это популярное туристическое направление, туда ездит много людей, а по пути в посёлок находятся шесть руин, и если мы приведем их в порядок, люди могли бы разнообразить свой путь до Железнодорожного» — говорит он.

Фитнес на руинах

Василий Плитин работает поваром в калининградской сети кафе. В будние дни он координирует волонтёров дистанционно и ведёт социальные сети ostpreussen_fans, а на выходных отправляется на субботник или воскресник в область (иногда два дня подряд). Смены на работе старается подбивать так, чтобы выходной выпадал на день волонтёрского выезда. Полдня он проводит проводит на руинах, а потом возвращается домой к жене и ребёнку. Воскресники ostpreussen_fans Плитин в шутку называет «перформансами»: «Это же не только уборка, но и „фитнес“ на свежем воздухе, путешествие по области, общение, после работы я провожу экскурсию по руинам, а потом мы все вместе обедаем на свежем воздухе. Я сразу говорю, что я не профессиональный историк, но история всегда была основным моим увлечением». Среди волонтёров — люди самых разных профессий и возрастов. Часто приезжают целыми семьями — взрослые работают с электрокосами и пилами, а дети помогают собирать мусор и сухостой. Однажды на воскресник приехали с грудничком: его мама и бабушка по очереди расчищали руины и убаюкивали младенца.


Пилы, электрокосы, мусорные мешки и перчатки волонтёры берут из дома или покупают за собственные деньги. Одну бензокосу и бензопилу в знак благодарности им подарили калининградские экскурсоводы. Пару раз с перчатками помог Фонд капитального ремонта. Он же организовал круглый стол по вопросам волонтёрских субботников на объектах культурного наследия. Сейчас муниципальные администрации идут навстречу волонтёрам, говорит Плитин, стараются вывезти мусор после субботников, но часто напоминают: «У нас ведь своя бюрократия, как нам потом отчитываться за выделенную деньги и работников?». Назревает необходимость оформления движения. Официальный статус позволит волонтёрам ещё и участвовать в грантовых программах, привлекать спонсоров и благотворителей. «Я бы хотел разровнять землю на руинах, провести там противоаварийные работы и законсервировать стены, обустроить парковки, установить информационные стенды, например, с QR-кодами или из оргстекла, на котором нарисован силуэт кирхи, чтобы под определенным ракурсом сопоставить его с руинами и представить, какой кирха была раньше, — рассказывает Василий Плитин. — У нас нет прав для того, чтобы сделать это самим, но мы можем добиваться решения этих проблем, писать запросы, готовы заниматься поиском денег на это».

Русская православная церковь позитивно смотрит на волонтёрский проект. Василий Плитин состоит в чатах приходов в WhatApp, где священнослужители могут разместить объявления о выездах osptreussen_fans, но православных волонтёров много не набирается, всё же большинство прихожан в посёлках — люди пожилые. Иногда церковь готовит для волонтёров обед. В пресс-службе Калининградской епархии отмечают, что церковь всегда рада, когда жители региона, а особенно молодежь, хотят работать «на благо сохранения исторического наследия». Также в РПЦ выразили благодарность волонтёрам «за возможность привлечения неравнодушных людей на некоторые объекты, из числа тех, на которых мы проводим субботники». Пресс-секретарь епархии Серафима Ерохова утверждает, что за год церковь провела более 15 субботников. «В 2020 году в связи с угрозой распространения коронавируса было проведено меньше таких массовых выездов», — отмечает она.

Untitled-3.jpg

В социальных сетях люди порой сокрушаются, что на очищенные волонтёрами руины может прийти какой-либо бизнес, но именно такому варианту развития событий был бы рад Василий Плитин. В пример он приводит кирху Святого Якоба в Знаменске, шефство над которой взяла находящаяся рядом «Ферма Тюниных». Туристы приезжают туда пообедать или взять байдарки в аренду, а заодно заглядывают на руины — в кафе можно взять ключ от них и попросить провести экскурсию. В свою очередь, «Ферма Тюниных» присматривает за кирхой и территорией вокруг неё.

Иногда уже через пару дней после субботников знакомые присылают Василию Плитину фотографии с вновь появившимся мусором — пластиковыми и стеклянными бутылками, упаковками из-под чипсов и сухарей, окурками. «Я прекрасно понимаю, что люди не перестанут резко выбрасывать мусор мимо урны. Много лет руины были отхожим местом, там пили, туда выбрасывали мусор. В один момент ничего не поменяется, все не станут как по команде слушать музыку Баха. Нужно время, но механизм уже запущен. — говорит Плитин. — Это как в криминологической теории разбитого окна: если в здании разбито одно окно и никто его не заменяет, то скоро там не останется ни одного целого стекла. В наших кирхах разбиты все стёкла, они загажены и завалены мусором, но вдруг мы вставляем в них „окно“ и ломаем схему. Уже появляются небольшие инициативы наших ребят в Зеленоградске и Жилино, они готовы присматривать руинами поблизости. Возможно, кто-то ещё вдохновится нашим примером и станет время от времени наводить порядок на кирхе в своем посёлке, а учителя истории в местных школах захотят проводить на руинах открытые уроки. Идея кажется мне очень заразительной, и я надеюсь, что рано или поздно она станет не обузой для общества, а нормой жизни».

Текст: Алина Белянина, «Новый Калининград». Фото: Анна Гребер


* Instagram — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]