«Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru»

«Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru» «Похороните меня за плинтусом… у мамы»: фоторепортаж «Афиши Нового Калининграда.Ru»

В рамках ежегодного фестиваля «Балтийский сезоны» в Калининградском областном драматическом театре был показан спектакль «Похороните меня за плинтусом». «Афиша Нового Калининграда.Ru» не без опасений отправилась на одно из прочтений полюбившейся многим повести. Обычно все попытки сделать из хорошей книги спектакль или фильм вызывают у публики разочарование. Ведь, «книга всегда лучше» - во время чтения каждый сам себе режиссёр. «Афиша Нового Калининграда.Ru» была готова к разочарованию. Тем более, что избежать сравнения с книгой и фильмом при всём желании было не возможно. А фильм уже сильно уступал произведению на бумаге.

Игорю Коняеву, режиссёру питерского театра-фестиваля «Балтийский дом», уже приходилось сталкиваться со сценариями, воплощенными на киноэкране. Как, например, в случае с постановкой «Изображая жертву». Тогда ему вместе с актёрами прекрасно удалось превзойти фильм по эмоциональности и напряжённости. Это справедливо можно отнести и к спектаклю, который в минувший четверг был представлен калининградцам.

«Похороните меня за плинтусом» - автобиографическая история из детства сценариста, режиссёра и переводчика Павла Санаева. В книге, как и в спектакле, явно просматриваются образы реальных членов семьи Павла: дедушки Всеволода Санаева, мамы Елены Санаевой и отчима Ролана Быкова.

Перенести короткую, но пронзительную историю на сцену, не утратив ключевых моментов, оказалось не так легко, спектакль длится более трёх часов. Но на протяжении всего времени ни разу не возникает мысль: «Когда это закончится?» Спектакль смотрится на одном дыхании.

Все мы были детьми, росли в квартирах, обставленных советской мебелью, бабушки застилали полы в прихожей газетами, складывали банки с дефицитными консервами и конфеты отдельно от остальных продуктов, звонил на всю квартиру пронзительным треском дисковый телефон, а в комнате у взрослых стоял большой шкаф, где было много интересного и непонятного. Практически в каждой семье были конфликты. Так уж устроен человек, что интереснее всего ему наблюдать за тем, что знакомо и близко, а, тем более, если это связано с детством.

"Похороните меня за плинтусом"

Театр-фестиваль «Балтийский дом». 

По повести Павла Санаева

Автор сценария и режиссер Игорь Коняев

Это история о трудном детстве. Мир ребенка школьного возраста, замученного взаимоотношениями родственников. Череда трагических эпизодов, в которых предстают хорошо узнаваемые приметы советской жизни, ведет к воссоединению родных сердец. 

В главных ролях: народные артисты России Эра Зиганшина и Роман Громадский, заслуженный артист России Игорь Скляр и Леонид Михайловский. 

Продолжительность спектакля: 3 часа 15 минут. 

Спектакль «Похороните меня за плинтусом» - воспоминания уже немолодого человека о своём детстве. Его роль исполняет 52-летний заслуженный артист РФ Игорь Скляр, тот самый, который «на недельку до второго». Он появляется в начале спектакля на сцене с трубкой, по залу разносится приятный аромат табака, и начинает вспоминать. Зритель даже не замечает, как из стороннего взрослого комментатора Скляр превращается во второклассника Сашу, попадая в пространство сцены, обставленное мебелью из советской эпохи. Декорации и квартиры сменяются друг за другом благодаря навесным платформам, на которых под потолком болтаются кровати, торшеры и столы.

Особенно стоит отметить роль бабушки, которую исполняет актриса Эра Зиганшина. Можно сказать, что семьдесят процентов спектакля держится на ней. Её истерические крики, шизофренические смены настроения, лицемерные высказывания и огромные эмоциональные монологи не дают ни на секунду отвлечься от сцены. Актриса Светлана Крючкова, исполнившая аналогичную роль в фильме, сделала это ничуть не хуже. Но, можно предположить, что держаться в таком состоянии несколько часов на сцене театра, вероятно, сложнее, чем на съёмочной площадке. Зритель испытывает огромное количество эмоций в течение спектакля по отношению к этой героине: ненависть, возмущение, сочувствие, жалость. А совместить это в одном образе - не так просто.

Дедушкину партию исполняет Роман Громадский. Сам персонаж является весьма декоративным, создающим общее настроение спектакля. Кроме него на сцене во втором акте появляется мама восьмилетнего Саши актриса Людмила Моторная. В фильме «Похороните меня за плинтусом» актриса Мария Шукшина исполняет достаточно плоскую роль несчастной безвольной женщины, которой ребёнок, собственно, и не нужен. Моторная целостнее предаёт образ беспомощной, запуганной родными, но любящей матери. Честно говоря, вначале она вызывает раздражение. После реалистичных сцен из бытовой жизни, сцена её появления какая-то искусственно лёгкая и жизнерадостная, как и игра самой актрисы. Позже, когда с её героиней случаются приступы истерики и эмоциональные срывы, отношение к Моторной уже меняется.

Решения режиссёра по поводу смены пространства на сцене идеально гармоничны и легки. Действо происходит вокруг внушительного мусоропровода, который сам является полноправным героем спектакля. Он находится сначала на кухне квартиры стариков, у которых живёт Саша (да, во многих квартирах было такое негигиеничное решение). Мальчик боится его. Мусоропровод, в который во время спектакля с впечатляющим грохотом пропадают предметы, является символом небытия, той гранью, где всё, что было здесь и сейчас становится недоступно, и никогда более не вернётся. За мусоропроводом виднеется входная дверь. В конце спектакля это уже не квартира, это настоящая лестничная площадка типовой многоэтажки, где бабушка, в исполнении актрисы Эры Зиганшиной, играет финальную, и, пожалуй, самую сильную сцену спектакля. Проклиная всех, она замирает у этого портала в небытие, гаснет свет, и голосом Игоря Скляра произносятся финальные строчки, после которых у зрителей наступает чувство прощения к этой измучивший всех истеричной женщине: «Падал снег… Мы хоронили бабушку».

В этот момент зал взрывается аплодисментами, утирая украдкой слёзы и шмыгая носом, взрослые мужчины и женщины 15 минут аплодируют стоя.

Текст – Александра Марченко, фото – Станислав Ломакин для «Нового Калининграда.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]