«Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре»

«Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре» «Трансгардеробный экспресс»: выставка стрит-арта, киноклуб и «Гардероб» в «Заре»
Нарисованный Альфред ХичкокВ минувшую среду в кинотеатре «Заря» случились сразу несколько вещей: в фойе открылась выставка содержательного стрит-арта «Голос улиц», в подвале состоялась официальная презентация зала «Гардероб», а в большом кинозале — премьера фильма «Транс» Дэнни Бойла. О том, как это было, рассказывает «Афиша Нового Калининграда.Ru».

На входе в кинотеатр «Заря» 3 апреля появился рисованный портрет Альфреда Хичкока в человеческий рост — и это оказалось к месту: свежий фильм Дэнни Бойла, премьера которого состоялась тем же вечером, более всего напоминает  именно «Головокружружение» сэра Альфреда, но обо всем по порядку... 

Портрет Хичкока демонстрируется в «Заре» в рамках выставки стрит-арта, фоторепортаж с которой можно посмотреть чуть ниже. Эту выставку кинотеатр проводит совместно с интернет-порталом PublicPost. Один из ее организаторов, Алексей Обровец, предваряя небольшую экскурсию по экспозиции, отметил, что цель выставки — помочь людям увидеть творчество в работах тех, кто предпочитает выражать себя на улице.«Стрит-арт нам интересен потому, что это большое количество интересных людей, которые стремятся к самовыражению, ищут себя в искусстве, — заявил он. — Самовыражение у всех разное. У рок-музыкантов — одно, у клоунов — другое, у любителей женщин — третье. А есть люди, которые ищут себя в искусстве. Нам очень важно отделить художников от вандалов, которые три буквы на заборе рисуют, и помочь публике увидеть настоящих художников среди тех, кто самовыражается на улице и в меньшей степени попадает в арт-галереи». Насколько ребятам это удалось, говорить, наверное, преждевременно, но постоянные посетители кафе «Заря», глядя на развешанные в различных местах работы и фотографии, выражали скорее недоумение, нежели заинтересованность. В отличие от молодых синефилов, заполнивших пространство ближе к 18:30.

Кинематографическая часть этого насыщенного мероприятиями дня оказалась еще интереснее. Во-первых, состоялась презентация кинозала «Гардероб». Событие это несколько сомнительное, потому что зал работает в полную силу уже несколько месяцев, однако оно позволило Артему Рыжкову выступить с сообщением о еще одном новом проекте: фестивале короткометражных фильмов в поддержку начинающих российских режиссеров. Суть: короткометражные фильмы стали главным способом заявления режиссерами о себе и выбивания финансирования на полнометражки, сделанные на их основе. Рыжков хочет перенести это явление на российскую почву; его энтузиазм радует, хотя вряд ли он может не испытывать опасений, что все получится по заветам Черномырдина.

С 20 апреля полностью заработает сайт фестиваля, на него любой российский режиссер сможет залить свою короткометражку, которая после проверки модератора станет доступна публике. Окончание сдачи работ — июль-2013. Причем, упор делается на, по словам самого Рыжкова, художественное коммерческое кино. Победители конкурса будут получать денежное вознаграждение, размер которого пока не установлен.

Для демонстрации своих идей, а также работы кинозала «Гардероб» Артем показал короткометражный фильм «Судно» (‘Vessel’) режиссера Кларка Бэйкера. Короткометражка, конечно, ничего, но и ничего особенного. Летит себе самолет, в котором блондинистый парень неловко ухлестывает за стюардессой, а потом на них всех нападает неведомая зверушка, очень напоминающая того самого Хищника. Она свирепа, бессмысленна и беспощадна. Слегка весело, но не более того. Тянет на 6,5/10. Будем надеяться, что этот фильм не станет символом фестиваля.

Постер к к/ф «Транс»
Но это было только начало. Из «Гардероба» публика переместилась в большой кинозал, где демонстрировалась новая цветастая нуарщина от Дэнни Бойла под названием «Транс». Этот показ стал дебютом еще одного проекта Артема Рыжкова — «Киноклуба», в рамках которого каждую среду в большом зале «Зари» будет демонстрироваться по одному фильму, не входящему в основную программу кинотеатра. «Транс», однако, является исключением: он, начиная с 4 апреля, будет идти в «Заре» ежедневно, а показ в рамках «Киноклуба» стал его ранней премьерой.

