В глубокой мусорной яме

Минприроды России внесло Калининградскую область в список регионов, успешно реализующих «мусорную реформу». Страшно себе представить, что на самом деле происходит в других частях страны, если та глубокая яма, в которой оказалась самая западная, «наверху» вызывает положительный отклик. Настолько, что наш полуэксклав назван одним из «лидеров эффективной территориальной политики при реформировании системы ТКО».

Очевидно, «лидер эффективной территориальной политики» — это когда счета за услугу вывоза мусора растут в разы — а то и в десятки раз. Для населения вывоз подорожает вроде бы незначительно (хотя и 100-200 рублей — безусловно, деньги), но только на первый взгляд. В конце концов, рост платежей для учреждений культуры, сферы услуг, промышленности, торговли рано или поздно отразится на кошельках граждан. Мы много писали и о «Спаре», и о Музее Мирового океана, и о Виштынецком экомузее — но это не побоявшиеся высказаться; большинство остальных помалкивают. Для многих из них платежи в годовом исчислении увеличились на сотни тысяч рублей, а для кого-то — и на миллионы (!). Но — пока еще надеются договориться.

«Лидер эффективной территориальной политики», похоже, — это когда до старта реформы остается чуть больше месяца, муниципалитеты уже приняли свои несчастные дефицитные бюджеты (лишних денег взять просто неоткуда, разве что область кинет кость). А потом выясняется: региональные власти забыли предупредить их о том, что нужно было предусмотреть в этих бюджетах миллионы (!) рублей на рост платежей за вывоз отходов из школ, детсадов и библиотек. И региональный бюджет, кстати, тоже принят — а деньги на выплаты по распухшим мусорным «жировкам» для учреждений областного подчинения в нем... не заложены.

«Лидер эффективной территориальной политики» — когда важнейший показатель, непосредственно влияющий на уровень платы (то есть нормативы образования отходов, которые умножаются на тариф, чтобы получилась итоговая цифра) вычислен так криво и косо, что разница с другими регионами — не просто огромная, она колоссальная. Это прекрасно продемонстрировал Музей Мирового океана, посетители которого, по логике региональных властей, мусорят в 126 раз интенсивнее, чем посетители аналогичного учреждения в Саратовской области, и в 31 раз — чем в Московской. То, что в расчет норматива для музеев «закралась ошибка», региональные власти все-таки были вынуждены в итоге признать (как раньше тихонько исправили драконовские нормативы для СНТ, по которым садоводам пришлось бы платить за вывоз мусора по 1 тыс. рублей за каждую «сотку»).

«Лидеры эффективной территориальной политики» — когда региональный малый и средний бизнес из-за гигантского роста платежей за вывоз мусора ставится на грань выживаемости. Это не фигура речи — только представьте: раньше вы, как предприниматель, платили за вывоз отходов 20 тысяч в год, а сейчас размер платежей вырос, скажем, до 300 тысяч, как у одной сети магазинчиков. Вас надолго хватит? «Просто не буду платить», — самый распространенный сейчас комментарий. ЕСОО, региональному оператору по обращению с отходами, судя по всему, предстоит большая работа в судах. При этом припертый к стенке областной замминистра экологии вынужден сознаться: оценки воздействия «мусорной» реформы на бизнес у нас... не проводилось. Правда, а зачем? Главное — собрать с населения и юрлиц за год 1,3 млрд рублей, чтобы у него «сошлась экономика».

«Лидеры эффективной территориальной политики» — когда, спохватившись, регион предлагает красивую идею для выхода из ситуации с нормативами: организуйте раздельный сбор мусора, и будет вам счастье, старые цифры вернутся (ну, почти). Но тут же выясняется, что внедрить раздельный сбор смогут не все (для этого каждый маленький магазинчик должен будет создать собственную контейнерную площадку — а места под нее в абсолютном большинстве случаев просто нет, да и жильцы близлежащих домов явно не будут в восторге). Магазинчику останется только закрыться. Да и вообще красивая идея (ведь окончательная цель «мусорной» реформы — переработка отходов, а вовсе не обогащение ее бенефициаров, нет-нет) пока оказывается абсолютно нежизнеспособной. Потому что чуть раньше регион проспал подготовку Таможенного кодекса ЕАЭС, а чуть позже, когда ситуацию можно было исправить на этапе изменений в закон о Калининградской особой экономической зоне (они были приняты в конце 2017 года), об этом тоже благополучно забыли. В итоге региональная переработка, и так едва стоявшая на ногах, почти испустила дух: предприниматели просто не могут вывезти произведенные из отходов товары в «большую» Россию — ну а в Европе их особо никто не ждет.

На днях в МФЦ для бизнеса в Калининграде власть попыталась встретиться с переработчиками. Это было внеочередное собрание их союза; ожидалось, что удастся обсудить судьбу отрасли в контексте «мусорной» реформы. Но «профильные» министры — промышленности и экологии — на встречу не явились. Вместо этого пришел руководитель Фонда поддержки предпринимательства Кирилл Лило с предложениями создать отдельные механизмы этой самой поддержки. Предложения прекрасные: кредиты (под очень выгодный процент), поручительство, вот это все — только скажите, что вам необходимо. Проблема в том, что переработчикам нужно как-то сбывать свою продукцию, а повлиять на решение этой проблемы глава фонда не в силах. Да и региональные власти на данном этапе, откровенно говоря, тоже. Законопроект о новых поправках в Закон о Калининградской ОЭЗ завис где-то в Минфине России, когда он хотя бы поступит в Госдуму, прогнозировать никто не берется.

На таком фоне локальные случаи невывоза отходов, исчезновения мусорных контейнеров и т.д., которые живо обсуждаются в соцсетях (и с которыми региональные власти тоже пока не особо научились справляться), теряются и бледнеют. Да на них и в принципе никто особо не обращает внимания, раздавая и примеряя медали «лидеров эффективной территориальной политики». И понять их можно: головокружение от успехов — довольно приятная штука. Главное, не упустить момент, когда в калининградских магазинах начнут исчезать мандарины. Или, скажем, капуста. 

Оксана Ошевская

[x]