Художественный руководитель Калининградского музыкального театра и региональный координатор федерального проекта «Культура и время» Валерий Лысенко рассказал специальному корреспонденту «Афиши Нового Калининграда.Ru» Евгении Романовой о том, как музыкальный театр обживает свой новый дом, какова дальнейшая судьба здания на Бассейной, сколько мировых премьер покажет музтеатр в нынешнем сезоне и как новый федеральный проект сможет помочь региональной культуре.
- 14 октября Калининградский музыкальный театр открыл свой очередной, одиннадцатый по счету, сезон в новом доме – с улицы Бассейной театр переехал во Дворец культуры рыбаков на проспект Мира. Как ощущаете себя?
- Трудно говорить, потому что это очень большие переживания. С одной стороны, хорошо, что нынешнее региональное министерство культуры обратило на нас внимание, увидев наши проблемы: маленький зал при таком репертуаре (большие полотна – оперы, мюзиклы)…
- Но ведь много еще надо сделать, чтобы превратить дворец культуры в полноценный театр?
- Я недавно понял, что зрителя это порой не интересует. Меня многие зрители знают в лицо, некоторые подходят после спектакля и говорят: все-таки жалко, что вы уехали с Бассейной. Я отвечаю: там же стулья вместо кресел, ремонт необходим. Мне говорят: но там было хорошо общаться с артистами, это дорогого стоит. Я обещаю: мы постараемся сделать так же и в нашем новом доме – чтобы вы нас полюбили так же, как любили на Бассейной. Это зависит от идеологии театра и его умения через актеров влиять на зрителя.
- Иными словами, зритель чувствует, что камерность может из театра уйти?
- В какой-то мере. Но мы все-таки попробуем убедить зрителя в том, что камерность мы сохраним.
- Не жаль было расставаться с Бассейной?
- Жалко – и до сих пор. Но у нас есть надежда, что мы с этим зданием не расстались.
- Что с ним будет?
- Очень интересная тема. В министерстве культуры на протяжении нескольких месяцев, пока мы перебирались в ДКР, рассматривалось предложение ректора БФУ имени И. Канта Андрея Павловича Клемешева об открытии в здании на Бассейной университетского факультета искусств.
Мы живем в анклаве, не все молодые люди, мечтающие приобрести творческую профессию, могут себе позволить жить и учиться в Москве - это, как мы знаем, удовольствие дорогое. В руководимом мною филиале РАТИ-ГИТИС на протяжении 13-ти лет выпустились 4 курса – и они стопроцентно пополнили труппу музыкального театра. Два курса были музыкальные, два – драматические. Я считаю, что артистов и режиссеров учить можно и нужно здесь, там, где они топают по сцене, - и это будет правильнее. С первого курса и до выпуска они получают конкретную практику каждый день – плюс теория по специальным предметам. В старой России у МХАТа, Малого театра были свои школы-студии, сейчас это учреждения высшего театрального образования, одни из лучших в мире.
У нас была студия в 90-х годах, когда мы начали свою деятельность как частный театр, - и студия показала прекрасный результат: мы получили в труппу талантливых ребят-калининградцев, которые сегодня стали мастерами. Это команда, они дополняют друг друга и умеют делать абсолютно все - танцевать степ, петь, хорошо владеют сценическим движением. Они работают в полную силу, что и должен делать универсальный артист. Моя задача состояла как раз в том, чтобы добиться этой универсальности. И тогда зритель будет ходить, потому что каждый спектакль становится событием.
- Это нормальные требования современной театральной жизни…
- И по этой формуле я выстроил театр. Мы десять лет были частным театром – и всегда стоял вопрос: как выжить. Я понял, что выход – в многофункциональности: опера, оперетта, мюзикл, рок-опера, драма…
Рок-оперу в нашем театре под свое крыло взял Алексей Рыбников, талантливый композитор и очень верующий человек. Его музыка – музыка души и добра, музыка веры в жизнь. Его «Хоакин Мурьета» сегодня - один из лучших наших спектаклей. В России такого спектакля нет ни в одном театре, поскольку это новая авторская версия. Ребята здесь работают с полной отдачей, выходят все мокрые, ни один не позволяет себе ни на секунду расслабиться.
