«Визуальное насилие»: художники, искусствоведы и урбанисты о памятнике «Счастливая семья» (фото)

«Визуальное насилие»: художники, искусствоведы и урбанисты о памятнике «Счастливая семья» (фото) «Визуальное насилие»: художники, искусствоведы и урбанисты о памятнике «Счастливая семья» (фото) «Визуальное насилие»: художники, искусствоведы и урбанисты о памятнике «Счастливая семья» (фото) «Визуальное насилие»: художники, искусствоведы и урбанисты о памятнике «Счастливая семья» (фото) «Визуальное насилие»: художники, искусствоведы и урбанисты о памятнике «Счастливая семья» (фото) «Визуальное насилие»: художники, искусствоведы и урбанисты о памятнике «Счастливая семья» (фото)

В Калининграде установили скульптуру «Счастливая семья». Теперь в сквере у Нижнего озера можно увидеть бронзовых мужчину, женщину, трёх детей разного возраста, собаку и табличку, гласящую «Не ищите своё счастье в чужих семьях. Его там нет». Идея создания памятника принадлежит РПЦ, автор композиции — скульптор из Самары Иван Мельников. «Счастливая семья» вызвала бурное общественное негодование. Среди самых лестных комментариев: «Если это счастливая семья, то страшно представить, как выглядит несчастная». «Новый Калининград» попросил искусствоведов. художников и урбанистов оценить скульптуру с профессиональной точки зрения.

лобская.jpg
Анастасия Лобская, искусствовед

— Скульптура вызывает у меня вопросы. В композиции много фигур, но нет никакого особенного сюжета. Видимо, предполагается, что это обычная прогулка выходного дня многодетной семьи с домашним питомцем. Непонятно, почему зрители должны поверить, что эта семья счастливая. Счастье — это эмоциональное состояние. В искусстве для его передачи используются разные приёмы. Это может быть особое взаимодействие между персонажами или динамичная композиция, когда мы чувствуем, что персонажа буквально разрывает изнутри, выражения лиц, в конце концов.

Что мы видим здесь? Скульптура, по сути, разбита на четыре изолированных группы: отец с сыном, мать с младенцем, девочка и собака. Эти группы друг с другом практически не взаимодействуют. Отец поддерживает сына и при этом кладёт руку жене на плечо. Но в этом жесте нет естественности. Он не подаётся телом в её сторону, не наклоняет к ней голову, его взгляд направлен куда-то поверх её головы. Из-за этого жест выглядит, мягко говоря, формальным, а сам он — отстранённым.

Мать семейства сидит с полуприкрытыми глазами и выглядит очень усталой. Рядом с ней — старшая девочка. Зачем она тут? Естественно было бы предположить, что она подошла к матери, чтобы что-то сообщить или спросить, но мать никак не реагирует на неё, не поворачивает голову в её сторону, никакого живого взаимодействия между ними не просматривается. Вообще никак не связана с человеческими персонажами собака. В подобных композициях животные хороши как способ внести в произведение чистую, непосредственную радость, однако здесь мы ничего такого не наблюдаем. Собака не взаимодействует с людьми, будто это не их пёс. Единственное, что всех объединяет, — это скамейка, выполняющая в данной композиции роль, суть которой можно описать ненаучным термином «костыль».

Отдельно стоит отметить манеру автора изображать детей. У них совершенно недетские лица. Особенно это касается девочки. Судя по фигуре и росту, она подросток, но её лицо выглядит старше, чем у матери. Ещё в её возрасте она почему-то до сих пор играет с плюшевым мишкой, что тоже смотрится весьма странно и заставляет заподозрить не очень хорошие вещи. Примерно то же можно сказать о младенце — у него лицо взрослого мужчины. Уже этого достаточно для того, чтобы работа производила пугающее впечатление. Вместо привлекательного образа семьи получился скорее отталкивающий.

дмитриева.jpg
Ольга Дмитриева, художник-этнограф, автор книг об истории Калининградской области

— Я бы сказала, что по стилистике это камерная, интерьерная скульптура, не предназначенная для экстерьера, то есть открытого общественного пространства, учитывающего окружающее архитектурное решение. То есть она ни к селу, ни к городу здесь. И, кстати, ваять скульптуры про «семью — главную ценность» в стиле кладбищенских памятников — так-себе задача. Мёртвые, застывшие, как будто приклеенные к скамейке фигуры отнюдь не иллюстрируют «счастье», «семейные ценности», «семью» или нечто подобное. Для этого нужно нечто большее, чем воспроизведение (неудачное в профессиональном плане причём) фигур, похожих на людей, и расположение их в незамысловатом порядке на скамейке. Я бы ещё определила эту скульптуру как очередное визуальное насилие над горожанами в ряду уже других, таких же бездарных памятников.

