В Польшу на катере или яхте: руководство к действию

Вы собрались на катере или яхте в Польшу? «Акватория Нового Калининграда.Ru» расскажет вам, как подготовиться к плаванию и пройти этот водный маршрут без проблем, какие документы необходимо оформить, чтобы беспрепятственно и быстро пересечь границы.

Невозможно точно сказать, кто из калининградцев первым открыл маршрут для маломерных судов к нашим соседям, но доподлинно известно, что создатель популярного сайта VodkoMotornik.Ru, известный калининградский водномоторник, мотоциклист, джипер и фотограф Валерий в 2005 году на своем 6-метровом катере дошел до Мазурских озер и Мальборка. По результатам похода водномоторник опубликовал на своем сайте фотоотчет и смонтировал замечательный фильм с интригующим названием «Польский гамбит».

С тех пор Калининградский залив успел закрыться для прохода иностранных судов, заперев польские яхточки в своем закутке и лишив их выхода к морю, и вновь, к общей радости россиян и поляков, открыться. Так что теперь владельцы мореходных судов могут отправляться по маршруту Балтийск-Гданьск протяженностью около 45 морских миль, а владельцы более скромных плавсредств могут пройти по маршруту Балтийск-Фромборк, протяженностью менее 20 морских миль.

Формально не существует никаких требований к вашему маломерному судну для совершения такого «международного» плавания. Можете плыть хоть на нырке, хоть на каноэ, если в судовом билете открыты районы ВВП (судоходные внутренние водные пути — прим. «Нового Калининграда.Ru») или МП (морские пути — прим. «Нового Калининграда.Ru»).

Но вначале придется отправиться в пограничную часть по адресу: Калининград, ул. Суворова, 15, взяв с собой оригиналы и копии гражданского паспорта, прав на управление, техталона и судового билета, и поставить свое судно на учет в погранотряде. Это делается один раз, бесплатно и занимает десять минут — правда, для получения документа придется приехать еще раз. Также встать на учет можно в Балтийске, на ул. Ленина, 68.

uchet.jpg

Итак, теперь можно начинать готовиться к плаванию. Как известно, 80% успеха плавания закладывается на берегу.

Отправной точкой нашего путешествия будет причал 81 порта Балтийск. На нем маломерные суда проходят пограничные и таможенные процедуры (выделено красным цветом на карте).

map_prichal 81.jpg

Для маломерных судов на нем отведена северная часть с низкой причальной стенкой (на фото слева). Даже у края пирса, несмотря на опасную близость берега, глубина составляет не менее 3 метров. Дьюти-фри, увы, не работает.

prichal 81.jpg

А порт прибытия выбираете вы сами. В заливе это может быть Фромборк или Крыница-Морска, а на море — Гданьск или Гурки Заходние. Разумеется, после оформления на нашей границе и до оформления на польской стороне, вы не можете подходить к берегу, подбирать или высаживать пассажиров и т. п.

За три дня до отправления вам предстоит заняться бумажной работой. Заполнить заявление на выход маломерного судна за пределы границы РФ и отправить его по факсу, обязательно получив потом по этому же номеру подтверждение, что факс успешно прошел, в следующие организации:

— Таможенный пост, тел./факс: +7 (40145) 61008;
— Погранотряд, в/ч 2243, тел./факс: +7 (40145) 61030.

Подготовьте к плаванию три судовые роли на отход, копию паспорта капитана, копию доверенности на управление судном (если капитан не является владельцем) и копию судового билета. Еще три судовые роли могут вам понадобиться на приход, так что лучше напечатать их побольше, в том числе пустых бланков — вдруг кто-то из вашего экипажа решит возвращаться из Польши более традиционным способом?

Обычно оформление на российской стороне занимает около получаса, а на польской — минут десять-пятнадцать. Чтобы ускорить оформление на польской стороне до рекордного времени, в судовую роль можно заранее вписать номера виз, по которым члены экипажа пересекают границу.

Вопросы навигации выходят за рамки данной статьи, но настоятельно рекомендуется изучить и распечатать:

 Официальные рекомендации для прогулочных судов, размещенные на сайте ФГУ «Администрация морского порта Калининград». Они содержат ряд полезных телефонов, которые могут пригодиться.

