Игры патриотов

Главный редактор «Нового Калининграда.Ru» Алексей Милованов о страсти, с которой власть увлечена битвой за нравственные ориентиры, и результатах, к которым она приводит.

Катарсис и бесы

Для начала — маленькая зарисовка из жизни. Такого рода сценок у меня под окном случается немало; почему именно у меня и именно под окном, я не очень понимаю. Вроде бы почти центр города, окрестности Королевских ворот. Но уже перестал удивляться.

Вечер воскресенья, под окно подъехал «Ягуар» приятного цвета морской волны. Из него выгрузилась компания мужчин и женщин в неопределённом возрасте «слегка за 40», её разбавили соседи, и началась спонтанная вечеринка с напитками. Ягуаровы двери распахнулись настежь, на весь двор заиграла музыка, иногда заглушаемая взрывами хохота.

«Апологетика нынешнего времени в большей степени состоит не в том, чтобы до хрипоты в горле вести бесполезные споры с представителями других конфессий, а в умении и желании донести духовные ценности Христова учения до каждого отдельно взятого человека. Желания у нас как всегда хоть отбавляй, а вот с умением — большие проблемы».

Из интервью отца Олега Скобли.

приводит «Википедия»

«Песни отца Олега своей высокой духовностью и художественными достоинствами привлекли огромное количество почитателей. Любовь к Господу, раскаяние и боль, светлая печаль и надежда — все то, что составляет содержание этих песен, несет людям свет и очищение — то, что греки назвали бы катарсисом и то, что практически невозможно испытать, обратившись к современным популярным песням», — пишут про музыканта и поэта в интернете.

Когда песня всё так же громко заиграла в седьмой раз, мы с женой немного напряглись. «Ты уверен в том, что бесы спят», — опять пел из «Ягуара» отец Скобля с какой-то уже вопросительной интонацией. Вот этот вопрос был совершенно лишним: все бесы в окрестностях если и спали, то давно проснулись от такого концерта. Компания, между тем, становилась всё многочисленней, к выпивающим под творчество протоиерея присоединились местная бабушка с внуком. «Не спасут тебя владельцы грёз, — звучала из динамиков довольно очевидная мысль. — В костюмерной нет святых одежд».

К моменту, когда наша светлая печаль погребла под собой остатки надежды на счастливое завершение вечера, граждане то ли поняли, что двадцатый выход отца Скобли на бис может вызывать санкции, то ли попросту выпили всё, что заготовили. И покинули территорию, возможно — чтобы нести свет и очищение каким-нибудь другим людям. Оставив у бордюра горку пустых бутылок и нас с женой в том состоянии, которое греки наверняка назвали бы катарсисом. 

Кирхи против храмов

Днём ранее неподалёку, в главном корпусе БФУ имени Канта случилось не менее любопытное, но намного более людное мероприятие. III Гражданский форум Калининградской области прошёл при изрядном стечении общественных сил, а также предпринимателей, блогеров, духовенства, депутатов областной Думы и даже доктора экономических наук Иосифа Дискина.

Поаплодировав вдоволь на пленарной части форума, участники разбились на четыре рабочие секции. Конечно, все были весьма интересными. На секции «Развитие калининградского бизнеса: проблемы и перспективы» предприниматели пытались выбить из губернатора ответ на всё более насущный вопрос: «Как нам будут раздавать федеральные субсидии после 1 апреля 2016 года?» Когда стало понятно, что ответа на него Николай Цуканов дать в обозримой перспективе не сможет, бизнес-элита перешла к обсуждению не менее важной темы: как наиболее эффективно стоить за бюджетный счёт детские садики.

На секции «Общественный контроль как инструмент гражданского общества» новая звезда местного «некоммерческого» горизонта, блогер Дмитрий Евсюткин, возглавивший борьбу с точечной застройкой в Калининграде, провозгласил свежую идею: отдать областной центр под непосредственный контроль правительства. Потому как муниципальные власти, мол, доверие граждан оправдать не могут и только лишь всё застраивают почём зря. Та небольшая часть аудитории, которая смогла осознать масштаб предложения, осталась в некотором недоумении.

Патриарх Кирилл призвал калининградцев удержаться от соблазна идентифицировать себя, отталкиваясь от фундамента немецкого наследия региона. По словам главы РПЦ, несмотря на достижения немецкой культуры, которой надо отдать дань уважения, «мы не имеем права забывать, что многие достижения наших предшественников на этой земле были сопряжены с неприемлемой для нас идеологией».

