Смертельная клоунада: что смотреть на «Балтийских сезонах» в этом году

До открытия фестиваля искусств «Балтийские сезоны» остаётся всего пару дней. «Афиша Нового Калининграда» рассказывает о спектаклях, которые покажут в этом году, какие из них можно спокойно пропустить, а на какие надо срочно покупать билеты.

«Доктор Живаго»
Санкт-Петербургский академический драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской
Режиссёр — Леонид Алимов
Стоимость билетов — от 600 до 2500 рублей
13 октября в 19:00 в Музыкальном театре
16+

Сотни страниц романа Бориса Пастернака режиссёр Леонид Алимов утрамбовал в трёхчасовой спектакль. Устроен он так: двенадцать актёров пересказывают жизнь Юрия Андреевича Живаго, являясь одновременно рассказчиками и героями этой истории. «Леонид Алимов [...] словно топором вырубает фабулу, в которой актёры, наспех взяв мизансцены, строятся в живые картины динамичного комикса, озвученные отважной скороговоркой», — писала о постановке критик Марина Дмитревская, обвинившая спектакль в чрезмерной театральщине. Леонид Алимов сохранил все основные развороты сюжета, да и вообще с текстом Пастернака обошёлся предельно бережно — никаких дописываний и прихорашиваний, только выдержки из романа вперемешку со стихами Живаго-Пастернака. Любителям нарративного театра должно прийтись по вкусу.

ч.jpg

«Доктор Живаго», реж. Леонид Алимов

«Знойные мамочки»
Национальный академический драматический театр им. М. Горького (Республика Беларусь)
Режиссёр — Сергей Ковальчик
Стоимость билетов — от 400 до 1800 рублей
14 октября в 19:00 в Драматическом театре
16+

Если вам кажется, что название спектакля напоминает какой-нибудь телесериал на канале «Россия», то вам не кажется. Белорусская пресса сравнила постановку с киношными «Сватами» и предсказала аншлаги. Говорят, это такая же «злободневная комедия о разных взглядах на жизнь людей разного воспитания и разных поколений» с тёщами, свекровями, свояками и всем прилагающимся скарбом. По сюжету две овдовевшие родственницы селятся под одной крышей и не желают мириться с условностями, навязанными их детьми. Ну а дальше — история о том, что «на пенсии жизнь только начинается», и неизбежный общий танец в финале. Уверены, спектакль смешной, но беспокоимся, что в следующем году на «Балтийских сезонах» будут показывать антрепризы из «Янтарь-Холла».

znoynyemamochki06.jpg

«Знойные мамочки», реж. Сергей Ковальчик

«Сцены из супружеской жизни»
Московский Художественный академический театр им. М. Горького
Режиссёр — Андрей Кончаловский
Стоимость билетов — от 2500 до 9000 рублей
19 октября в 19:00 в Драматическом театре
16+

В МХТ им. Горького афиша меняется редко. Здесь восстанавливают чеховских «Трёх сестёр» в постановке Немировича-Данченко, 86-летняя Татьяна Доронина семнадцатый год подряд играет Вассу Железнову и больше двадцати лет собирает залы «Дама-невидимка» Педро Кальдерона. «Сцены из супружеской жизни» Андрея Кончаловского — один из самых свежих спектаклей театра и едва ли не единственный обошедшийся без накладных усов, кудрявых шиньонов и мужчин с подкрашенными чёрным карандашом глазами.

Кончаловский вычеркнул из киносценария Ингмара Бергмана почти всех персонажей, оставил только Марианну и Юхана. Точнее, Марину и Ивана — история супругов, проживших вместе 20 лет и оказавшихся на грани развода теперь разыгрывается не в Швеции, а в России 90-х. В главных ролях — постоянные актёры Кончаловского Юлия Высоцкая и Александр Домогаров. Режиссёр уже ставил «Сцены из супружеской жизни» в Неаполе, и тогда тоже перенёс действие пьесы в Италию 70-х годов. «Уникальность великих произведений в том, что они универсальны, — говорит Андрей Кончаловский. — Понимая это, я недавно поставил эту пьесу в Италии. Как итальянским актерам, так и русским играть современных шведов — усилия над органикой, поэтому в итальянском театре я перенес действие пьесы в Италию, а в России мы решили перенести действие во времена перестройки. Безусловно, происходит некий сдвиг в интерпретации национальных характеров, но это не лишает спектакль гениального проникновения Бергмана в сущность отношений между мужчиной и женщиной».

img5656.jpg

«Сцены из супружеской жизни», реж. Андрей Кончаловский

«В зоне доступа»
Московский театр «Et Cetera» под руководством А. Калягина
Режиссёр — Иван Миневцев
Стоимость билетов — от 500 до 2000 рублей
22 октября в 19:00 в Музыкальном театре
16+

