Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше"

Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше" Кирилл Шаров: "Если бы удары делались в полную силу, капоэйристов было бы гораздо меньше"
Крепкие ребята, знающие толк в драке, при упоминании капоэйры только презрительно хмыкнут: «Что это за танцы?» и будут не правы. Словосочетание «боевое искусство», с акцентом на слове «искусство», как нельзя лучше характеризует капоэйру, которая из-за своей красоты и оригинальности обросла массой легенд и стереотипов. Неожиданные удары из нестандартных позиций являются одними из самых сильных, среди остальных боевых искусств. Капоэйра долгое время даже была под запретом у себя на родине. Так что же такое эта загадочная капоэйра, рассказал спортивной «Афише Нового Калининграда.Ru» единственный калининградский инструктор по капоэйре школы "Arte de Gingar" Кирилл Шаров.

- Капоэйра это всё, чем вы сейчас занимаетесь? Как началась ваша любовь к таким экзотическим видом боевых искусств? 

- Сейчас да, это единственный вид спорта, которым я занимаюсь. А, вообще, чем я только не занимался за всю свою жизнь. Очень много времени отдал бальным танцам и вольной борьбе, лёгкой атлетике, в фитнес-центрах провёл очень много времени, будучи студентом, и гимнастикой занимался, и даже паркуром, ещё очень давно на заре его становления в нашем городе. В  университете настроение такое: жизнь свободная,  хочется заниматься всем, к чему душа лежит, а душа лежала к таким занятиям. В 2005 году меня за компанию друг притащил на занятия по капоэйре. Я посмотрел, попробовал позаниматься. В итоге друг, который меня привёл, через две недели бросил это дело. А я остался.

-  А где проходили тренировки

- Тогда занятия проходили в помещении БГА на Горького, где занимались боксёры, там был такой человек Данила Плешков. Он сам изучал капоэйру по видео, по фото. Это было только самое начало. Тогда, в основном, всё брали из интернета. И тренера как такового здесь изначально не было, вместе занимались. Потом Данил уехал в Москву. В данный момент он тренирует, живёт и работает в Астане в Казахстане. Мы по-прежнему с ним поддерживаем отношения.

- Выходит, из «гуру» капоэйры в Калининграде теперь только вы? 

- Ну «гуру» - это сильно сказано. В ноябре 2006 года мы поехали на семинар в Москву, туда приехал мастер по капоэйре Бандейра из Бразилии, мы у него прозанимались на семинаре и по окончании семинара прошли так называемое посвящение. Посвящение – это вход в школу, когда принимают в ученики, на португальском называется «ботизада», когда ученик выходит в конце семинара и играет с мастером. В итоге падает, больно ударяется, и, таким образом, считается посвящённым в капоэйристы и получает первый пояс. Тогда, в 2006 году четыре человека из Калининграда прошли это посвящение.

- Что даёт такое посвящение? 

- Это первая стадия, которую проходит капоэйрист: «Добро пожаловать в капоэйру!».  Когда ты получаешь свой первый пояс, то считаешься учеником мастера и принадлежащим к его школе.

- А как происходит дальнейшее развитие ученика? 

- Существует своя система поясов. Сразу оговоримся, что в мире существует огромное количество школ и самые разные взгляды на капоэйру. И везде, соответственно, разные градации, где-то  вообще нет поясов, или есть только ученический и мастерский. В большинстве школ есть пояса. Количество поясов варьируется от десяти и до 18-20. У нас в школе 11 ступеней. Первый пояс на посвящении – зелёный, а финальный, мастерский пояс - белый.

kapo_3.jpg

- И какое время проходит от получения ученического пояса до мастерского? 

- На каждый пояс ученик должен обладать определённым набором знаний. На первом этапе он обязан уметь правильно выполнять определённый набор движений и знать их названия на португальском. На каждый пояс свои. Потом подключаются знания музыкальных  инструментов и песен. В капоэйре много музыки. И чем больше у ученика опыта, чем больше он занимается, тем он должен больше знать. Плюс существует и возрастной ценз: не может стать мастером человек, которому 25-30 лет, каким бы он не был супер крутым, знающим и умеющим. Всё-таки мастер - это не только умения, но и знания, опыт. Чтобы стать мастером, нужны годы и десятилетия кропотливой работы.

- То есть, получается, в Калининграде ещё нет ни одного мастера? 

- В Калининграде мастеров нет, даже в России местных мастеров ещё нет, у нас капоэйра появилась году в 97-98, и это недостаточной срок, чтобы здесь воспитался мастер. В мире же мастеров достаточно много.

