«Три капли»: рецензия на фильм «Лапша на уши»

«Для того чтобы приготовить хороший суп, нужно многое: толковый повар, свежие ингредиенты, время. А вот для того чтобы его испортить, нужно всего три капли мочи», — так выразил свою жизненную философию один из персонажей дебютного фильма болгарского режиссера, сценариста, актера, а также драматурга Владислава Карамфилова. Владислав лично представил свой фильм на Фестивале кино стран ЕС, произнеся вступительную речь, а затем ушел в темноту зрительного зала, позволив «Афише Нового Калининграда.Ru» определить, кем же он является — талантливым поваром или же хулиганом, готовым теми самыми тремя каплями  испортить приготовленный им самим вкусный суп.

«Я не люблю коммунистов, а они не любят меня», — сказал Владислав Карамфилов одному юному калининградскому леваку после окончания фильма. Левак был удивлен, но Владислав и бровью не повел — он, в отличие от юноши, на своей шкуре познал, что такое коммунизм и его последствия.

«Лапша на уши» — это антикоммунистический фильм, но это также многое другое. Сюжет начинается с того, что мы видим крупных номенклатурщиков Болгарской коммунистической партии в 1989 году, решающих, как поделить между собой страну и создать иллюзию демократии и рыночных реформ, реально не теряя власть ни на йоту, не позволяя рынку жить никакой самостоятельной жизнью и вывозя всю награбленную прибавочную стоимость за рубеж. Это только начало, но мы уже понимаем, что счастливого конца здесь ждать не приходится и своего Вацлава Гавела у Болгарии не будет. Более того, мы можем легко представить себе Ельцина, Кравчука и Шушкевича, сидящих в Беловежской пуще в 1991 году и говорящих друг другу ровно те же вещи — до буквальности. А потом, в 1999 году — того же Ельцина, повторяющего их своему преемнику Владимиру Путину.

Затем, после этой краткой исторической прелюдии, мы видим Болгарию после того, как планы партийных шефов были притворены в реальность. И результат этот очень похож на новейший период российской истории — многие в зрительском залаудитории почувствовали сопричастность. Болгария «Лапши на уши» — это страна, где убогие хрущобы соседствуют с роскошными дворцами и никто не замечает этого сюрреалистического контраста, где коррупция открыта и повсеместна и где вчерашние партийцы и чекисты, некоторые из которых остались на старых местах, а некоторые переквалифицировались в мафиози, теперь уже ездят не на черных «Волгах», а на дорогих западных машинах и наслаждаются западным образом жизни, по-прежнему недоступным рядовым болгарам.

А тем временем маленький безработный человек по имени Цека Цеков (интересно, насколько это имя говорящее?) в исполнении самого режиссера живет в своей убогой квартирке и даже не представляет себе, что его в скором времени ждет. Я тоже вам этого не скажу: слишком много выдать значит испортить ваше удовольствие от этого местами фарсового, местами драматического, местами социально-критического фильма. Скажу только, что этому незаметному, нервному человеку, который просто хочет, чтобы его оставили в покое, предстоят: встречи с коррумпированными сотрудниками ЖКХ и органов правопорядка; большая история с заложниками, автоматами, взрывами и чемоданами денег; высокопоставленный двойник; пытки, ожоги и много стресса. Радости (пост-) совдепа налицо.

Стилистически фильм напоминает абсурдно-экзотические фантазии Кустурицы, уже много лет делающего деньги на восточноевропейской специфике и желании западных людей над ней посмеяться. И если в «Борате» казахов выставил идиотами человек извне, то в «Лапше на уши» (как и в «Жизнь как чудо», впрочем) это делает свой режиссер. В этом, пожалуй, главный недостаток фильма — слишком много однообразных, слабо прописанных, гипертрофированно сыгранных, мало отличающихся друг от друга персонажей, будто специально существующих лишь для того, чтобы создать ощущение глупой, абсурдной толпы постсоветских болгар. Впрочем, это — недостаток лишь первого получаса: как только на экране появляется сам Владислав Карамфилов в роли одного из двух своих персонажей, картина тут же приобретает весомость и человечность.

Операторская работа иногда выглядит дилетантски, но лишь иногда; большая часть съемок, а также монтажа и подборки музыки создает ощущение, что Владислав и его команда четко знали, чего они хотели и как это можно получить. Во многом это является заслугой второго режиссера фильма — Ивана Митова, ведь Карамфилов до этого момента кинорежиссером не являлся.

Еще один небольшой недостаток — политический аспект. Свои антикоммунистические, антиолигархические идеи режиссер выражает здесь вполне четко; но иногда кажется, что он делает это очень уж легковесно и несерьезно. Хочется большей весомости в подходе, как в немецкой «Жизни других». Впрочем, иногда тема оказывается настолько болезненной, что над ней только и остается, что посмеяться — и именно это Владислав Карамфилов делает здесь, приглашая зрителей к нему присоединиться. 7.5/10.

Текст — Николай Горелов

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]