Что представляет собой «Транс»? Прежде всего, возвращение Бойла в отличную творческую форму после вялых «127 часов». Перед началом сеанса Рыжков сказал, что смотреть фильмы Бойла — это как быть на вечеринке. Не уверен, что это правда, но ощущение «пира для чувств» в вещах Бойла однозначно есть. «Транс» — это фильм, предельно насыщенный всем: мощными эмоциями, пищей для мозгов, психоанализом, насилием, сексом, динамикой, яркими красивыми цветами (на ночном фоне, что делает их еще более эффектными), музыкой, создающей чувство приподнятости. «Транс» — это фильм, которого много, несмотря на то, что он относительно короток (классические час сорок).

В главной роли здесь Джеймс Макэвой, в очередной раз показавший себя актером, с которым очень легко себя  идентифицировать. Он напоминает Джимми Стюарта, Джереми Реннера и Тоби Магуайра одновременно. О своем персонаже, Саймоне, Макэвой сказал так: «Я почти отказался от этой роли, потому что Саймон выглядел как жертва, а это мне не было интересно. Потом я прочитал еще 15–20 страниц и почувствовал, что в персонаже появляются какие-то новые черты, которых я не замечал. И потом каждые 10 страниц у него открывались все новые и новые стороны». Сказано очень точно. Саймон — сотрудник компании, которая продает на аукционах дорогие картины. В самый разгар торгов на огонек заходит команда грабителей во главе с носатым уголовником Фрэнком (Винсан Кассель), которая решает купить картину за 0 долларов 00 центов, а всех недовольных таким поворотом событий угостить свинцом со специями. Саймон решает картину от грабителей уберечь, прячет ее в специально для таких случаев сделанный кейс и намеревается спустить в сейф, где супостаты ее не достанут, но тут Фрэнк с мощной винтовкой в руках его настигает и высказывает свое веское «фи!» Саймон пытается проявить себя крутым парнем, теряет сознание, а заодно и память.

Уголовники после безрезультатных пыток ведут Саймона к гипнотерапевту Элизабет (Розарио Доусон), которая начинает помогать ему разбираться в собственной памяти. И тут начинается действительно интересное. Фильм часто и намеренно путает нас, заставляя задуматься, с чьей точки зрения мы видим происходящее на экране: от третьего лица, или же с позиции Саймона и его больного мозга, или вообще кого-то еще, скажем, режиссера, которому нравится играть с нашими мозгами? Чем больше проходит времени, тем больше мы понимаем, что доверять в том мире подстав и алчности, который рисует данный фильм, никому нельзя — в особенности собственному восприятию, — и что непонятно, где реальность, а где похожий на сон гипнотический транс (этот прием, частый у Полански, Линча и Гиллиама, здесь использован особенно эффективно). А еще мы, как в свое время Макэвой, узнаем все больше про Саймона, не всегда приятного, и с его эволюцией как персонажа мы эволюционируем как зрители, открывая все новые планы восприятия происходящего на экране.

Для создания атмосферы транса Дэнни Бойл использует впечатляющий арсенал художественных приемов. Среди них съемки через стекло, частое использование зеркал, мягкий фокус, из-за которого окружающий персонажа мир кажется покрытым туманом, собственно туман, съемки ночью с вылезающими из тьмы огоньками а-ля фильм-нуар, частый монтаж, вызывающий эффект скачков сознания. Все это создает атмосферу транса там, где нужно, но и якобы «реальная» жизнь кажется здесь частью транса, или сна. И это правильно, в этом вся суть.

Вас ждут разборки из-за картины, любовная история, достаточно откровенная женская обнаженка (да-да, Розарио Доусон), но главное путешествие здесь происходит сквозь память и восприятие главного героя. Если, конечно, и это не окажется иллюзией, но это — тссс! — секрет.

Серьезный недостаток у фильма один, но он, к сожалению, заметен и поставлен в самый конец: некоторая романтизация персонажа Винсана Касселя. Но в целом концовка вызывает подобающее ощущение безысходности и цинизма. А фильм заслуживает 9/10.

Общее ощущение: в «Заре» происходят новые и интересные вещи, а Артем Рыжков не теряет своего просветительского энтузиазма. Если бы это еще было замешано на меньшем гламуре... А на «Транс» однозначно стоит сходить в кино, благо идет он как в «Заре», так и в мультиплексе «КАРО Фильм».

Текст, фото — Николай КИРИЧЕНКО, фото — Денис ТУГОЛУКОВ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]