«Из гордой девушки в вялую рабыню»: что делать с копией «Несущей воду» в Светлогорске

«Из гордой девушки в вялую рабыню»: что делать с копией «Несущей воду» в Светлогорске «Из гордой девушки в вялую рабыню»: что делать с копией «Несущей воду» в Светлогорске «Из гордой девушки в вялую рабыню»: что делать с копией «Несущей воду» в Светлогорске «Из гордой девушки в вялую рабыню»: что делать с копией «Несущей воду» в Светлогорске «Из гордой девушки в вялую рабыню»: что делать с копией «Несущей воду» в Светлогорске «Из гордой девушки в вялую рабыню»: что делать с копией «Несущей воду» в Светлогорске «Из гордой девушки в вялую рабыню»: что делать с копией «Несущей воду» в Светлогорске «Из гордой девушки в вялую рабыню»: что делать с копией «Несущей воду» в Светлогорске

Весной прошлого года в Лиственничном парке Светлогорска демонтировали копию скульптуры Германа Брахерта «Несущая воду». На место каменной девушки с кувшином власти обещали вернуть точную копию из белого мрамора, но чуда не случилось — в новой вариации местные жители едва ли смогли найти сходство с прежней скульптурой. «Новый Калининград» рассказывает, кто виноват в изготовлении сомнительного «дубликата», и что теперь с ним будут делать.

Начнём с того, что скульптура, которая последние годы стояла в Лиственничном парке — это уже копия работы Германа Брахерта. Оригинал находился там со времён войны, но балтийские ветра и дожди постепенно разрушали мрамор, и в 2002 году «Несущую воду» передали в дом-музей Германа Брахерта в Отрадном. Копия скульптуры появилась в Светлогорске только в 2005 году. Её созданием занимались мастера из Эрмитажа. «Первая копия была высокохудожественным произведением, — считает искусствовед Ирина Кожевникова. — Конечно, были отличия от оригинала — всё равно авторская рука будет присутствовать, но они были третьестепенны. Работа соответствовала замыслу оригинала. Это мысль о гордости, не гордыне, а о внутреннем достоинстве».

Идею «Несущей воду» Германа Брахерта часто объясняют легендой о девушке, брата которой несправедливо посадили в тюрьму. Была жара, и молодой человек умирал от жажды. Стражи разрешили девушке приносить ему воду, но только обнажённой, и она шла через весь город без одежды, чтобы спасти жизнь любимому брату. По одной из версий этой легенды, девушка несла воду с таким достоинством, что прохожие отворачивались, чтобы она не стыдилась. «Особенно важно, что эта идея прозвучала здесь в 1943-1944 году, — поясняет Ирина Кожевникова. — С 1930-х годов начинаются гонения на Германа Брахерта, его работы уничтожаются. Работать становится сложно и опасно. Идёт война. Мне кажется, это очень важное произведение как в жизни самого Брахерта, так и в жизни города».

К 2020 году назрела замена копии из искусственного камня. По словам властей, из-за перепада температур и повышенной влажности на ней стали появляться трещины, и скульптуру списали в Музей изобразительных искусств в Калининграде. Администрация Светлогорска обещала вернуть на место «Несущей воду» её точную копию, но на этот раз — из цельной глыбы белого мрамора. Обновить скульптуру решили в рамках проекта приграничного сотрудничества России и Польши — власти города выиграли по этой программе грант размером 458 тысяч евро. На эти деньги планировалось благоустроить Лиственничный парк и заменить скульптуры сфинксов и девушки с кувшином.

Контракт на воссоздание «Несущей воду» выиграла московская компания «Левша». Она не первый раз работает в Калининградской области. Именно «Левша» изготавливала скульптуры для парка «Муза» у Тихого озера в Светлогорске, «Курортницу» и «Бегущую по волнам» в Зеленоградске. Стоимость контракта составила 952 тысячи рублей. В эту сумму входила не только работа, но и расходы на материалы, транспортировку, монтаж, страхование, уплату таможенных пошлин и пр. «Изображение скульптуры с постаментом должно быть точной копией копии», — отмечалось в техническом задании, разве что постамент «Несущей воду» теперь превращался в фонтан (по задумке по нему должна стеной стекать вода).