были отлиты в граните

На форуме нынешнем рамки ценностных ориентиров были уточнены в традиционно для региональной власти абсурдном ключе. Николай Цуканов наконец-то определился с позицией по поводу разрушающегося исторического наследия. 

Оно, по его словам, даёт основания для неких «дискуссий» по поводу принадлежности региона Российской Федерации. «До тех пор, пока стоят только кирхи, а нет храмов, дается место дискуссии. А храмы строятся, и будут строиться. Это моя позиция, и многие ее поддерживают», — заявил губернатор.

С рациональных позиций эта нервозность первого лица по отношению к объектам культа, как ушедшей отсюда цивилизации, так и пришедшей ей на смену, не очень понятна. Пресловутые кирхи разрушаются с такой скоростью, что через десяток-другой лет бояться будет нечего: от них попросту не останется и следа. Те же редкие объекты, которые, получив в собственность, РПЦ всё же решилась хотя бы чуть подлатать, «реставрируются» так бодро, что вскоре их можно будет попросту не узнать. Чего стоит хотя бы история с заштукатуренными фресками и спиленным флюгером в бывшей кирхе Арнау в посёлке Родники. Подавляющее же большинство кирх, вместе с фресками и всем остальным, попросту уничтожается местным населением при полном попустительстве так называемой «службы охраны памятников». И если раньше ценители старины питали хотя бы слабые надежды на то, что ситуация может измениться, то после субботних тезисов Цуканова становится понятно: это были глупые фантазии.

Опасения губернатора насчёт принадлежности региона выглядят совсем уж шизофренически-параноидально. В конце концов, всего лишь три десятка лет назад никто не помышлял ни о каком изменении статуса Калининградской области в составе СССР, но храмов при этом почему-то строить не спешили. Да и кирхи, сказать по правде, находились в несколько лучшем состоянии, чем сегодня. Хоть и не принадлежали Православной церкви, а, в основном, использовались в качестве сельскохозяйственных объектов. Конечно, замок, как оплот прусского милитаризма, снесли и на его месте возвели храм культу Советов. Только вот ничего хорошего, как известно, из этого не вышло.

Впрочем, всё это выглядит странно, только если рассматривать тезисы губернатора, фактически поощряющие дальнейшее уничтожение исторического наследия, с рациональных позиций. Если же взглянуть на ситуацию через призму политических технологий, то всё становится куда понятнее. 

Пока что окончательного решения по поводу карьерного будущего Николая Цуканова в администрации Президента РФ не принято. Вокруг — нездоровая атмосфера, сплошь и рядом враги, нужно использовать все возможности. А что же может помочь в претензиях на второй срок лучше, чем поддержка главы РПЦ? Особенно, если потенциальный конкурент также нарочито православен, от ушей и до пяток?

И, наперегонки с епископом Балтийским Серафимом, губернатор стращает прикормленное бюджетными грантами и подобострастно глядящее в рот гражданское общество страшными перспективами. Светский лидер глаголет о «соседях», которые, якобы, думают, что в отсутствие православных храмов «эта территория может перейти к другой стране». Владыка же духовный пугает жителей Калининградской области тем, что они останутся «один на один с международным маховиком разврата, накатывающим на нашу страну». 

Так и хочется вспомнить творчество отца Скобли и аккуратно поинтересоваться: «Расскажи мне, как устроен мир, почему в нем свет пожрала тьма?» 

Битва за ориентиры

Однако реальные причины, по которым чиновники несут подобную ахинею, массовую аудиторию вряд ли заботят. За долгие годы скармливания ему разнообразной государственной чепухи у слишком многих напрочь атрофировалась способность анализировать события и отторгать абсурд. И пышно расцветают всяческие инициативы вроде борьбы с «пропагандой нацизма».

Депутаты Калининградской облдумы передали в Госдуму поправки в Кодекс об административных правонарушениях об увеличении штрафов за пропаганду нацизма, радикализма и экстремизма через различные символы и атрибуты. К идее об ужесточении ответственности калининградцев подтолкнула статистика МВД о количестве и динамике преступлений экстремистской направленности.

ЧМ-2018

Инициатива, конечно, была поддержана большинством голосов, законопроект 31 марта был внесён в Госдуму. И, хоть федеральные парламентарии ещё не успели его принять, уже сейчас можно видеть, как будет применяться этот закон, усиливающий ответственность за «пропаганду» до миллиона рублей.

