Есть мнение: Светлогорская марина, или Невезучий яхтинг

Фото «Нового Калининграда.Ru».
Яхтингу в Калининграде удивительно не везет. Может быть, место проклятое. А может быть, потому что судьба его, как ни печально, в руках политических прожектеров и воров.

Все дружно посмеялись над мариной в Пионерском, с пятизвездочным отелем, кинотеатром в виде гигантского куска янтаря и мариной на 950 мест, притом что у нас мореходных лодок в области и полусотни не наберется.

Давайте теперь смеяться дальше.

Обидно, конечно, что, по большому счету, это наши с вами деньги попрут и попилят, и это наши дети не будут заниматься парусным спортом, но давайте хоть поржем, раз нам всучили билеты на этот цирк. Ржать сегодня будем по поводу марины в Светлогорске, на проектирование которой на днях выделили 20 миллионов рублей. Как сообщает «Новый Калининград.Ru», «на территории яхтенной гавани предусмотрено строительство административно-сервисного здания для управления гаванью, на крыше которого будут размещены смотровая площадка и солнечные батареи. В здании разместятся ресторан, бар и кафетерий, а также конференц-зал на 30 человек». Также пишут, что в административном здании будет находиться магазин сувениров.

Вот вам фотография здания управления гаванью Sixhaven на 150 мест в самом центре Амстердама, сделано из рубки старого буксира. И весь управленческий персонал, кстати, помещается.

web_sixhavn.jpg

Вот кто, скажите, придумал что в Светлогорске нужен еще один ресторан, еще один бар, еще один кафетерий, еще один конференц-зал и еще один магазин сувениров? Людей с такой бедной фантазией надо из правительства увольнять, они плохо смешат. Тоже мне прикол: ресторан с солнечными панелями на крыше. Почему бы не разместить здания управления мариной в гигантских дирижаблях, которые скоро будут производится на территории нашей области? Из дирижабля сподручнее вести наблюдение за гаванью! Более того, с ним ничего не случится, когда Светлогорское побережье смоет. А этой зимой, признаться, мне в какие-то моменты казалось, что к весне у нас на один пятизвездочный отель станет меньше.

Я хотел бы намекнуть, если вдруг среди прожектеров затешется хоть один приличный человек: было бы прикольно, если бы вместо конференц-зала там появилась маленькая такая парусная школа для детей, виндсерфинг и кайтинг для взослых, прокат гидроциклов и парусных катамаранов для отдыхающих. А то кроме как жрать по ресторанам, в Светлогорске сейчас делать нечего, что несколько снижает туристическую привлекательность этого когда-то замечательного курортного города.

И я, в принципе, всецело за то, чтобы марина на сто мест появилась. Только надо понимать, что домашняя марина подразумевает наличие береговой инфраструктуры: места для зимней стоянки, ангаров для ремонтных работ, помещений для хранения спортивного инвентаря, зданий для размещения яхтенных магазинов, автомобильной парковки и т.п.

Беда только в том, что в Светлогорске нет побережья, там высокий отвесный берег, и строительство нормальной марины просто физически невозможно. Но кому-то очень приспичило что-то там построить. Я все ломал голову — где и как? Пока не увидел архитектурный проект, который поставляется вместе с конкурсной документацией. Ресторан с баром и кафетерием должен располагаться на острие «стрелы», если вдруг кто не догадался.

genplan.jpg

           Схема Генплана, иллюстрация из конкурсной документации на сайте www.zakupki.gov.ru.


Из достоинств проекта можно отметить разве то, что смотрится он задорно и эротично. Я бы даже сказал, что автор проекта как бы тычет им в лицо яхтсменам и говорит: «Хотели марину? Нате!».

А может быть, это такой своеобразный вызов стихии. Никто ведь еще не строил марины так, наперекор здравому смыслу и господствующим ветрам! Возьмите, например, программу Google Earth и пройдитесь по южному побережью Испании, им там тоже не повезло с береговой линией, она достаточно ровная и на ней мало естественных укрытий. И обратите внимание на защитные сооружения. Точки на молу на картинке ниже — это автомобили…

googleearth.jpg

Марина на побережье Испании, снимок экрана Google Earth.