Несколько лет назад театр Et Cetera придумал стипендию для талантливых студентов режиссерского факультета ГИТИСа. Среди них оказался Иван Миневцев, которому предложили сделать первый спектакль для новой сцены театра. Так в Et Cetera появилась онлайн-драма «В зоне доступа» по пьесе молодого драматурга Полины Бабушкиной. По сюжету компания друзей собирается за ужином и в шутку решает сыграть в игру: все приходящие сообщения обязательно читаются вслух, а отвечать на звонки можно только на громкой связи. «Казалось бы, собрались близкие друзья, много лет друг друга знавшие, а столько неожиданного вдруг открылось про каждого, о чем никто и подозревать не мог», — говорится описании спектакля. Что ж, автор пьесы явно смотрела итальянскую комедию «Идеальные незнакомцы». И, судя по точности пересказа, не раз.

vzonedostupavar1.jpg

«В зоне доступа», реж. Иван Миневцев

«Снеговик»
Государственный академический центральный театр кукол им. С.В.Образцова
Режиссёр — Борис Константинов
Стоимость билетов — от 500 до 600 рублей
17 ноября в 11:00, 13:00 и 15:00 в Драматическом театре
8+

Трогательный спектакль по сказке Ганса Христиана Андерсена о любви снеговика (глаза — осколки черепицы, на месте рта — обломок старых граблей) к кухонной печке. Всё здесь очень просто и наивно: вот актёр-кукольник сыпет на крошечные домики белые бумажные конфетти — пошёл снег, а вот наполняет водой из ржавой леечки озерце у собачьей будки — тает лёд. В 2013 году спектакль получил сразу две «Золотые маски» — за лучшую работу художника в театре кукол и лучшую работу актёра. И не зря — детям он очень нравится, но ещё больше нравится взрослым.

ivsh02481.jpg

«Снеговик», реж. Борис Константинов

Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова

Режиссёр — Борис Константинов
Стоимость билетов — от 1000 до 2500 рублей
19 ноября в 19:00 в Драматическом театре
16+

Ещё один номинант театральной премии «Золотая маска». Спектакль «Турандот» на фестивале 2018 года отметили сразу в трех категориях — «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника» и «Лучшая работа актера». Правда, в итоге призы отдали другим постановкам. История о надменной китайской принцессе, загадывающей загадки потенциальным женихам и отправляющей их на эшафот за неправильные ответы, разыгрывается в Венеции: блестит водная гладь, снуют рыбацкие лодки и джонки императора, мелькают мачты кораблей. При всей кровожадности сюжета режиссёру Борису Константинову удалось создать необыкновенно красивую сказку. В главных ролях — 65 тростевых бамбуковых кукол, созданных художником Виктором Антоновым. Каждой порой управляют по несколько актёров. «Очень сложно, работая на первом плане, приходится сгибаться в три погибели, чтобы нас не было видно, — признается артист Андрей Абельцев. — Плюс куклы плавают на лодках, которые двигают наши „внутренние гондольеры“. Получается, что за одной лодкой мы стоим вчетвером-впятером. Очень неудобно». Имейте в виду, билеты на спектакль ещё есть, но немного. Будет обидно пропустить «Турандот» в городе, где театр кукол практически отсутствует как жанр.

ivsh0340.jpg

«Турандот», реж. Борис Константинов

«Барабаны в ночи»
Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
Режиссёр — Юрий Бутусов
Стоимость билетов — от 600 до 3500 рублей
3 декабря в 19:00 в Драматическом театре
18+

Остервенелый грохот барабанов, танцы до изнеможения, разодранный в клочья текст пьесы и яростная, бьющая по вискам энергия — всё то, за что мы любим театр Юрия Бутусова, наконец-то можно будет увидеть, услышать и ощутить в Калининграде. Однозначно главный спектакль «Балтийских сезонов» в этом году. «Барабаны в ночи» — антивоенная история Бертольда Брехта о солдате, который вернулся с полей Первой мировой и оказался на свадьбе собственной невесты (та давно и небеспричинно считала его погибшим). Пьесу Брехта Бутусов превращает в рок-кабаре, то и дело сваливающееся в кошмарную клоунаду: вернувшийся с войны солдат чёрен, точно обуглившаяся мумия, оставшиеся в живых двигаются ломано, как скелеты, а у могилы неродившегося ребёнка разыгрывается жуткая пантомима — в мире, пережившем войну, не существует нормальности.

barabaniafisha2.jpg

«Барабаны в ночи», реж. Юрий Бутусов

Текст — Алина Белянина, «Новый Калининград», фотографии предоставлены фестивалем «Балтийские сезоны»


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]