По ту сторону урбанистики: второй этап проекта «Вал»

Фото — Александр Матвеев.
Фото — Александр Матвеев.

На утреннем вернисаже в арт-платформе «Ворота» в прошлую пятницу, 10 июня, урбанисты, экологи, социологи, архитекторы, активисты и чиновники обсудили проект «Вал», вечером на открытии выставки «По ту сторону вала. Вода как наследие» к ним присоединились небезразличные калининградцы. Тема второй части проекта — вода — то, что появилось быстрее архитектуры и связывает разные культуры и поколения. Какое продолжение получит проект, на что важно обращать внимание, прогуливаясь в городе, и где пролегают самые популярные повседневные маршруты, узнала «Афиша Нового Калининграда.Ru»

Вал мог бы стать самодостаточным городом


Вал — особая территория в черте города с богатым историческим и ландшафтным контекстом, однако он не защищен от хаотичной застройки и появления автосервисов по соседству с музеями, яхт-клубов рядом с детскими садами. Чтобы понять всю неоднозначность и разрозненность вала, достаточно взглянуть на сюрреалистичный парк Южный, где смешались строящиеся мечеть и цирк, музей «Фридланские ворота» и остатки рвов, Дворец культуры железнодорожников, торговая база в равелине «Фридланд» и парковки.

«Вал — это не история, а современный город. Мы впервые на карте закрасили одним и тем же цветом бастион Прегель и „Бауцентр“, потому что эти места вне зависимости от использования — центры притяжения людей. В одном — группа байкеров, а в другом — магазин, куда ходят люди. Нам важно современное наполнение, и жилые дома ничем не хуже, чем городские ворота», — сказала Соня Гимон, градостроительный дизайнер и один из создателей проекта «Вал».

Главный архитектор города Вячеслав Генне посетил утреннюю встречу и сказал, что проект ему симпатичен, он считает, что у Калининграда уникальная ландшафтная типология и вальное кольцо, безусловно, заслуживает внимания.

«Мы говорим о поясе Шнайдера как о градостроительном явлении, но если это переводить в суровость закона, то есть два чётких понятия: „памятник как объект культурного наследия муниципального, регионального, федерального уровня“ и „достопримечательное место“», — сказал Вячеслав Генне.

Активисты подхватили эту мысль и решили, что статус «достопримечательного места» вальному кольцу подходит, но с его присвоением могут возникнуть трудности.

«Нужен статус, который определял бы правильное направление развития проекта „Вал“, иначе все маленькие инициативы можно будет перечеркнуть одним росчерком пера», — отметил Станислав Свиридов, кандидат филологических наук, доцент кафедры славяно-русской филологии.

Анна Алимпиева, социолог и гражданский активист, считает, что территория вала методично уничтожается. По её мнению, чтобы сохранить вал, важно научить людей любить пространство вокруг себя, нужно устраивать акции и привлекать местных жителей к проекту.

Павел Грабалов, студент магистратуры по урбанистке в городе Мальмё (Швеция), уверен, что горожане не чувствуют связи с валом и нужно сделать так, чтобы люди считали это место своим.

«Своё место — это то, в котором ты бываешь, что-то делаешь, это место, где живут друзья и родственники. Люди, которые живут в новых домах на ул. Гагарина, насколько они считают остатки немецкого кладбища своим? Не только город бросил вал, но и горожане. Это вопрос о том, что должно появиться раньше: люди на велосипедах, а потом — велодорожки, или наоборот», — пояснил Павел.

IMG_6628.JPG

Ближе к природе — по ту сторону вала

Для арт-платформы «Ворота» «По ту сторону вала. Вода как наследие» — нетипичная выставка, основа которой — четыре детальные карты с описаниями территорий от здания КЮИ МВД до парка Победы, от Закхаймских ворот до Храма Христа спасителя, от Фридрихсбургских ворот до Южного вокзала, от Южного парка до Октябрьского острова. Если объединить их в одну, получится цельное вальное кольцо, на нём и вблизи которого расположены водные пространства, парки и скверы, естественные зелёные территории, точки потребления, культурные и религиозные объекты, общественные учреждения, жилые дома, промышленные зоны, железные дороги и места, где вал по каким-либо причинам прерывается.

Также на стендах фотографии скульптур на валу, которые сделал из мусора Паркового ручья художник Денис Тихомиров, фото вала и видеоинсталляции Александра Матвеева: неспешные потоки воды, дождевые капли на водной глади, блики от Литовского ручья на стенах бастиона Грольман. Всё это цельно воспринимается под природные звуки вала, которые записал Костя Тращенков.

