«Афиша Нового Калининграда.Ru» побывала в книжном магазине «Катарсис» на творческой встрече с российским
В самом начале вечера в книжном магазине «Катарсис» (это тот, который еще называют «Книги и ноты» и который находится на месте бывшего клуба «Репортер») автор текстов (назовем его так) Лев Рубинштейн коротко рассказывает программу. «Сперва я немного почитаю из „картотеки“, потом другие тексты, потом отвечу на вопросы, а потом, может быть, мы попоем, а может быть, и не будем петь». Около книжных стеллажей стоит фортепьяно, в зале сидит художественный руководитель оркестра «Klezmasters» Лев Сандюк, который вместе с Рубинштейном может сыграть и спеть: у них есть совместная программа исполнения довоенных, военных и послевоенных песен.
Льва Рубинштейна и Льва Сандюка в Калининград пригласил Виктор Шапиро на фестиваль культуры и знаний «Меасэф» («Собиратель»). Сам Шапиро выходит на сцену один раз: здоровается с залом, рекламирует книги Рубинштейна, желает приятного вечера.
Всё идет по запланированной программе. Сперва Лев Рубинштейн читает те тексты, которые принято и которые привычно называть «стихами на карточках». Кажется, что для начала нужно рассказать, что такое «стихи на карточках». Если объяснять совсем просто, то для начала представьте или вспомните библиотечные каталожные карточки. В семидесятые годы Лев Рубинштейн работал в библиотеке и постоянно вместо блокнота для черновых записей пользовался ими. Под влиянием работы с этими карточками и был создан жанр «картотеки», который включил в себя и прозу, и поэзию, и драму, и визуальное искусство, и перформанс.
В
После — чтение ироничных, прозаических текстов из сборника «Знаки внимания», потом ответы на вопросы, потом аплодисменты. Потом Рубинштейн говорит: «Спасибо, я хочу, чтобы Лёвушка поиграл», и Лев Сандюк садится к фортепьяно, начинает играть «Случайный вальс», потом играет «У черного моря», и эту песню уже поет Рубинштейн. Потом девушка из зала просит: «А можно еще, пожалуйста, „Горит свечи огарочек“» — и все вместе уже поют эту песню. В этом пении нет ни ностальгии, ни тоски, ни патетики, в них нет ничего от, допустим, «Старых песен о главном». Просто все рады, что все живы и наконец, встретились, и теперь так спокойно и от этого немного щемяще поют хором, собравшись за столом на тесной кухне, на коммунальном или на семейном празднике.
О качестве текста и привычке перечитывать

—
Девушка из зала спрашивает о том, как Лев Рубинштейн справляется с потоком современной литературы и что ему нравится читать самому.
— Как я справляюсь с потоком современной литературы? Я никак не справляюсь, просто потому что в последнее время мало читаю. Я не ощущаю себя обязанным следить за новинками:
В последние несколько лет у меня снизился интерес к новинкам. Я люблю перечитывать и считаю, что лучшее чтение — это чтение несколько раз. И при чтении
Я вообще люблю документальные литературные жанры: письма, воспоминания, дневники. Мне сейчас интереснее читать

О чтении «без карточек»
— Причина у этого чисто практическая.
Об ублюдстве и постмодернистской эстетике власти
Молодой человек задает вопрос, предварительно пересказывая реплику Льва Рубинштейна из интервью «Радио Свобода»*: «Вы говорили, что в Советском Союзе было много ублюдства, только его никто не замечал. Мне кажется, что сейчас этого ублюдства тоже хватает. Как вы считаете, что нам, молодым людям, с этим всем делать?».
— Я был молодым человеком, который жил среди ублюдства — оно было просто другим, но его было ничуть не меньше. Я и мои друзья выросли не в золотом веке, но ведь
Ноги этого «ублюдства» растут из очень давней истории, и были эпохи, когда это «ублюдство» проявлялось в меньшей степени, просто назывались эти эпохи
Сейчас ублюдство стало заметнее, потому что нет такой официальной идеологии, которая была в советские годы. Сейчас вши вылезли
Мы живем в эпоху, когда всё смешалось, всё свалено в одну кучу, коммунисты, антикоммунисты, православные и так далее. Сегодняшняя власть — это проявления постмодернизма в чистом виде. А означающее подменяет собой означаемое». Например, одна депутатка с очень важным видом говорит: «Как это у России нет никакой национальной идеи? Есть! И эта идея — сама Россия». Вот что это значит? Да ничего не значит.
Знаете, сразу вспоминается старый анекдот. Две женщины едут в поезде, у одной на пальце кольцо с большим бриллиантом, а другая женщина этот бриллиант разглядывает. «Я вижу, что вас интересует мое кольцо?» — спрашивает владелица камня. «О да, я впервые вижу камень такой чистоты», — отвечает соседка. «Да, это известный бриллиант Рабиновича, но его сопровождает страшное проклятье» — «Какое же?» — спрашивает соседка, настраиваясь на интересную историю. — «Сам Рабинович».

Об интонации разговоров о войне
— Конечно, во время моего детства интонация разговоров, рассказов о войне была другой. Я рос среди тех людей, которых так или иначе задела война. Моя мама со старшим братом были в эвакуации. Дома и в близком окружении много говорили про эвакуацию и очень мало про фронт. Вообще, настоящие фронтовики очень мало говорили о войне, точно так же, как и репрессированные мало говорили о лагерях. Весь героический флёр появился намного позже.
Все мужчины, окружавшие меня,
Я повторюсь, но тогда война и разговоры о войне были лишены глянца. День Победы же вообще долго вообще не праздновали. 9 Мая стало развернутым праздником при Брежневе. И это понятно: каждое поколение новых начальников присваивает себе победу и считает себя победителями. А нынешние празднования, все эти полосатые ленточки, парады — они не имеют отношения к празднику, я называю это «победобесием».
Если продолжать говорить о том времени и интонациях, то есть вообще отдельная история — это дети войны, поколение моего старшего брата. Он родился в
Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков
* Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" — Организация внесена Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
© 2003-2025