- Вернемся к Бассейной – и факультету искусств БФУ…
- Да, факультет искусств на базе БФУ при поддержке регионального министерства культуры. Мы планируем приглашать лучших педагогов, но система будет не поточная, а ориентированная на нужды региона. Например, мы набираем курс артистов драматического театра, с третьего-четвертого курса дополняем программу профильными предметами для кукольного театра. Я говорил с художественным руководителем нашего кукольного театра Александром Перебейносом, он поддержал эту идею. Другой пример: в Калининграде острый дефицит театральных режиссеров, ставят в основном гастролеры. На мой взгляд, решение кадровой проблемы в сфере региональной культуры является сегодня архиважным.
- А как можно из помещения театра сделать учебное помещение? Помимо сцены ведь нужны еще и классы, репетиционные залы и т.д.
- Сделают хороший ремонт – думаю, на это деньги найдутся. Там может быть и экспериментальный театр, где будет ставить талантливая калининградская молодежь, которая должна развиваться. Наш регион имеет на это полное право. И мы будем гордиться нашими молодыми…
- А Давид Яковлевич Смелянский в рамках «Балтийских сезонов» будет по-прежнему привозить в театр на Бассейной свою программу студенческих спектаклей ведущих театральных вузов «Будущее театра»…
- С Давидом Яковлевичем у нас, как мне кажется, долгосрочное сотрудничество. Мы с ним недавно разговаривали - и планируем привлекать к
участию в «Будущем театра» также выпускников зарубежных театральных вузов. Первый проект - старейшая театральная школа в Ольштыне. Давид Яковлевич собирается их пригласить и просил меня провести переговоры с руководством. При любых обстоятельствах «Будущее театра» - очень хорошая тема для Калининграда.
Есть еще новации. Сегодня мы встречались с генеральным консулом Республики Польша в Калининграде Мареком Голковски и консулом по культуре Рышардом Сосиньски. Они привезли к нам гостей – руководителей знаменитого большого международного фестиваля песни на русском языке «Зелена Гура». У фестиваля есть идея: выйти за «песенные» границы и добавить в программу инструментальную музыку, оперу и т.д., а Калининград сделать одним из партнеров фестиваля - по договоренности с министерством культуры России. Музыкальный театр будет участвовать в этом проекте.
- Каков на сегодня состав труппы вашего театра?
- Сто двадцать человек: оркестр, хор (20 человек), многофункциональная труппа – довольно интересные оперные певцы, которые и в Москве поют (Дмитрий Бертман приглашает их в свой театр), и за границу ездят, а также драматические артисты, тоже поющие. Последний курс филиала РАТИ-ГИТИС защитился в Москве в июне нынешнего года рок-оперой «Хоакин Мурьета» - это наша молодежь. Кстати, четыре красных диплома получили.
- Будет ли труппа расти количественно в связи с расширением театральных «площадей»?
- У нас труппа очень маленькая для музыкального театра. Для примера, у Дмитрия Бертмана в Геликон-Опера – 400 человек. Мы поем оперы, в которых состав хора и оркестра должен быть расширенным. Но для нас это пока дело будущего. Сегодня театр только выстраивает свои позиции, набирает обороты, но, при этом, всего за десять лет существования в ранге государственного театра мы уже успели получить звание «Национальное достояние России» как самый молодой театр в стране.
- Этот сезон вы открыли «Летучей мышью», что будет дальше – хотя бы в ближайшие месяца три?
- «Летучая мышь» - наш золотой фонд, даже билетов не достать, когда мы ее даем, это очень хороший знак. Мы решили, что в новом доме новую страницу нашей жизни должен открыть именно тот спектакль, который открывал музыкальный театр десять лет назад. И это произошло 14 октября.