Вал и мы: как выглядят популярные городские маршруты

От «Маяка» до Закхаймских ворот
Свиридов Станислав, кандидат филологических наук, доцент кафедры славяно-русской филологии.

— От ТЦ «Маяк» я иду по улице Галицкого, выхожу в район Аусфальских ворот и двигаюсь по краю Парка победы с привлекательными водоёмами: один в самом парке, поэтому он более ухоженный, второй — дикий, он остался немного в стороне от парка, и там царит типичное для таких мест запустение. Вдоль водоёма лучше проходить по стороне улицы, а не парка, потому что там совсем диковато: заборы, в конце концов упираешься в тупик.

Затем теми или иными переходами достигаю реки. Вдоль реки дорога понятная, но только с тем моментом, что есть кусочек перед Музеем Мирового океана: полузапущенное место, которое не приняло определённые формы. Дальше, ясное дело, придется обходить территорию музея или заходить в музей и глядеть на воду с его территории. Здесь мы можем идти до острова и по набережной Трибуца через Лесопильную выйти к Литовскому валу.

От набережной Трибуца до Балтрайона
Настя Михеева, музыкант, автор проекта независимой музыки «Почва».

— Я от улицы Лесопильной, где много немецких зданий, еду на велосипеде по набережной Трибуца на остров, затем пересекаю Рыбную деревню и Юбилейный мост, потом еду по противоположной от Кафедрального собора стороне близ Преголи, доезжаю до Эстакадного моста, и затем мне вода встречается только на улице Летней.

схема.jpg

От Закхаймских ворот до ТЦ «Мега»
Ярослав, архитектор

— С утра на велике можно легко попасть к воде. Я еду вдоль Литовского вала, перехожу переход, огибаю Верхнее озеро, проезжаю вдоль Башни Врангеля, выезжаю к Парковому ручью и через сквер приезжаю к «Меге». С работы еду через центр к Нижнему озеру, выезжаю на Московский и вдоль реки попадаю к Закхаймским воротам, а через дорогу мой дом.

От улицы Пражской до Гаражной
Максим Попов, арт-директор дизайн-бюро «Пикторика»

— Я сейчас живу там, где мой маршрут вдоль вала не пролегает. Я могу пройтись по Проспекту мира, спуститься в Центральный парк и там пройти вдоль ручья, но это нужно делать специально.
В прошлом году, когда я жил на улице Пражской, путь до работы был очень приятный: озеро, крепость. Через мостик, который отремонтировали не так давно, я шёл к Верхнему озеру по вот этой подпорной стенке и затем выходил к Башне Врангеля, шёл позади неё по парку через пруд у Трагхаймского бастиона, потом проходил позади Дома техники, ну и приходил в парк на гласисе и через него попадал на завод. Получается живописный маршрут, когда выходишь с Невского к мосту через крепостной ручей и потом идешь с тыльной стороны Музея янтаря, обходишь музей янтаря по гласису.

От улицы Артиллерийской до Зоопарка
Соколова Светлана, директор калининградского Зоопарка

— Я живу на улице Артиллерийской. Добираюсь до работы двумя способами: на автомобиле или велосипеде. Когда я делаю это на велосипеде, использую велодорожки близ Верхнего озера, пересекаюсь с валом на площади Победы. Когда я пришла в Зоопарк, четыре года назад, застала не лучший этап жизни ручья: запах стоял неимоверный, и этот ручей хотели убрать в трубу, но я была против — и верно. Ручей со временем стал чище, недавно в нем поселился бобёр. Это показатель того, что с водой в городе стало лучше, правда, теперь придётся ставить ловушки, вылавливать бобра и выпускать, а то он погрыз пару деревьев.

От улицы Фрунзе до Донского или башни «Кронпринц»
Даниил Акимов, художник, куратор БФ ГЦСИ

— Либо от Фрунзе спускаться до Московского, либо нужно ехать от площади Василевского, и тогда ты озеро огибаешь немножко. После озера Верхнего, ты заруливаешь во дворы или заныриваешь в сквер близ Гаражной, который вал огибает. И затем едешь мимо Северного вокзала и КГТУ к офису на Донского.

Я помню, как занятия бегом проходили у нас исключительно на Литовском валу, а зимой место, где сейчас заправка, было отличным место для катания на санках.

Текст — Анастасия Светогор, фото — Александр Матвеев, карта предоставлена дизайн-бюро Pictorica.

     

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]