— Телефоны польских пограничников во Фромборке, Крынице-Морской и Гданьске.

— Описания заходов в польские порты на заливе.

Надо отметить, что движение в районе Балтийска регулируется множеством служб, начиная со Службы управления движением судов (СУДС), позывной «Балтийск-Трафик», и заканчивая пограничниками и военными. Если у вас есть рация морского диапазона, то ваше плавание в этой  «зарегулированной» акватории пройдет гораздо проще.

Сейчас в Калининграде всего два-три человека оформили свои судовые радиостанции по всем правилам. Процесс этот занимает около двух месяцев и обходится в 10–15 тысяч рублей. А несколько сотен человек просто купили рации и пользуются ими без оформления. До сегодняшнего дня ни о каких репрессиях по отношению к «нелегалам» не было известно, хотя в других регионах России прецеденты были.

Если вы собираетесь ходить на своем судне в море, ходить за границу, то потратьте 5–10 тысяч рублей и приобретите ручную рацию морского диапазона. Для ее покупки не нужно никаких разрешительных документов. И носить ее с собой, и даже включать и слушать, что происходит в эфире, вам тоже никакой закон не запрещает. А регистрировать ее или нет, выходить в эфир или нет — вы потом решите для себя сами.

В любом случае вы должны четко знать правила движения в морском канале и правила выхода в море, знать каналы VHF и телефоны соответствующих служб. Телефоны, в отличии от каналов VHF, довольно часто меняются, так что их стоит заранее уточнить. Если у вас есть какие-то сомнения, перед путешествием звоните и задавайте вопросы: «Я собираюсь идти на своем маломерном судне из Калининграда в Балтийск по Калининградскому морскому каналу, у меня нет рации, буду стараться идти за границами фарватера — нужно ли мне вам (Службе управления движением судов) звонить при входе в канал?». Как показывает практика, люди во всех этих службах работают весьма отзывчивые, и на ваши вопросы вежливо ответят.

Польские пограничники во многих пунктах, даже в Гданьске, не имеют стационарного поста. Поэтому за час до прихода вы можете вызвать стража граничного, сообщить ему время прихода, а он скажет вам, где его ждать. В Гданьске это обычно низкий причал напротив здания Kapitanat portu, пограничники еще часто говорят «у маяка», имея в виду башню маяка слева от капитанерии. К вам подъедет служебная машина с несколькими пограничниками.

border.jpg

Если рации у вас нет, то лучше всего предварительно позвонить польским пограничникам и уточнить, по какому номеру и за сколько до прихода их вызывать. Никаких заявок вам на польскую сторону отправлять не надо — после оформления на 81 причале наши пограничники сами отправят сведения о вас коллегам.

Теперь, когда заявки отправлены, судовые роли подготовлены, правила изучены и телефоны для связи проверены, подготовку можно считать оконченной. В первый раз она могла отнять у вас весь день, но во второй раз на всю подготовку уйдет минут пятнадцать.

Итак, долгожданный день настал. Минимум за полтора часа до подхода к 81 причалу в Балтийске, на канале VHF 74 вызвать «Импульс» или позвонить по телефону: +7 (40145) 61030 и подтвердить время прибытия для оформления.

Надо отметить, что порядок временного вывоза судов за границу сейчас регламентируется таможенным кодексом РФ, и он не накладывает никаких ограничений по времени нахождения судна за границей и не предусматривает декларирования судна при пересечении границы. Иными словами — идите куда хотите, никто вас не держит, справок, деклараций, залогов и гарантийных писем никаких не нужно.

После оформления необходимо уведомить СУДС об отходе от причала и сообщить, куда вы следуете. СУДС и пограничники могут периодически вызывать вас (или звонить вам по мобильному телефону) и уточнять, где вы находитесь. Вы должны следовать к месту пересечения границы кратчайшим путем, не останавливаясь и не подходя к берегу.

Польских пограничников следует уведомить по рации или мобильному телефону за час до прибытия и уточнить, где они будут вас встречать. Встреча будет вполне доброжелательной, и после оформления вы можете перемещаться по территории всего европейского союза, включая внутренние водные пути, как вам заблагорассудится.

Счастливых и интересных плаваний!

Текст, фото — Александр Горлач

Cобытия