Я не берусь утверждать, что светлогорскую марину смоет в первый же шторм, хотя таких чудес морских я нигде на свете не видел. Но как яхтсмен уверен, что стоянка в ней будет небезопасной и некомфортной. Если все будет так, как выглядит на архитектурном проекте, то на волнении лодки в ней будут скакать как сумасшедшие. Рвать швартовы, кранцы, выламывать утки и клюзы из фальшбортов…

Впрочем, я не сомневаюсь что марина в сезон не будет пустовать. Мест для стоянки в регионе немного, куда деваться. Да и место на морском пути лежит, так что проходящие мимо лодки заходить будут, если с пограничниками решить. И гости в регион обязательно будут приходить на своих лодках, хотя визу в нашу страну европейцам получить не совсем просто.

Правда, высокая заполненность стоянки еще не гарантия положительной экономики. Ведь работать марина будет, по большому счету, пять месяцев в году, а предложить своим клиентам, кроме места на воде, ей больше нечего.

Поупражнятся в расчетах может каждый. По проекту, в марине будет 15 мест для лодок 5–8 м, 50 мест для лодок 8–12 м, 30 мест для лодок 12–16 м и 5 мест для лодок 16–30 м. Стоимость коммерческой стоянки в среднем сейчас 40 руб за метр в сутки. В общем, на зарплату и освещение, мне кажется, им должно хватить, а вот на восстановление защитных сооружений после зимних штормов — не факт. Ну, а про инвестиции в разработку проекта и строительство можно вообще забыть. Это будет чей-то подарок.

Вот только чей и кому? Подарок жителям региона? Нет. Ну, полсотни наших земляков поставят туда свои лодки на лето, а потом будут маяться, где бы их из воды краном выдернуть и на зиму приткнуть. А остальным с этой марины ни холодно, ни жарко. Там же ни водно-спортивного центра для взрослых не предусмотрено, ни школы парусной для детей. Подарок городу Светлогорску в виде иностранных туристов? Да вот тоже не уверен. Пока визы не отменят, больше чем на пару сотен гостевых лодок за сезон Светлогорску рассчитывать не стоит. А пара сотен лодок — это менее тысячи туристов.

Так что похоже, что это подарок тем, кто будет проектировать и строить марину. Так как она и нескладная какая-то получается, и неспокойная, и полусезонная, и неприбыльная. Зато дорогущая!

Вот что стоит построить марину на Правой Набережной? Да ничего не стоит, бери причалы да кидай. Проблем с волнением нет, проблем с фарватером нет, центр города рядом. За двадцать миллионов можно причалов на четыреста яхт нагородить, если без пафоса и не воровать. Не напроектировать, а построить! Вот фрагмент слайда из одной презентации по развитию водного туризма:

marina.jpg

Проект марины в Калининграде, иллюстрация из презентации по развитию водного туризма.

Или что стоит построить марину в совершенно пустом и загибающемся порту Пионерском? И таких мест в регионе немало. Где можно построить нормальную марину без космических затрат. А значит, с нормальными ценами для конечного потребителя.

Но у нас нужен мега-проект. Пятизвездочный. Или хотя бы за сумасшедшие бабки. Или в виде гигантского куска янтаря.

И я не удивлен, почему всем плевать, например, на мнение Калининградской федерации парусного спорта, которая давно и безрезультатно обивает пороги разных ведомств. Потому что Федерация хочет марину, а те, кто хочет строить марины, хотят воровать. Конфликт интересов.

В следующий раз, если найдется свободная минутка написать, мы с вами будем ржать над выездным заседанием Цуканова, Агеевой и Рольбинова в яхт-клубе, на которое не позвали ни командоров калининградских яхт-клубов, ни представителей Федерации. И будем ухахатываться по поводу представленного Рольбиновым проекта его реконструкции.

А чего бы и не поржать, если они на наши деньги устраивают балаган. Уплочено!

Александр Горлач, яхтенный капитан

Cобытия