Потом мы пригласили Елену Сафонову, которая на протяжении многих лет была главным художником Тильзит-театра и Калининградского драматического. Когда мы в филиале набирали третий курс артистов и режиссеров, она пришла к нам учиться режиссуре. Этот курс возглавлял Леонид Ефимович Хейфец. Параллельно Лена работала в Костромском театре главным художником – и Леонид Ефимович забрал ее в РАТИ-ГИТИС в Москву (Кострома всего в двухстах километрах от столицы). Окончив курс Хейфеца в Москве, Лена стала работать в Костроме не только главным художником, но и режиссером. Я решил ее пригласить, предоставив право выбора пьесы. Лена выбрала «Королевские игры» Григория Горина, которые в свое время ставил Марк Захаров. В результате получился один из лучших наших спектаклей. Сейчас с Еленой Сафоновой мы планируем новый проект, но пока не решили, что именно. Лене очень понравилась труппа – и она хотела бы поставить спектакль с прицелом на «Золотую маску».
Сейчас готовим мюзикл по произведениям А.П.Чехова под названием «Необыкновенный талант», буквально через несколько дней объявим премьеру. Очень насыщенный мюзикл – много танцев, песен. Музыку написал композитор Алексей Шелыгин, известный по своей работе в сериалах «Бригада», «Глухарь», «Пятницкий» и др. Это будет первая постановка. Работа сложная, потому что завязано на Чехова. Мы пытаемся все делать очень аккуратно, все-таки мировая премьера, но, думаю, зрителю должно понравиться.
Следующий спектакль в работе – большая опера. Наш ведущий артист Михаил Ляхов, выпускник режиссерского курса Дмитрия Бертмана на факультете музыкального театра РАТИ-ГИТИС, взял в работу оперу, которая раньше не ставилась никогда и нигде, - «Богатыри» Александра Порфирьевича Бородина. Вместе с Геликон-Оперой они ее откопали и решили, что надо поставить в Калининграде.
- Получается, что у вас в нынешнем сезоне – две мировые премьеры…
- Театр и должен так работать – все время на событиях, иначе зритель перестанет ходить. Хотя событие можно сделать и из всемирно известного и тысячу раз поставленного хита – например, «Кармен», «Травиаты» или «Сильвы».
- В репертуаре театра по-прежнему останется много детских спектаклей?
- У нас их около двадцати. Нам очень понравилось ставить восточные сказки – как оказалось, они не жестокие (по сравнению, например, с «Красной шапочкой») и очень мудрые. К Новому году готовим «Калиф-аист» - с играми, песнями и танцами.
- С удовольствием говорила бы и говорила с вами о театре, но все-таки пару последних вопросов задам вам не как художественному руководителю Калининградского музыкального театра, а как региональному координатору федеральной программы «Культура и время». Ее реализация уже началась на территории страны, в том числе – и в Калининградской области. Что это за программа, каковы ее цели?
- Это очень серьезный проект, который инициировал Владимир Владимирович Путин. На федеральном уровне проект возглавил известный джазовый музыкант Игорь Бутман. На базе Программы развития культуры Калининградской области, которую реализует региональный минкульт, калининградским учреждениям культуры предложили быть партнерами и, в какой-то степени, даже опорой реализации федерального проекта «Культура и время» в регионе. Мы создали координационный совет, в который вошли очень серьезные люди – Игорь Одинцов, Виктор Бобков, Андрей Клемешев, Аркадий Фельдман, Галина Янковская… Люди, которые знают проблемы региональной культуры.
Речь в федеральном проекте идет, в первую очередь, о социальной защите работников культуры. Это наболевший вопрос: мы никак не защищены. Одна из задач проекта «Культура и время» - поднять культуру в глубинке. Это включает ремонт клубов, постройку модулей, выезды калининградских артистов в муниципалитеты, какие-то другие специальные проекты с ориентацией на нашу региональную «провинцию» и т.д. Мы надеемся, что федеральный центр нам поможет. Ведь дали же нам на дороги – и на развитие культуры дадут, я уверен и буду биться за это как координатор. С Игорем Бутманом мы уже пообщались, «Культура и время» уже открыт в Волгограде, Белгороде, Туле. Мы сейчас обсуждаем проекты, которые войдут в федеральную программу. Один из них - региональный Фонд поддержки культуры и искусства.
- На ваш взгляд, «Культура и время» сможет дать толчок появлению, наконец, в России внятной государственной политики в сфере культуры?
- Несомненно - и прежде всего потому, что именно этот проект впервые остро ставит вопрос принятия федерального закона «О культуре».
Текст - Евгения Романова, фото - proj.edinros.ru, пресс-службы регионального правительства
© 2003-2025