«Родина вдохновения»: обзор выставки живописи и графики «Образы Италии»

В Калининградской художественной галерее в рамках взаимного Года России и Италии открылась выставка «Образы Италии. Итальянская живопись и графика XVII-XIX веков в собрании Эрмитажа». Экспозиция объединила сорок живописных полотен и двадцать графических листов. Специальный корреспондент «Афиши Нового Калининграда.Ru» Евгения Романова постигала искусство, вдохновленное этой средиземноморской страной.

Земля обетованная

C XVI века Италия становится землей обетованной для художников всех европейских школ. Вдохновленные этой роскошной страной, они запечатлевают в своих итальянизирующих пейзажах многочисленные городские, сельские и приморские виды: заливы, бухты и гавани, загородные виллы и дворцы, водопады и парки, памятники и церкви. Таковы и работы, представленные в «Образах Италии»: «Пейзаж с дорогой» Гаспара Дюге, «Пейзаж с гротом» Филиппа Петера Роса (Роза да Тиволи), «Вид арки Тита и Палатина в Риме» Хендрика Франса Ван Линта, «Пейзаж в Лациуме» Яна Франса ван Блумена, пейзажи Якоба Филиппа Хаккерта, «Вид Неаполя с замком Сант-Эльмо» Жюля Рюинара де Бримона, «Вид Венеции» Антонио Мария Рейна де Манескау... Многие художники обращаются к мифологическим сюжетам («Отдых Дианы» Карла Ванлоо), иных интересуют масштабные и многолюдные городские сцены («Рынок на площади» Йоханнеса Лингелбаха, «Праздник в Неаполе» Освальда Ахенбаха) – или, наоборот, зарисовки локальных сцен повседневной городской и сельской жизни («Молитва Деве Марии в Риме» Джозефа Северна, «Концерт в гондоле» Фридриха Нерлиха).

Голландские художники в XVII веке, как правило, приезжают в Италию на год-два, делают массу набросков, которые по возвращении домой воплощают на холсте. Такие картины пользуются в Голландии популярностью и хорошо оплачиваются. «Образы Италии» в худгалерее представляют три полотна голландской школы, в том числе - «Пастушеская сцена. Воспитание Юпитера» Николаса Берхема. Берхем (1620-1683) – один из самых ярких и оригинальных голландских пейзажистов «Золотого века», его кисти принадлежат около 850 итальянизирующих пейзажей, однако, по мнению многих специалистов, он ни разу не выезжал из Нидерландов, а свои произведения создавал по чужим картинам и гравюрам. Его «Пастушеская сцена» была приобретена князем Голицыным на аукционе в Париже в 1766 году, в собрание Эрмитажа поступила в 1969 году из частной коллекции.

В XVII веке в Италии существует несколько колоний европейских художников: нидерландская и немецкая – в Риме, английская – в Венеции, французская и фламандская – в Генуе. Тогда же в среде европейской знати становятся модными Grand Tour – длительные ознакомительные путешествия по Европе, в программу которых обязательно включена и Италия с посещением Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя. С увеличением количества путешественников активизируется «оборот» произведений искусства на «итальянскую» тематику и так называемых сувениров – не всегда высокой ценности, но напоминающих о совершенном путешествии.

Итальянская школа

«Особой статью» в экспозиции «Образов Италии» отличаются работы мастеров итальянской школы. Это городские виды Винченцо Килоне, Джованни Мильяра, Федерико дель Кампо и Алессандро ла Вольпе. Это нетривиальные неаполитанские пейзажи Джачинто Джиганте, самого знаменитого художника «Школы Позиллипо». Это трогательная бедно одетая девочка, преклонившая колени на картине Ансельмо Джанфанти, - великолепная капелла церкви Санта Мария дела Паче со своими знаменитыми рельефами здесь служит всего лишь фоном для молитвы этой малютки...