Копия «Несущей воду», созданная специалистами «Эрмитажа» в 2005 году (сейчас находится в Музее искусств в Калининграде)

Новую версию «Несущей воду» начали устанавливать в Лиственничном парке в последний день лета. «Ура, возвращение! Волнительно. Мы скучали», — отрапортовал глава администрации Светлогорска Владимир Бондаренко в Instagram*. «Увезите назад, не позорьтесь», — ответили ему подписчики. С реакцией местных жителей согласились искусствоведы. «Ремесленная поделка, попросту бессовестная халтура — вот что собираются установить в Светлогорске, — так прокомментировал „Новому Калининграду“ новую копию „Несущей воду“ заведующий сектором Российского института истории искусства, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Иван Чечот. — Говорить о ней серьёзно вообще бессмысленно. Место ей где-нибудь на кладбище, на могиле того или иного авторитета в качестве знака его культурных амбиций. Так называемая копия прежде всего вообще мало похожа на оригинал и в целом, и в деталях. Она передаёт только „сюжет“ и предметный состав скульптуры Брахерта: да, действительно перед нами коленопреклоненная обнажённая женщина с кувшином и драпировкой как у Брахерта. Но это совсем другая женщина, лишённая красоты пропорций (даже это, измеряемое линейкой „копиисты“ не смогли или не удосужились воспроизвести), с иным выражением лица, с иными, более пухлыми и грузными формами».

По словам Ивана Чечота, настоящую копию обычно легко спутать с оригиналом. «То, что на скорую руку создали в Москве, можно назвать, самое большее, косноязычным пересказом, анекдотом о скульптуре Брахерта. Настоящую копию должен делать художник, это не „техническое задание“, а творческое. Оно требует от копииста понимания стиля оригинала, адекватного ощущения образа, пластического таланта и многого другого, — и стоит это не 950 тысяч рублей вместе с материалом, транспортными расходами и пр., а гораздо больше. Скульптор с именем (оно должно быть и должно быть названо) взял бы за работу не менее полутора миллионов чистого гонорара, не считая стоимости материала. Калининградские начальники решили вопрос по дешёвке и получили дешёвку». Отрицательно охарактеризовали скульптуру и калининградские специалисты. «Даже непрофессионалам заметно, насколько копия отличается от оригинала неуклюжестью, несуразностью форм. Меняется сам посыл этой скульптуры. Из стройной гордой девушки она превращается в какую-то вялую рабыню», — отметила сотрудник Калининградского областного музея изобразительных искусств Ирина Кожевникова.

По словам директора ООО «Левша» Василия Фильшина, у авторов новой копии не было идеи сделать её полностью идентичной оригиналу. «Была задача создать скульптуру из мрамора по мотивам первой копии, — утверждает он. — Мрамор — это немножко другой материал, поэтому была задача сделать немножко иначе, чтобы установить скульптуру в парке. В отличие от копий, которые у вас разрушаются, эта рассчитана на 100-200 лет, потому что там использован греческий мрамор. Её делали мастера, основываясь на фотографиях, которые нам прислали. Не снимали [замеры], только фотографии присылали».

Василий Фильшин отмечает, что стоимость контракта в 952 тысячи рублей едва покрыла затраты на создание «Несущей воду». «В минус ушли, можно сказать. Когда рассчитывалась эта сумма, были совсем другие цены, а сейчас только глыба мрамора стоит больше, чем эта скульптура. Порядка 10 тысяч евро ушло на материал. Сделали только из-за хорошего отношения к администрации [Светлогорска]», — говорит руководитель ООО «Левша».

Власти города поспешили заверить, что новой «Несущей воду» ещё предстоит пройти экспертную комиссию. «Техническое задание было отыграно на аукционе. Подрядчик вышел на этот аукцион. Соответственно, он сказал: я сделаю то, что вы от нас хотите. И мы ждали этого результата», — заявила заместитель главы администрации Светлогорска Оксана Туркина в разговоре с «Новым Калининградом». Уже 2 сентября состоялось внеплановое выездное совещание с участием светлогорских властей и Службы охраны памятников, по результатам которого скульптуру решили не принимать. Правда, профессиональной экспертизе ещё предстоит обосновать это решение. На изготовление копии «Несущей воду» будет сделан новый заказ. Скульптуру обещают больше не ваять по фотографиям, а оцифровать оригинал и сделать 3D-модель, которая позволит добиться большей точности.

«С ходу вспомнились давно и случайно читанные строки: „Простите, м<илостивый> г<осударь>, если грубая кисть копиистов обезобразила превосходную картину великого мастера“ (из письма В.А. Жуковского Г.Р. Державину, январь 1799). К сожалению, автор новой копии видимо так не скажет», — написал глава Службы охраны памятников Евгений Маслов на своей странице «Вконтакте». Контракт, заключенный с ООО «Левша» предусматривает оплату работы подрядчика только после приёмки. Если экспертная комиссия обоснует разрыв контракта, расходы на создание копии так и останутся на исполнителе. На сегодняшний день администрация Светлогорска прав на скульптуру не имеет.

Оригинал скульптуры «Несущая воду», созданный Германом Брахертом (сейчас находится в доме-музее Германа Брахерта в Отрадном)

Текст: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград


* Instagram — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]