торопова.jpg
Ирина Торопова, искусствовед, научный сотрудник Дома-музея Германа Брахерта

— Скульптурная группа «Счастливая семья» установлена в пространстве городской среды и представляет собой композицию из шести персонажей в натуральную величину. Тема и её идейное содержание соответствуют традиционным российским ценностям и названию произведения. Образы решены в реалистической манере, без слащаво-сентиментальной трактовки. Преобладает лирический пафос, хотя есть черты «бытовой» трактовки образов, но это не умаляет общего настроения благополучного совместного времяпрепровождения.

Отсутствие непосредственного эмоционального диалога между всеми персонажами создаёт благоприятную основу для индивидуальной трактовки понятия «счастливая семья». Такие формальные аспекты композиции, как индивидуальные черты персонажей (возрастные соответствия-несоответствия, на мой взгляд, недостаточно «возвышенно-просветленный» образ матери — формального и смыслового центра композиции) находятся в пределах возможных вариаций авторского стиля.

В целом, скульптура вполне соответствует назначению образного обогащения городской среды произведениями, транслирующими традиционные ценности. Оценка этих ценностей в современном обществе весьма различная, поэтому разные, вплоть до полярных, мнения и точки зрения естественны.

мурунов.jpg
Свят Мурунов, урбанист, основатель Института прикладной урбанистики

— Городские скульптуры — это прикладная часть городской культурной политики. Если у города (и под городом я понимаю и администрацию, и городские сообщества, и бизнес) нет культурной политики (базовых смыслов, которые формируют идентичность и видение будущего), то каждый субъект понимает культуру города так, как ему выгодно. «Предприниматель» может подарить городу рояль из пластикового газона, банк — поставить лавочку примирения, стрит-арт-художник — нарисовать лисичку. И это нормально в картине мира каждого из них. Будут аргументы «людям нравится», «я же за свои сделал подарок», «это искусство». Если в городе отсутствует публичная дискуссия об эстетике (что такое красиво и некрасиво), с аргументами, исследованиями, образовательными и просветительскими процессами, то город превращается в персональные выставки «как я понимаю, что такое красиво».

В случае данной скульптуры критику лучше спросить у профессиональных скульпторов и культурологов. Я могу сказать только про смыслы и процесс реализации. Смысл «семейные ценности» — это актуальная государственная установка, поэтому город следует ей просто в кильватере культурной политики государства. Без попыток локального переосмысления, так как любую внешнюю идею можно переосмыслить и синтезировать с локальной культурой, локальным опытом.

Второй момент — скульптура заказана в Самаре. Без конкурса, вовлечения местного художественного сообщества. Значит, культура локального заказа в городе не сформирована. И деньги, и возможность стать признанным и полезным для местного скульптора утеряны. Отсутствие конкурса на художественное высказывание даже на такую тему говорит о том, что арт-среда выглядит как заказ по каталогу, а не способ рефлексии какой-либо темы. Как следствие, отсутствует понимание целей культуры. Тут цель — «заказать по теме», подарить городу, поставить галочку.

Хотя можно начать изучать вопросы современной семьи, проблемы передачи опыта между поколениями, сложные эмоциональные отношения. Глубокое изучение ситуации, общественная дискуссия, формулирование тем и вопросов для любого художника действительно могут помочь обществу отрефлексировать ситуацию, что-то понять, каким-то образом признать наличие проблем и увидеть способы выхода. Художественное высказывание — это способ изменения общества. В этом случае это просто достаточно формальный подход к теме, где семейные ценности равны скульптуре «идеальная семья», как мы это понимаем. Констатация тезиса без намека на дискуссию и рефлексию (тем более тема семейных отношений и семейных конфликтов снова становится табуированной).

Записала Алина Белянина. Фото — Юлия Власова, «Новый Калининград», сайт Музея янтаря, а также предоставлены собеседниками 


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]