Наиболее ярко и объемно в эрмитажной экспозиции звучит Сицилия – в трех видах Палермо Теодоро Дюклера, изумительном пейзаже Хейнриха Луи Теодора Гурлита с видом на гору Монте Пелегрино, подаренном Николаем I императрице Александре Федоровне к ее дню рождения в 1847 году, - достигая «культурологического» апофеоза в коллекции рисунков Жана Уэля, которая требует отдельного упоминания.

002.jpg
«Русские приобретения» в Италии

Уже в конце XVII века в Италии появляются и высокопоставленные русские, хотя регулярные дипломатические отношения России с итальянскими государствами были установлены только в конце века следующего, при Екатерине II. Один из первых таких визитеров – граф Шувалов, предпринявший в 1697-1699 гг. путешествие в Италию и на Мальту (где он стал рыцарем Мальтийского ордена). Из своего вояжа граф возвратился, довольно щедро одаренный католической церковью, сам же на подарки для знатных итальянцев истратил колоссальную по тем временам сумму – 25 тысяч рублей.

Через десять лет для переговоров с папским правительством в Рим прибывает князь Куракин, один из образованнейших людей своего времени. Он приобретает несколько книг и гравюр - вероятно, по инициативе Петра Великого, который не только стал первым русским коллекционером западного искусства, но и весьма способствовал распространению этой страсти среди своего ближайшего окружения. В 1716 году в Италии появляются активные представители русских дипломатических и торговых интересов – и они также занимаются покупкой произведений искусства. Официально аккредитованный в Венеции русский торговый агент Петр Иванович Беклемишев покупает для Петра Первого около 70 картин, а не имевший официального статуса, но пользовавшийся большим авторитетом в Венеции Рагузинский (серб Савва Лукич Владиславич) приобретает более сорока статуй и более ста бюстов из мрамора для царской коллекции, которые до сих пор украшают Летний сад, парки Петергофа, Царского Села и Павловска.

После смерти Петра Великого контакты России с Италией на некоторое время прерываются. Затем, уже в 1745 году, в рамках совершаемого с супругой путешествия по Европе, в Рим прибывает граф Михаил Илларионович Воронцов, за год до того назначенный вице-канцлером, - высокопоставленный русский вельможа, к тому же проявляющий искренний интерес к искусству. А 18 февраля 1762 года Петр III своим манифестом провозглашает свободу и вольность всему российскому дворянству. Этот манифест, не отмененный Екатериной II, открывает дорогу для многочисленных путешествий в Европу, в том числе Италию, целыми семьями. Нередко такие вояжи растягиваются на годы. Путешественники осматривают достопримечательности разных городов, знакомятся с художественными коллекциями, приобретают произведения искусства и сувениры, заказывают портреты модным художникам. Особый интерес европейской публики приковывает античное искусство – как образец искусства совершенного, а активные археологические раскопки на территории Италии приносят новые открытия.

С 1760-х центром притяжения для русских путешественников становится «Вечный город». В это время в Риме в вынужденном изгнании находится Иван Иванович Шувалов, основатель Московского университета и петербургской Академии художеств. Покупки Шувалова носят разнообразный характер, а истинный размах его деятельности можно понять, лишь ознакомившись со списком произведений, вывезенных им из Рима. Он приобретает античную и современную пластику, заказывает гипсовые копии со знаменитых статуй и картины модным живописцам, покупает и вывозит картины старых мастеров, многочисленные колонны, капители, столы, вазы и урны. Шувалов не только коллекционирует сам, но и в качестве художественного агента делает приобретения для императорского двора и других заказчиков из России.

Кульминацией Grand Tour русских аристократов XVIII века становится путешествие по Европе наследника русского престола великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны под псевдонимом графов Северных. Центральные эпизоды их пребывания в Италии - визиты в Венецию и Рим. Высокопоставленная чета заглядывает и в мастерские тогдашних модных художников, в том числе Якоба Филиппа Хаккерта, выпускника Берлинской академии, обосновавшегося в Италии в конце 1760-х. На выставке «Образы Италии» в Калининградской художественной галерее представлены два его пейзажа – «Вид Монтесаркио» и «Пейзаж со стадом». У Хаккерта, и ранее работавшего на русский императорский двор, графы Северные приобретают ряд картин и гравюр, а позже художник сопровождает чету во Фраскати и Тиволи.