Некий «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» в субботу заявил, что намерен проверить магазины на наличие в ассортименте игрушек с изображением нацистской символики. «Недопустимо, что искажение истории и подмена ценностных ориентиров происходит даже здесь, на полках безобидных игрушек, в умах еще тех, кто сам не может отличить правду от лжи, добро от зла», — гневно заявила руководитель Роспатриотцентра Ксения Разуваева.

Речь тут, вероятно, идёт о так называемых военно-исторических миниатюрах и моделях военной техники. Популярном хобби, которому я и сам, каюсь, иногда посвящаю досуг. И у меня на полках в шкафу лежат коробки, в которых сидят страшные враги ценностных ориентиров — пластмассовые солдатики. Довольно подробно воссоздающие образ врага, которого победили в 1945 году воины Красной армии. Теперь, судя по всему, всё это добро будет вне закона; или покупаешь фигурку воина Вермахта, или дозу героина — наказание должно быть одинаково суровым. То, что в подобных хобби есть некая образовательная составляющая, адептов патриотического воспитания не волнует.

В этой обстановке совсем уж странным выглядит то, что в Калининградской области только за одну неделю состоялись две масштабные «публичные демонстрации нацистской символики» — реконструкции сражений за Кёнигсберг, происходивших на этой земле 70 лет назад. События эти привлекают множество зрителей, в том числе — с детьми. И в них, как ни парадоксально, участвуют как те, кто воссоздаёт обмундирование солдат Красной армии, так и реконструкторы, специализирующиеся на форме стран Оси, включая пресловутых нацистов. Такими темпами через пару лет подобные инсценировки будут выглядеть иначе: героические советские воины будут побеждать абстрактных, одетых в нечто серое, без знаков различия, врагов. Чтобы, не дай бог, не подменить ценностные ориентиры. 

Маховик, который не остановить

Масштабы показушной битвы за неокрепшие души россиян растут с каждым днём. Хоть на деле она и является лишь попыткой изобразить себя самым главным патриотом на свете. Чтобы быстро получить политические (и, возможно, материальные) дивиденды. Здесь неуместно говорить даже о подмене понятий; все понятия, этические и моральные нормы давно уже смешаны в инфернальном политическом блендере.

Власть предержащие при поддержке церкви (или наоборот) с каким-то остервенением пытаются диктовать нам, во что верить, кого любить, как думать и на какие нравственные ориентиры опираться. Естественно, это приводит к результату, прямо противоположному декларируемым целям. Ведь духовное величие и патриотизм нельзя измерить в количестве церквей на квадратный метр и численности участников митингов в поддержку государственной политики. Куда как более явно степень и глубина любви к Родине проявляются «на местах», на улицах, в городах, городках, посёлках и сёлах. 

Чтобы воочию увидеть разрушительную деградацию, теперь можно заехать уже в любой район Калининградской области; некогда процветавшие места вымирают повсеместно. К сожалению, достоянием общественности это вымирание становится редко. То Канта обидят, то сгорит что-нибудь, но в целом нам на это довольно глубоко наплевать. Процесс этот начался задолго до нынешнего экономического кризиса и страшно даже думать о том, как глобальный спад производства и дефицит госбюджета повлияют на местечковые реалии. Хотя, возможно, хуже просто некуда.

«Точно так же, как нельзя камням, лежащим на этой земле, придавать большее значение, чем духовному состоянию людей, которые на ней ныне живут, так же нельзя и подчинять духовное измерение человеческой жизни исключительно материальным интересам», — говорил на открытии областного форума Всемирного русского народного собора Патриарх Кирилл. Однако выражается это духовное измерение во вполне материальных проявлениях; живущий в грязи и развалинах человек вряд ли может гордиться развитой духовной культурой.

И маховик разврата, о котором говорил епископ Серафим, крутится вовсю. Только вот насчёт международной его природы есть серьёзные сомнения. Вроде бы всё тут своё, местное — жители, водка, которую они пьют, губернатор, который ими правит, и бесы, которые, по меткому наблюдению отца Скобли, не спят. То, что происходит это вымирание под песнопения с высокой духовностью и художественными достоинствами, только прибавляет ситуации абсурда. Хотя, возможно, именно так катарсис сегодня и выглядит. Грекам виднее.

Алексей Милованов, главный редактор «Нового Калининграда.Ru»

[x]