Как создавался Историко-художественный музей

Сергей Якимов
Сергей Якимов

«Муляжи, гербарии, часть черепа бизона, позвонок неизвестного животного, нос рыбы пилы», — с этого начинался Историко-художественный музей.


В следующем году Калининградской области исполняется 70 лет. Если взять обычную человеческую жизнь за семьдесят лет, то она вместит в себя много — и встречи, и расставания, и первую любовь, и рождение детей, и победы, и поражения. А сколько событий и деталей можно представить, если речь идёт об истории целой области, и как можно максимально сохранить всё это? Первым в голову приходит сразу же музей. Своим взглядом на эти вопросы с нами поделился директор Калининградского областного историко-художественного музея Сергей Якимов. Он рассказал о том, как зарождалась культура музейного дела в нашей области и как оно развивается сегодня.

— Сергей Александрович, расскажите, пожалуйста, как создавался Историко-художественный музей в нашей области?

— История музейного дела в нашем крае уникальна уже тем, что первая выставка открылась здесь ещё до окончания Великой Отечественной войны (точнее, она стала первым шагом к его возникновению). В марте 1945 года в Лабиау, нынешнем Полесске, состоялась масштабная выставка, посвящённая героям Великой Отечественной войны и победам на фронте. Под неё было выделено 20 залов, солдат бесплатно кормили, был зал для танцев, а сама экспозиция работала до десяти вечера. Вы себе представляете, наверное, как это было сложно организовать в то время. По сути, наш музей родился из этой идеи и был оформлен уже официально спустя год.

— Не секрет, что в первые годы после окончания ВОВ был дефицит практически всего — продуктов питания, вещей, самых простых ресурсов. Сергей Александрович, расскажите, что было первыми экспонатами музея и как они попадали в него?

— Музей начинался с муляжей, гербариев, часть черепа бизона, позвонка неизвестного животного, носа рыбы-пилы — вот первые экспонаты 1946 года. Приносили их первые переселенцы и работники музея. Легендой и хранителем военного отдела музея на тот момент стал Александр Петрикин, он прошёл всю восточную Пруссию. В войну он был старшим лейтенантом в запасе. Потом стал одним из авторов сборника «Штурм Кёнигсберга». Благодаря этому человеку у нас есть уникальный «Зал войны», посвящённый истории ВОВ. Петрикин не боялся писать напрямую маршалам, в фондах музея есть, к примеру, его переписка с Александром Василевским, где он просил передать некоторые личные вещи в фонд музея. Василевский присылал то, что хотел наш музейный сотрудник, всегда был с ним вежлив и извинялся за задержки экспонатов.


— А предметы, связанные с историей Пруссии и Кенигсберга — какова их судьба?

— Вы должны прекрасно понимать, какое это было время. Советская идеология не могла допустить, чтобы в музее выставлялись предметы об истории, как тогда считалось, наших врагов. В принципе, в советское время музей носил исключительно патриотический характер. Только в 90-х годах появился интерес к истории Пруссии, возникли общие проекты с Польшей и Германией и был создан «Зал археологии». Помимо этого у нас есть выставка и целый филиал, который рассказывает о литовском поэте Кристионасе Донелайтисе, планируется выставка, приуроченная к юбилею Гофмана — в следующем году будет 250 лет со дня его рождения, а также мы не забываем про Иммануила Канта.

— Скажите, основные экспозиции музея всегда находились в здании бывшего городского концертного зала Штадтхалле?

— Нет, музей менял своё положение за 70-летнюю историю три раза. Первые выставки в 1946 году располагались в одном из зданий на улице Богдана Хмельницкого, под музей была переделана тогда всего пара помещений в жилом доме. В 1973 году музей стал располагаться на улице Горького, в бывшей школе № 7, через четыре года он получил официальное наименование «Историко-художественный». В 1991 первом году мы получили здание на Нижнем озере, где находимся и сейчас. Вы не поверите, но в нём хотели разметить огромный универмаг. Здание нам отдал глава города Виктор Денисов, также он построил в городе спорткомплекс «Юность». Благодаря ему также мы имеем и Художественную галерею на Московском проспекте, там изначально должен был быть мебельный магазин.

— Каким было музейное дело в советский период в Калининградской области и что принёс Историко-художественный музей в культурную среду области?

— Могу сказать вам однозначно: благодаря нашему музею возникла система музеев города в советское время и после. Не все знают, но Музей янтаря изначально был нашим филиалом, потом отделился и стал самостоятельной единицей. Часть наших фондов стала базой для первых выставок в Художественной галерее. Светлана Сивкова работала у нас, прежде чем создала своё гениальное детище под именем Музей Мирового океана. Большая часть музейных сотрудников области и города — это наши выходцы, семья. Есть люди у нас в музее, у которых есть только одна запись в трудовой книжке — работник Историко-художественого музея, мы очень гордимся ими.

— Как история становления области отражена в вашем музее?

— В нашем музее есть целых три зала, которые рассказывают о Калининградской области. Первый — это как я уже говорил, «Зал войны», это выставки, посвящённые взятию Кенигсберга, военным операциям, которые происходили на территории нашего края. Второй — «Зал — горизонты памяти», основной и центральный сектор музея, где рассказывается и показывается история становления нашего края, истории первых переселенцев, предметы, которые представляют героев социалистического труда, выставки, посвящённые героям области, к примеру, Алексею Леонову, нашему земляку, который первый вышел в открытый космос. Третий — «Зал природы», он отражает самые необычные и заветные природные уголки Калининградской области — Балтийское море, Куршскую Косу, заливы, бухты, и К 70-летию планируются мероприятия и выставки, посвящённые истории нашей области, событие очень знаменательное и радостное, мы не можем пройти мимо него. Важно не только, как мы проведём пару мероприятий в честь 70-летия, а как мы сможем весь год поддерживать интерес к истории нашего края.

— Какие самые необычные и интересные экспонаты есть в Историко-художественном музее?

— Непростой вопрос, порой сам теряюсь, сколько всего тут интересного и необычного. Меня лично поражает серебряная накладка, которой уже более двух тысяч лет, её изготовил один из мастеров на острове Рюген, который находится в Балтийском море. На ней изображено всё мироописание древних народов этих земель, через один предмет можно было понять всю социальную и религиозную структуру общества пруссов. У нас есть уникальный макет штурма Кёнигсберга, единственный сохранившийся в России макет обороны города, который использовался при планировании военной операции. Интересно, что макеты взятия Берлина, Сталинграда и других городов не сохранились, а у нас есть макет взятия города-крепости, это уникальный объект.

— Какие выставки планируются на данный момент в Историко-художественном музее?

— Не забывайте, что музей занимается не только выставочной деятельностью, но и издательской, и просветительской, и строительной. Основным и главным направлением будет празднование юбилея 70-летия области, к нему готовимся уже серьёзно. Также у нас в приоритете находится издание книги, которая будет посвящена 70-летней истории нашего музея. Это уникальный проект, не у многих музеев страны есть своя история (мы не берём в расчет великие выставочные объекты Москвы и Санкт-Петербурга). Нам хочется написать собственную историю, путь в семьдесят лет — это много для музея. К сентябрю следующего года планируем презентацию, приходите!

Интервью подготовил Виталий Савров


Справка

Центр творческих программ и технического обеспечения государственное бюджетное учреждение культуры

г. Калининград, пр-т Московский, 177

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]
1435
Реклама. Министерство культуры Калининградской области