В свите графов Северных находится князь Юсупов, позднее ставший обладателем богатой и разнообразной коллекции. По возвращении в Петербург его назначают чрезвычайным посланником при Сардинском дворе – и почти шесть лет, проведенных в Италии, он имеет исключительные возможности для приобретения произведений искусства.

Великая Французская революция 1789 года и наполеоновские войны кардинально меняют ситуация в Европе. Вплоть до Венского конгресса русские путешественники становятся в Италии редкими гостями...

005.jpg
Сицилия Жана Уэля

Однако, вернемся к Сицилии. В конце 1760-х годов наблюдается бурный всплеск интереса к этой почти неисследованной тогда земле, хранящей в себе множество тайн. История острова, связанная с мифологическими событиями и деяниями героев и богов, двухтысячелетние города и изобилие памятников греческой цивилизации – все это должно было обратить на себя внимание. Греция находится под владычеством Турции и проникновение туда осложнено, а Сицилия с ее памятниками Великой Греции – храмами Сегесты и Агридженто, архитектурными сооружениями Сиракуз и Катании – раскрывают культурной Европе эллинскую цивилизацию. Страстных путешественников века Просвещения притягивали сюда и неповторимые пейзажи, вулканы, необычная растительность и самобытность местного населения. 

Одно из таких путешествий на Сицилию предпринимает в 1769 году французский пейзажист Жан-Пьер-Луи Уэль. Огромный труд, проделанный им в течение четырех лет на Сицилии и прилегающих к ней островах, выражается в создании 500 рисунков. Эти уникальные материалы должны были стать основой гравированного сборника «Живописное путешествие по островам Сицилии, Мальте и Липари». Для того чтобы издать этот 4-томный труд, художник решает продать все собрание оригинальных рисунков. 46 листов покупает у него король (и теперь они хранятся в Лувре), остальные – Екатерина II. 240 листов бесследно исчезают еще в XVIII столетии (предполагается, что императрица сама подарила их своему тогдашнему фавориту Ланскому). В эрмитажной коллекции сегодня хранятся 264 графических листа, 12 из которых представлены на выставке «Образы Италии» в худгалерее.

Для Уэля-художника на первом месте – древность: античные храмы и театры, скульптуры, остатки бань и конюшен, акведуков и водохранилищ, руины крепостных стен. Но рядом с древними творениями рук человеческих на рисунках Уэля – творения природы: жерла вулканов с вырывающимися столбами пара и пламени, потоками лавы, причудливые скалы, необычные озера, вскипающие горячими фонтанами с сильным запахом серы и нефти, ущелья, пробитые руслами рек, площади городов с праздничной толпой и рыбаки в лодке, тянущие сеть.

Достойны восхищения не только самоотверженность художника, решившегося на такое трудное и порой опасное приключение, но и необыкновенное трудолюбие и любопытство Уэля-исследователя. Знакомство с античными памятниками он начинает с их обмеров и составления планов. Обнаружив остатки древнего строения неизвестного назначения, делает попытки реконструировать его и определить функции. Чтобы измерить высоту вулкана Этна, он три дня проводит на берегу моря у реки Фреддо, безуспешно ожидая удобной погоды. Или несколько часов наблюдает за выбросами камней из северного кратера вулканов Стромболи. Все четыре года работы прекрасно описаны в сопровождающем рисунки дневнике самим Уэлем.

Выставка «Образы Италии. Итальянская живопись и графика XVII-XIX веков в собрании Эрмитажа» будет работать до середины февраля 2012 года.

Текст - Евгения Романова, иллюстрации предоставлены Калининградской художественной галереей.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]