- Как появилась капоэйра в России? 

- В Москве капоэйра появилась в конце 90-х, приехали мастера из Бразилии, поводили первые семинары и тогда же набирали первых учеников, ученики развивались, и постепенно возникали школы. Да и Россия, как страна, где практикуют капоэйру, всё больше интересовала бразильцев, португальцев. В Калининграде пока одна школа, но мы работаем над этим,  очень бы хотелось, чтобы происходило развитие.

- Уже не справляетесь с наплывом желающих? 

- На самом деле, мы не особо себя рекламируем, потому что, если посмотреть правде в глаза, я сам занимаюсь капоэйрой с 2005 года. Да, я инструктор здесь, у меня есть тренер, который находится в Москве. Тем не менее, сам я ещё не готов вести за собой огромное количество людей. Для этого надо иметь определённый опыт. Это большая ответственность. К ответственности я готов, но, всё же, опыта маловато.

У меня по градации нашей школы пятая ступень из одиннадцати. Это не очень мало, но и не много. Это ровно середина пути. По калининградским меркам – это максимум. Моя градация звучит, как продвинутый ученик. Это не звание, а просто, для определения моего статуса.

- И сколько сейчас у вас последователей в Калининграде? 

- Сейчас занимается где-то около 30 человек. Возраст самый разный, в среднем от 23 до 29, в основном занимаются взрослые ребята. Есть и дети мелкие, и 10, и 12 лет, но немного, есть и взрослее, и 35, и около 40, занимающиеся для себя.

- Группы делятся по уровню сложности? 

- Да,  по возрасту группы мы не делим. По крайней мере, сейчас есть группа для начинающих, которые изучают азы капоэйры, базовые движения, и группа для продолжающих, где всё это более углублённо. Там ребята, которые занимаются от года, эта группа не очень большая.

- Как часто проходят тренировки? 

- Тренировки проходят три раза в неделю по вечерам, по вторникам, четвергам и воскресеньям, по полтора часа у начинающих и по два у продолжающих. Но, учитывая саму специфику капоэйры, тренировками дело не ограничивается, в ней очень много общения между собой. Я с теми учениками, которые когда-то приходили и ушли,  до сих пор поддерживаю очень тёплые дружеские отношения, те, кто сейчас занимаются, тоже уже и друзья, и знакомые. Общение не ограничивается только рамками спортзала.  

4.JPG

- Насколько важна базовая физическая подготовка?  

- Приходили разные люди, и физически подготовленные, чем-то занимающиеся много лет, и совсем не подготовленные. Тяжело всё равно было всем, без разницы, какая физическая подготовка. И не важно, чем ты занимался ранее, всё равно тяжело. Капоэйра просто настолько другая, что во время тренировок задействованы совсем другие группы мышц. Первые две-три недели, чем бы ты ни занимался до этого, будет больно постоянно, мышцы будут болеть, тянуть и колоть.

- То есть не будет такого, что пришёл неспортивный человек, а ему говорят: «Ты иди, приведи себя в порядок в спортзале, а потом приходи»? 

- Часто задаваемый вопрос. Физическая подготовка - дело наживное в процессе. Девяносто процентов любого боевого искусства или спорта составляет именно физическая подготовка. Будь это бальные танцы, тайский бокс, капоэйра. Всё остальное, техника и навыки – уже вкладывается в процессе. В любом случае, с какой бы подготовкой человек не приходил, он сначала проходит тупо «физуху»: тянется, раскачивается, приобретает пластичность, растягивает мышцы.

- Как проходит тренировка? 

- На тренировке первые 20 минут - это разминка. Потом отработка базовых движений и всё остальное.

- Самый простой и самый сложный вопрос -  так что же такое капоэйра? 

- И, правда, тяжело рассказать что это. Чтобы понять, что это такое, надо обратиться к истокам. Сформировалась она в Бразилии, там была долгое время гонимой и запрещённой, так как была очень жестокой, и, действительно, долгое время практиковалась, как суровое опасное боевое искусство. В полиции даже был создан отдельный корпус, который владел капоэйрой для борьбы с бандитскими группами, которые эти вещи практиковали. И там было совсем не до красоты.

Потом, в начале ХХ века капоэйру легализовали. И со временем признают национальным достоянием Бразилии, неотъемлемой частью бразильской культуры. Не без поддержки тогдашних первых мастеров, которые создавали первые школы, систематизировали, создавали философию и так далее. Сейчас тысячи людей по всему миру занимаются капоэйрой, существуют самые разные течения и направления и, естественно, она трансформируется. Для России и Европы она адаптируется. И капоэйра, естественно, хотим мы этого или нет, никогда до нас не дойдёт в том виде, в котором она была первоначально. О капоэйре заговорили не только как о части культуры, но и как о виде спорта. Лично моё мнение - позиционировать капоэйру как боевое искусство я бы не стал, и как вид спорта тоже. Сейчас появилось очень много школ с таким подходом, есть даже соревнования по капоэйре, в которых они даже используют некие удары.

- А как же должны проходить соревнования? Без ударов? То есть в капоэйре не предполагается контакт? 

- Контакт, конечно же, есть, но он не является основным. Основное понятие в капоэйре - игра, у нас нет как такового спарринга, как в остальных боевых искусствах. Мы играем, а не бьёмся с соперником. У нас нет цели причинить ему боль.

- А понятие «победитель» и «проигравший» есть? 

- Есть, ведь это игра, как и в каждой игре, есть победитель и проигравший. Но контакт - это не цель. Игра может быть разной: доброй, плохой, быстрой, медленной. Многие уважаемые мастера являются противниками проведения соревнований. В принципе, я не вижу, как можно уместить всю капоэйру в рамки соревнований, разве что это может быть какой-то отдельной частью.

Например, если в любимом фильме очень много моментов, и ты вырезаешь только понравившиеся и делаешь свой фильм, начинаешь его смотреть, и понимаешь, что это уже не тот фильм - если бы ты смотрел его первый раз в таком укороченном виде, то ничего бы не понял. Да, ты  видишь классные моменты, но не видишь сути. Также капоэйра, там есть элемент соревнования, но также там очень много вещей, без которых она превращается в стандартное боевое искусство: ударил – победил. Капоэйрист должен делать движения, уметь петь песни. Музыка здесь – неотъемлемая часть. В капоэйре очень много музыки и музыкальных инструментов.

kapo_2.jpg

- А что это за песни? 

- Все они на португальском, и достаточно просты. Каждый капоэйрист должен знать песню на истинном языке, а также её перевод и смысл. Песни всегда поются в игре в определённые моменты. Этих песен очень много, начинающий капоэйрист не обязан знать все. У каждой школы есть свои песни.

- То есть кроме физической подготовки для капоэйриста важен ещё слух и голос? 

- Хорошо, если есть. Но если нет, то что уж поделать? Кому-то дана классная физическая подготовка, растяжка. А у кого-то нет такого. У кого-то есть голос, а кто-то не может так тянуть. Надо уметь пользоваться тем, что у тебя есть. Если голос грубый, и медведь на ухо наступил, надо и этим пользоваться, и петь именно так. Главное тут  желание, а всё остальное – есть рвение и желание – уже достойно уважения, а то, что есть отдельные косяки - это уже другое, мы же не хор.

- Так в вашей школе контакт, в принципе, есть? 

- В нашей школе ученики могут входить в контакт через четыре-пять лет обучения. Сначала мы отрабатываем удары, изучаем технику,  изучаем философию, тренируемся, учимся. Потом, когда техника уже поставлена, мы начинаем отрабатывать удары именно на силу. И если ученик понимает, что он уже ловит момент, удар, у него есть координация, он знает систему ударов, то он уже может работать в контакте. Контакт не рассматривается в капоэйре как цель. Я объясняю ученикам, что главное - это игра: игра как общение. Мы общаемся, разговариваем и делаем различные движения. Но общение тоже может быть разным, мы можем не доводить удары, ловить друг друга, прикалываться, шутить, подлавливать. Не обязательно человека бить, чтобы выиграть. Я могу сделать такие движения и так его загнать, что он не будет знать, что ему делать, чтобы выиграть. Традиционно капоэйристы не наносят удары в полную силу, потому что, если бы все удары делались ногами в полную силу, то было бы гораздо меньше капоэйристов (смеётся).

Контакт – одна из форм существования в капоэйре. Каждый использует его по своему усмотрению. Кто-то очень любит драться, именно бить, кто-то просто играет. Есть школы, где практикуется такая жёсткая капоэйра с ударами. Но, в целом, это красивая игра с элементами боевого искусства.

В капоэйре очень много красивых движений, есть музыка, есть песни, есть красота движений, и если позиционировать её только, как боевое искусство, мы тут же обрежем все эти красивые движения через руки, переходы, красивые  вращения. Зачем они нужны в боевом искусстве? Зачем мне делать сложные движения, вставать на руки, если я могу просто дать с ноги и победить? Там всё должно быть просто. 

- Какие-то значимые события в капоэйре происходят в Калининграде, может быть, какие-то фестивали, праздники, что есть интересного в калининградском мире капоэйры?

Мы в последнее время активизировались, постоянно участвуем в каких-то фестивалях, мероприятиях, можно сказать, и как шоу-группа. В Балтийске на День города на фестивале урбан-культур в парке участвовали.

Каждый год в «Доме искусств» проводится фестиваль «Молодой мастер», в котором мы тоже всегда стараемся участвовать, в этом году он должен быть в сентябре. Там участвуют представители всех боевых искусств. Это крупное серьёзное мероприятие.

kapo_1.jpg

- А какие-то внутренние события в жизни школы?

- В первую очередь - это семинары. Основное событие в жизни капоэйриста – ежеквартальный семинар с тренером  из Москвы, своеобразный мастер-класс.  Это семинар без смены поясов. Так же, один раз в году мы привозим мастера из Бразилии и проводим уже большой семинар, который длится около недели. В конце семинара проводится посвящение или смена пояса.  Мастер смотрит в течение недели на результаты работы и, соответственно, даёт или не даёт пояс.

- Капоэйра - это экономически затратное хобби?

- Ученики, которые проходят три раза в неделю, раз в месяц платят за занятия 1 тысячу рублей. Семинары мы проводим своими силами, стараясь обходиться минимумом средств.  Ежеквартальные семинары  с московским тренером обходятся 1,5 тыс рублей. Семинары с мастером дороже, само участие в семинаре обходится где-то в 100 евро.

- Наверное, приобретение музыкальных инструментов или какой-то амуниции тоже затратно? 

- Приветствуется, когда у ученика есть свой комплект одежды. У нас традиционно белая и черная одежда. Она привозится из Бразилии. В принципе, одного комплекта достаточно, но это совсем не обязательно.  Белый цвет - традиционный капоэйриский праздничный цвет, все мероприятия проводятся в белых костюмах и с музыкальными инструментами. Самыми затратными получаются ежегодные семинары, там всё складывается из мелочей – новая форма, музыкальные инструменты и так далее.

- Какие музыкальные инструменты нужно иметь?  

- Основной музыкальный инструмент – беримбау. Это изогнутая палка со струной, к струне приделана небольшая высушенная бразильская тыква. Она играет роль резонатора. Представить это невозможно, это надо видеть. Беримбау - основной инструмент, и считается, что каждый капоэйрист должен иметь его. Беримбау тоже привозят из Бразилии. 

Кроме того, есть пандейра – простой бубен. Есть атабаке – африканский большой барабан от пола, на котором играется основной ритм. Есть так называемые агого – спаренные колокольчики. Бьёшь по ним палочкой, и они играют в разных тональностях. Есть реку-реку – круглая палка из бамбука, на ней вырезаются круглые деления, и когда палочкой проводишь, раздаётся соответствующий треск. Все они используются во время игры.

- А как происходит сама игра?  

- Вся игра называется жога. Она происходит в кругу, который называется рода, во главе круга встаёт так называемая батерия – все музыкальные инструменты. Ведущий роды берёт самый главный инструмент беримбау – его задача регулировать выход участников, роли участников, следить за ритмом и за поведением игроков, а также петь. Все остальные слушают его внимательно и подчиняются его командам. Он управляет всеми процессами. Рода начинается традиционно медленно, игроки выходят парами. Потом медленная и плавная игра становится всё быстрее. 

- Есть ли какие-то противопоказания к занятиям капоэйрой? 

- Главное противопоказание – это безрассудство и неосторожность. Если человек обладает этими качествами, то за ним нужно очень внимательно следить. Часто даже здоровые люди, которые не размявшись или без соответствующей подготовки пытались сделать какие-то движения, себе вредили. Во-вторых, если тебе запрещено испытывать активные физические нагрузки, или у тебя какое-то искривление позвоночника жуткое, то, конечно, нельзя – это не игрушки, как и в любом другом активном виде спорта. Но, с другой стороны, в интернете можно увидеть, где капоэйру играют люди с атрофированными ногами. Тут главное желание - беречь себя надо, прислушиваться к себе, ведь мы у нас одни.

Текст – Александра Марченко, фото – «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]